Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Недоверие вызывает не столько нормы Земельного кодекса, сколько его администрирование.

14.06.2016

Автор:

Теги:

 Третье заседание Общественной комиссии по земельной реформе, прошедшее недавно, было посвящено передаче земли в аренду иностранцам. Дебаты снова длились несколько часов, хотя нельзя не признать, что градус их снизился, и стороны диалога продемонстрировали готовность к обоюдному компромиссу. Впереди – поездки по регионам, после которых комиссия, наконец, представит консолидированную позицию. А пока мы предложили членам комиссии поделиться своими мнениями в блиц-интервью.

_________________________________________________________________________________________ 

Евгений Ган, президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана:

- Евгений Альбертович, с какими предложениями Союз зернопереработчиков и хлебопеков делегировал вас в комиссию по земельной реформе?

- Я представляю ассоциацию переработчиков. Наш круг интересов – это зерно как сырье, продукты переработки зерна. Фактически на земле мы не работаем, хотя и непосредственно контактируем с аграриями. Тем не менее, все мы понимаем, что земля – это краеугольный вопрос, который касается каждого гражданина Казахстана. Очень хорошо, что была собрана такая представительная комиссия. Думаю, что президент вынес глубоко верное решение, объявив мораторий на введение поправок в Земельный кодекс. Отмечу, что формат работы комиссии конструктивен. Будем надеяться на то, что принятые ею решения пойдут на пользу и крестьянам, и обществу в целом.

- Члены комиссии подчеркивают, что земельному вопросу сопутствует множество дополнительных проблем социального характера – занятости на селе, развития сельской инфраструктуры – и экономических – переработки сельхозпродукции, экспорта, которые непосредственно связаны с деятельностью вашего Союза. Вы надеетесь их обсудить на заседаниях комиссии?

- Надо понимать, что есть проблемы сельского хозяйства, которые к Земельному кодексу отношения не имеют. И думаю, что формат этой диалоговой площадки не предполагает решение всех проблем аграрного сектора и сельских территорий. Следует четко разделять задачи комиссии по земельной реформе, ее полномочия и компетенции других органов.

Очень важно, чтобы одновременно с совершенствованием Земельного кодекса усовершенствовалась и система администрирования земельных отношений. Поймите, ведь недоверие вызывает не столько нормы Земельного кодекса, сколько его администрирование. Важно то, как он будет выполняться, насколько четко госорганы будут держать под контролем вопросы землепользования и осуществлять мониторинг. Это самая большая проблема. На мой взгляд, совершенствование администрирования – это такая же важная на сегодняшний день задача, как и поправки в Земельный кодекс.

- Нужен ли дополнительный общественный контроль за землепользованием?

- Нет, я думаю, что просто нужно расширить компетенции и ужесточить меры за искажение информации, которую предоставляют уполномоченные органы.

- Вы поддерживаете сдачу земли в аренду иностранцам, чтобы вместе с ними в сельскохозяйственную отрасль приходили инвестиции, новые технологии?

- Вы сами ответили на свой вопрос. Естественно, любой казахстанский предприниматель, занятый в сельском хозяйстве, поддерживает новшества, которые способствуют притоку инвестиций в отрасль и приходу новых технологий. Это вполне очевидная вещь. Думаю, что и противники аренды земли иностранцам не возражают против этих двух позиций. Скорее, они боятся злоупотреблений в этой сфере. И снова все вопросы упираются в администрирование. Важно прозрачная работа уполномоченных органов, важно знать, кто и чем занимается на земле.

- Если в страну придут сильные иностранные компании по производству продуктов питания, выдержат ли наши переработчики конкуренцию с ними?

- Не надо бояться того, что наши товаропроизводители окажутся неконкурентоспособными, а надо исходить из того, что если иностранные компании будут работать по новым технологиям, у них можно будет чему-то поучиться. В этом случае, почему бы и нет? Другое дело, что если работа иностранных компаний принесет ущерб самой земле. Но опять же, оговорюсь, что это вопрос администрирования. Надо эти проблемы выявлять и принимать предупреждающие меры.

 

Кенжегали Сагадиев, общественный деятель, доктор экономических наук, профессор:

Какие именно требования вы предлагаете предъявлять казахстанским гражданам, приобретающим землю?

- Во-первых, это размер участков. С тем, чтобы аграрий мог эффективно возделывать эту землю. На севере это могут быть большие площади земли, на поливных землях на юге это могут быть меньшие наделы. Во-вторых, возможность субсидий – государство должно помогать обрабатывать эту землю. В-третьих, требование проведения почвозащитных мероприятий с тем, чтобы земля сохранила свое плодородие. Вот такие меры мы предлагаем.

- И разумеется, контроль…

- Естественно, нужно и негосударственное регулирование, и административный контроль для того, чтобы земля эффективно использовалась, возделывалась, чтобы она не теряла свое плодородие, чтобы она не заросла сорняками и чтобы при ее обработке не применялось излишнее количество химикатов. Члены комиссии акцентирует внимание на результативности работы земельных инспекций. Это очень серьезный вопрос.

- Каково ваше мнение об общественных протестах вокруг земельной реформы?

- Нельзя обвинять народ за то, что он выразил таким образом беспокойство. Земля священна для Казахстана. Понятие Атамекен – Земля отцов – с молоком матери впитал в себя каждый казахстанец. Это ценность, которая очень крепко сидит в народе. Поэтому любое покушение на землю вызывает острую реакцию со стороны населения. Наше дело – не допустить этого, объяснить все народу, и самое главное – принять такие решения, которые удовлетворили бы население.

Жанар Тулиндинова


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение