Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«Власть тушит там, где загорелось, но не действует на упреждение»

14.06.2016

Автор:

Теги:
                                                      

Мажилис (нижняя палата) парламента Казахстана принял в работу проект закона о моратории на некоторые нормы Земельного Кодекса РК. Основанием к тому  стал майский указ президента республики о приостановке действия отдельных норм земельного законодательства, регламентирующих, в частности, процесс передачи земли иностранцам. В течение месяца вопрос, ставший поводом для горячих общественных дискуссий и ряда протестных акций, исследовали представители созданной по распоряжению Нурсултана Назарбаева специальной Комиссии по земельной реформе. Итоги деятельности согласительного органа  «IQ» прокомментировал известный казахстанский политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ.

 

"IQ" - Султанбек, на протяжении месяца «земельный вопрос» и работа комиссии были в фокусе общественного внимания в Казахстане. Как вы оцениваете развитие ситуации вокруг этой актуальной темы в динамике: от момента возникновения напряженности – до нынешнего состояния? Повлияла ли работа комиссии на изменение общественного мнения?

 

- На мой взгляд, власть в лице президента своевременно и адекватно отреагировала на создавшуюся ситуацию в сфере земельных отношений и создала комиссию, в состав которой вошли представители органов государственного управления, общественности, бизнеса, политических партий.

И эта комиссия, опять же, по моему мнению, оправдала свое предназначение как в плане обсуждения поправок в Земельный Кодекс и выработки новых предложений, объективно отражающих современные реалии развития сельского хозяйства в стране, так и в отношении понижения градуса накала страстей.

Теперь фактическую эстафету по законотворческой деятельности в этом вопросе подхватил Мажилис. Сейчас еще рано утверждать, что будут приняты какие-то кардинальные изменения в Земельный Кодекс, как и считать, что ничего не изменится.

Проблема носит комплексный характер, и рубить сплеча было бы крайне недальновидно.

Что касается ажиотажа вокруг земельного вопроса, то, на мой взгляд, шумиха была создана несколько искусственно, и во многом она объясняется именно недоверием населения к тому, что говорит и делает власть. Сейчас, думается, уже можно утверждать, что в общественном мнении градус напряженности по земельному вопросу значительно снизился.

 

"IQ"- Оправдана ли в Казахстане частная собственность на ресурс, который принято считать стратегическим? Речь не только об иностранных собственниках и арендаторах, но о передаче земли в частные руки вообще? Может, стоит вооружиться примером Беларуси, где частная собственность на землю, вроде бы, существует, но, в то же время, законодательно введен ряд ограничений, которые делают практически невозможной передачу в частное пользование земель сельскохозяйственного, рекреационного назначения, лесных массивов, природоохранных зон и так далее?

 

- Давайте представим общую, так сказать, земельную картину в стране.

В Казахстане площадь земель для ведения сельского хозяйства, которые находятся в аренде, составляет 99,5 млн. га. В частной собственности – 1,3 млн. га. И, к сожалению, этот вопрос непрозрачен. Общественность не знает: кому принадлежат земли, где они конкретно расположены и так далее. Впрочем, эта проблема ожидает своего скорого решения…

Из всего запаса государственных земель – а это 100,1 млн. гектаров – 78,5 млн. га  не обеспечены водоснабжением.

Из государственного запаса  исполнительные органы власти намеревались с июля текущего года выставить на аукцион 1,7 млн. га земли. Сейчас на это намерение наложен мораторий.

Казахстанские фермеры в основном являются арендаторами, а не  собственниками. Сельское хозяйство, как правило, проблемная отрасль экономики – во всех странах аграрии получают государственную поддержку, которой явно не хватает отечественным производителям казахстанской сельскохозяйственной продукции.

С точки зрения экономической целесообразности в данный момент вопрос о частной собственности на землю, на мой взгляд, неактуален. Эта проблема будируется исключительно из политических соображений.

Напомню, впервые право частной собственности на землю было закреплено в Казахстане положениями Конституции 1995 года, а Земельный кодекс РК от 2003 года ввел частную собственность на земли сельскохозяйственного назначения. Собственно говоря, можно приветствовать любую форму собственности граждан Казахстана на землю, если это будет давать положительный экономический эффект. В сельском хозяйстве главное – создать условия для эффективного и стабильного производства, а не ломать копья в бесплодных спорах о том, какая форма собственности лучше: частная, кооперативная или государственная.

Объективный ход событий и рыночная конкуренция дадут правильный ответ. Во многих странах мира прекрасно уживаются и успешно конкурируют друг с другом различные формы и виды землевладения и землепользования.

Лично я против института частной собственности на землю и сдачи наших земель в долгосрочную аренду иностранным инвесторам в принципе.

Но давайте будем реалистами: ни к чему хорошему отмена частной собственности на землю в данный период не приведет, она будет лишь способствовать усилению социальной напряженности.

Да и не входит в планы властей пересмотр отношения к институту частной собственности на землю. Главная проблема казахстанских фермеров – это вопрос долгосрочных инвестиций, так называемых «длинных денег», которые пока получить просто неоткуда.

Что касается иностранных инвесторов, то лично я не сомневаюсь: в 2017 году китайские агрохолдинги зайдут на казахстанский рынок в любом случае. Следовательно, главной задачей на сегодня выступает разработка эффективных механизмов контроля за эксплуатацией арендованных земель.

 

"IQ"- Сегодня на пленарном заседании Мажилис принял в работу проект закона о моратории на некоторые нормы Земельного кодекса РК, в котором, очевидно, будут учтены рекомендации Комиссии по земельной реформе. Считаете ли вы, что по факту нахождения компромиссного решения ситуация в Казахстане нормализуется и конфликт, возникший между властью и обществом будет исчерпан?

 

- Надо понимать, что в основе прошедших митингов лежит не земельный вопрос, о котором не вспоминали больше десятилетия, это только повод. Большая ошибка исполнительной власти, на мой взгляд, заключается в том, что она действует по методу пожарной команды – тушит там, где загорелось. В то время как главная задача заключается в упреждении предпосылок потенциального социального взрыва, конфликта.

Причина протестов – полное разочарование людей: они убедились в неэффективности государственного управления и борьбы с коррупцией, в бездушии исполнительных органов. На фоне ухудшающихся показателей социально-экономического развития протестные настроения казахстанцев проявляются все более явственно.

С большим скепсисом отношусь к мнению ряда российских политологов о том, что в Казахстане произошла попытка организации майдана. Подобного рода трактовка апрельских и майских митингов представляется мне упрощенной и излишне конспирологичной. Но, тем не менее, механизмы коммуникации между властью и обществом оказались подорванными, что неизбежно вывело людей на площади. И выведет еще не раз, только уже по другому поводу, если исполнительная власть не изменит формат отношений с народом, если не будет пересмотрены сами принципы работы с населением, информационно-пропагандистской работы в СМИ и социальных сетях, подходы в законотворческой деятельности.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение