Зятья, племянники и инфоцыгане – кто вошел в топ «молодых и перспективных» в Казахстане?

Дата:
Автор: Денис Кривошеев
Зятья, племянники и инфоцыгане – кто вошел в топ «молодых и перспективных» в Казахстане?

На фоне политического затишья, в отсутствии громких инфоповодов и значимых официальных новостей, так называемые казахстанские «элитологи» снова развлекаются составлением различных рейтингов «богатых и знаменитых». 

А судьи кто?

Хотя, по сути, многие подобные продукты являются профанацией самой идеи составления рейтинга, не имея под собой ни научно-методической основы, ни базы социологических исследований, не играя какой-либо прогностической роли. Откровенно говоря, это больше похоже на развлечение заскучавшего без медийного внимания Телеграм-политолога.

Взять, к примеру, растиражированный недавно в СМИ топ-50 молодых перспективных управленцев. Составитель рейтинга Ербол ЕДИЛОВ – автор Телеграм-канала YEDILOV ONLINE, управляющий директор по стратегии и аналитике GR Consulting Group. До определенного времени работал в органах прокуратуры и нефтегазовой сфере, но снискал себе славу именно как «элитолог».

Элитолог – новое слово в казахстанской политической науке. В странах с ресурсными демократиями, таких как Казахстан, где политики отсутствуют как класс, в публичном поле их подменяет «элита» – чиновники, депутаты, олигархи и крупный бизнес, так или иначе облеченные властью или близкие к ней. Разбираться во всех хитросплетениях и связях так называемой элиты: кто кому приходится родней, сватом или кумом, кто чей человек, к какой группе влияния относится тот или иной чиновник или бизнесмен, кто чья креатура – это и есть предлагаемая нам прикладная политология казахстанского разлива.

Базовые продукты «элитолога» Едилова, составляющие его популярность – это Топ-100 самых влиятельных людей Казахстана, Топ-50 - самых влиятельных женщин, Топ-50 самых влиятельных людей нефтегазового сектора, Топ-50 молодых и перспективных управленцев.

Раскруткой своих рейтингов, составленных по никак и нигде не оглашаемой методике оценки «влиятельности» и «перспективности» (возможно, на глазок), Едилов занимается на своем именном Телеграм-канале. Обратимся к его статистике: количество подписчиков – 45 тыс., охват одной публикации в среднем – 13,4 тыс., дневной охват – 250 тыс., 20 постов в день в среднем, ERR– 29,6%, индекс цитирования 34,37.

Самый очевидный вывод при знакомстве со статистикой: для такого большого количества подписчиков слишком небольшое количество репостов и упоминаний. Рост числа почитателей канала и его просмотры нестабилен, что говорит о систематическом запуске кампаний по продвижению. По мнению специалистов отрасли, часть аудитории подобных каналов – попросту неживая.

В случайном порядке

Обратимся к содержанию предлагаемых Едиловым продуктов. Вполне понятно, что при отсутствии какой-либо методики и критериев оценки «перспективности» или «влиятельности» (автор нигде их не сообщает) распределение позиций в рейтинге, по-видимому, совершенно рандомное: поэтому попадание в топ ничего не гарантирует списочнику, ни коим образом не прогнозирует дальнейший рост или падение номинанта. 

Все бы ничего: у каждого есть право на собственные представления о месте «богатых и знаменитых» в собственном шорт-листе. Однако если составитель рейтинга присваивает себе право на экспертность, он начинает воздействовать на общественно-политическую реальность.

Напомню, что Топ молодых и перспективных управленцев Казахстана, составленный недавно Едиловым, охотно подхватили СМИ (которым не мешало бы проявить больше взыскательности), а значит читатели, ознакомившись с этим продуктов, сформируют искаженное представление о новом поколении управленцев, их профессиональных качествах и перспективах продвижения. И вообще решат, что главным мерилом успеха и гарантии продвижения по службе в Казахстане является громкая фамилия…

Любопытно, что в топе нынешнего года много новых лиц, чье появление никак не было спрогнозировано Едиловым в прошлом году. То есть их восхождение на властный Олимп стало для «элитолога» полной неожиданностью. Таких персон – целый девятнадцать, то есть рейтинг по сравнению с прошлым годом обновился почти на 40%! Это вызывает большие вопросы к профессионализму его составителя.

Куда делись выбывшие из топа девятнадцать человек – не известно. Возможно, они более не интересуют «элитолога», возможно, часть из них перестала быть «молодыми», а другую часть посадили за взятки и должностные преступления. Всякое случается, но кто же стал новичком топа? 3 и 4 место заняли новички и в своей должности, и в рейтинге – министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ и заместитель руководителя Администрации президента Алия РАКИШЕВА.

В числе новичков также четыре новых вице-министра: вице-министр финансов Руслан ЕНСЕБАЕВ, вице-министр национальной экономики Жаслан МАДИЕВ, вице-министр торговли и интеграции Азамат АСКАРУЛЫ, вице-министр информации и общественного согласия Данияр ЕСИН, два заместителя руководителя канцелярии премьер-министра Асет ИГРАЛИЕВ и Сакен ШАЯХМЕТОВ.

Не спорим, что это достойные молодые госуправленцы, которые получили назначения благодаря проявленной эффективности, результатам работы, профессионализму, компетенциям, личностным качествам. Однако характерно, что их карьерный взлет оказался полной неожиданностью для составителя рейтинга и главного «элитоведа» всея Казахстана. Все потому, что за этим продуктом сомнительного качества не стоит кропотливая работа, в ходе его подготовки не оценивается репутация списочников, не исследуется их эффективность и результативность на вверенном участке работы.

Любопытно, что в рейтинге немало тех, кто отличился успехами главным образом на поприще самопиара и гламура – так называемые инфоцыгане. Есть также те, что известен главным образом своими родственными связями, удачными браками и громкими фамилиями.

Общество неравных возможностей?

И теперь самое, на мой взгляд, важное: Топ молодых и перспективных управленцев – это хоть и частное мнение, но еще и серьезный аргумент в пользу неравномерного распределения возможностей в казахстанском обществе.

Что характерно: в Казахстане, где проживает 30% русских, для них не нашлось ни одного места в списке перспективных. И тут возникает серьезный повод для размышлений. Либо сам Едилов по каким-то причинам не рассматривает русских, как, впрочем, представителей других этносов многонационального Казахстана, как перспективных членов общества, способных попасть во власть и принести пользу государству и обществу, и упаковывает в своем продукте этот посыл обществу.

Либо, действительно, в стране сложилась ситуация, при которой представители некоренной нации, являющиеся полноправными гражданами страны, не могут стать частью ее элиты. Если это так, то становится очевидным, что массовый отток граждан не титульной национальности из страны – это следствие подобного положения вещей.

Увы, из-за этого Казахстан теряет конкурентные преимущества, а страны-реципиенты, принимающие казахстанских мигрантов, получают готовую квалифицированную рабочую силу, что называется даром. Образ мыслей современного человека находится под мощным воздействием медийного пространства, и если в СМИ, в таких вот сомнительных медиа-продуктах, он считывает соответствующий посыл, то он строит на их основе свою жизненную стратегию на эмиграцию.

ИАЦ является площадкой для свободного обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Теги: Казахстан

Поделиться: