Истоки религиозного экстремизма: от экспорта идей до молодежного радикализма

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Участник видеоконференции обсудили факторы, повышающие риск распространения религиозного экстремизма. В числе первых был назван Интернет и социальные сети. Так, отвечая на вопрос о зарубежных связях группировки, совершившей 5 июня теракт в Актобе, руководитель Общественного фонда «Мир Евразии» (г. Алматы) Эдуард Полетаев отметил, что «благодаря развитию социальных сетей и Интернета желающие совершить террористический акт могут сами «напитаться» необходимыми ему идеями без какого-либо зарубежного инструктажа».
Истоки религиозного экстремизма: от экспорта идей до молодежного радикализма
Истоки религиозного экстремизма напостсоветском пространстве, способы противодействия ему со стороны государстваи гражданского общества, а также профилактика радикальных настроений средимолодежи – эти и другие вопросы обсуждались на международной видеоконференции«Религиозный экстремизм в странах Прикаспия и Центральной Азии», организованнойЦентром международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия»,Астраханским региональным телеканалом «Астрахань-24» и Центром аналитическихисследований «Евразийский мониторинг» (Республика Казахстан). В мероприятии,состоявшемся 16 июня, приняли участие эксперты из России, Казахстана иКыргызстана.Задаваятон дискуссии, руководитель Центрамеждународных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» АндрейСызранов подчеркнул, что в анализе истоков и причин религиозногоэкстремизма в странах постсоветского пространства важными являются три аспекта:молодёжь, миграция и социальная справедливость. «Молодёжь легко поддаётсявербовке из-за юношеского максимализма, а из-за постоянной миграции мы видим,что в странах Европы увеличилась угроза экстремизма. И третий вопрос –неправильная трактовка справедливости, которую дают представители конфессий», -подчеркнул эксперт.Участниквидеоконференции обсудили факторы, повышающие риск распространения религиозногоэкстремизма. В числе первых был назван Интернет и социальные сети. Так, отвечаяна вопрос о зарубежных связях группировки, совершившей 5 июня теракт в Актобе, руководитель Общественного фонда «МирЕвразии» (г. Алматы) Эдуард Полетаев отметил, что «благодаря развитиюсоциальных сетей и Интернета желающие совершить террористический акт могут сами«напитаться» необходимыми ему идеями без какого-либо зарубежного инструктажа».Заместитель директора по науке итерриториальному отделению ВШГУ Аф РАНХиГС (г. Астрахань)Эльдар Идрисов добавил, что в эпохуглобализации растет роль Интернета как средства передачи религиозных знаний итрансляции религиозных ценностей. При этом эксперт подчеркнул, что «инструментыИнтернета по информационному воздействию глубже и сильнее, чем вербальнаяпрактика».Политолог, эксперт в областирелигиозного экстремизма (г. Бишкек) Алина Молдокеева всвою очередь констатировала стремительные процессы исламизации в кыргызоязычномсегменте Всемирной сети. «Все чаще в кыргызского Интернете можно встретить спорыо религиозных догмах, о роли религии в государстве. Причем эти дебаты поройносят откровенно радикальный характер, что не может не тревожить», - отметилаА. Молдокеева.Ещеодин фактор риска заключается в проблемах теологического образования икадрового обеспечения официального духовенства. Так А. Молдокееваконстатировала «низкий уровень знаний кыргызских теологов, которые пытаются спомощью обрывочных знаний просвещать народ». Помимо этого эксперт отметилаэкспортный характер радикальных воззрений. «Очень много молодых людей изКыргызстана сегодня получают образование в Турции, Иране, Египте, другихстранах Ближнего Востока. Не секрет, что оттуда они возвращаются уже с новыммировоззрением, которое они распространяют в массах, создают семьи согласно религиознымнормам, делятся знаниями, образуют домашние школы, устраивают семейные сборы,на которых читают Коран, обсуждают хадисы, воспитывают в религиозных традицияхдетей. И это является достаточно серьезным фактором исламизации населения», -сказала А. Молдакеева.Э.Полетаев также отметил, что одним из источников религиозного радикализма сталозарубежное образование в духовной сфере. «С открытием границ много молодыхлюдей направлялось на обучение в Саудовскую Аравию, Турцию, Египет, откуда ибыли привнесены идеи, не свойственные для ханафитского мазхаба, которого традиционнопридерживаются казахи. Ситуация усугубилась тем, что в 90-е годы, на фонекадрового дефицита, людей, только что получивших зарубежное образование,назначали на ответственные посты. Таким образом, муллы, не имевшие опыта и авторитета,начинали проповедовать, и не всегда это делалось, говоря светскими категориями,профессионально».Директор Центра аналитическихисследований «Евразийский мониторинг» (г. Алматы)Алибек Тажибаев также отметил острыйдефицит компетентных кадров в системе официального духовенства. «Как намизвестно из сообщений в казахстанских СМИ, существуют прецеденты переубеждениярелигиозных фанатиков, когда некоторые из них отказываются от фанатичныхубеждений после бесед с профессиональными проповедниками. В то же время сегодняощущается серьезная нехватка специалистов религиозной сферы, которые могутпроводить работу по изменению фундаментально-ценностных и аксиоматических ориентировадептов радикальных течений», - сказал А. Тажибаев.Наконец,эксперты отметили, что благоприятной питательной средой для взращивания религиозногорадикализма являются социальные и миграционные проблемы, а также трактовкапонятия справедливости в современных обществах.ТакЭ. Идрисов подчеркнул, что «религиозный фактор в 21 веке, наряду снациональностью, является важным инструментом конструирования идентичности».Особенно остро эта проблема проявляется в эпоху глобализации и активизациимиграционных процессов. «Если взять любую мигрантскую группу,которая выехала за пределы исторической родины, то на чужой территории она такили иначе будет идентифицировать себя с религией», - сказал эксперт. Помимоэтого, по замечанию Э. Идрисова, «любая религия трактует тему социальнойсправедливости, а в современном гетерогенном обществе, которое практическираспалось на различные ячейки, истолковывающие проблему справедливости по своимканонам, мы видим несовпадение трактовок справедливости государством и отдельнымигруппами общества, в том числе антигосударственной направленности».Политолог Денис Бердаков (г.Бишкек) добавил, что благодатной почвой для экстремизмаявляется слабость государственных институтов. Отметив недостаточнуюэффективность бюрократического аппарата в Кыргызстане, неспособность его вполной мере обеспечить безопасность и исполнение законов, эксперт констатировалусиление в противовес этому религиозной сферы, создание религиозными лидерамиразветвленных сетевых структур. Религия в Кыргызстане, по словам политолога, становитсяодним из ощутимых факторов политической жизни. «Политики понимают, что естьбольшое количество религиозного электората, и на этой основе идет постоянныйпоиск компромисса, баланса между светским характером государства и исламизациейнаселения», - резюмировал Д. Бердаков.Э.Полетаев акцентировал внимание на социальной защите молодежи в Казахстане,особенно подпадающей под категорию «самозанятой». «Молодежный радикализмпроявляется везде, а в Казахстане он в силу понятных причин получил религиознуюокраску. Если бы не было религии, появлялись бы студенческие демонстрации,молодежные банды, футбольные фанатики. В Казахстане ситуация усугубляется тем,что здесь высокая доля молодежи – почти треть населения относится к возрастнойгруппе от 14 до 29 лет, и это соотношение учитывая демографические процессыбудет расти. Безусловно, эту молодежь необходимо обеспечить работой иобразованием. Помимо этого существует группа самозанятого населения,насчитывающая около 3 млн человек, которое не совсем качественно и эффективноохвачено проводимой государством идеологической работой поскольку редко несоприкасаются с органами государственной власти», - сказал Э. Полетаев. Экспертсообщил, что после активизации в Казахстане террористического подполья в 2011-2012гг. была разработана программа по противодействию религиозному экстремизму, накоторую должно быть выделено около 100 млрд тенге. «В рамках программы работаетогромное количество пропагандистских групп, куда включаются авторитетные люди,в том числа из числа духовенства, печатается большое количество материалов. Таквот, к сожалению, самозанятые плохо охвачены этой идеологической работой. Думаю,в ближайшее время произойдет коррекция, и этот недочет будет устранен», -сказал Э. Полетаев.Входе обсуждения эксперты сошлись во мнении, что 100%-ную гарантию от терроризмане может сегодня обеспечить ни одно государство мира, а Центральная Азия иПрикаспийский регион, приковывающие в силу богатства ресурсами и высокоготранзитного потенциала пристальное внимание глобальных игроков, находятся взоне геополитического риска. В то же время наличие таких организаций поподдержанию безопасности как ШОС и ОДКБ должно послужить гарантом стабильности вэтих регионах.

Поделиться: