Блогосфера VS журналистика: конкуренция без конфронтации

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Каковы возможности новых медиа и пределы влияния социальных сетей? Как блогосфера превращается в инструмент идеологического противоборства? На чем построено взаимодействие новых и традиционных медиа: на конкуренции или дополнении? Вытеснят ли блогосфера и социальные сети классические СМИ? Эти вопросы обсуждались на втором заседании Клуба молодых интеллектуалов стран Содружества, состоявшемся 6 июня в Баку.
Блогосфера VS журналистика: конкуренция без конфронтации
 Каковы возможности новых медиа ипределы влияния социальных сетей? Как блогосфера превращается в инструментидеологического противоборства? На чем построено взаимодействие новых итрадиционных медиа: на конкуренции или дополнении? Вытеснят ли блогосфера исоциальные сети классические СМИ? Эти вопросы обсуждались на втором заседанииКлуба молодых интеллектуалов стран Содружества, состоявшемся 6 июня в Баку.Мероприятиебыло организовано Политологическим центром «Север-Юг», Агентством международнойинформации «Новости-Азербайджан», Национальной академии наук Азербайджана приподдержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничествагосударств-участников СНГ. Участниками мероприятия стали молодые эксперты,ученые-историки, политологи, журналисты и блогеры из Азербайджана, Беларуси,Казахстана, Кыргызстана и России.Предваряяработу клуба, исполнительный директор Политологического центра «Север-Юг»Анжелика Трапезникова напомнила, что в основе проекта Клуба молодыхинтеллектуалов лежит интеграционная составляющая – объединение молодыхспециалистов стран Содружества для обсуждения и выработки совместных позиций понаиболее актуальным проблемам общественного дискурса.«Вповестке дня мероприятия тема социальных сетей и блогосферы, их роли вформировании общественного мнения, имиджа субъектов политической деятельности,государств и их лидеров. Планируется обсудить мобилизационный потенциалглобальных дискуссионных платформ, ресурс воплощения через них «мягкой силы»;законодательные основы деятельности сетевых коммуникационных ресурсов; вопросыжурналистской этики и цензуры в деятельности социальных сетей и блогосферы», -подчеркнула А. Трапезникова.Открылзаседание клуба профессор факультета медиакоммуникаций НИУ «Высшая школаэкономик», советник МИА «Россия сегодня» Олег Дмитриев, который преподалмастер-класс «Новые медиа, социальные сети и этика журналист». Спикер поделилсяпрактическими методами создания журналистского материала, адаптированного ксовременным требованиям и реалиям. Олег Дмитриев отметил, что традиционным СМИ сегодняприходится конкурировать с социальными сетями, которые имеют преимущества сточки зрения оперативности, а также блогерами, которые зачастую являютсяносителями и источниками информации. Профессор отметил, что все большуюпопулярность приобретают ресурсы, интегрированные с социальными сетями, агрегирующиеблоги, life-трансляциии пользовательские видео. В условиях стремительно трансформирующейсямедиа-реальности журналистам традиционных СМИ необходимо искать необычныйповорот и развитие темы, отметил эксперт. О. Дмитриев также рассказал осекретах хронометража журналистского материала, особо подчеркнув, что блокинформации должен занимать не более 20-25 секунд на телевидении и 30-40 нарадио, а также о мастерстве составления заголовков в СМИ.Темаконкуренции традиционной журналистики и новых медиа была продолжена на кругломстоле «Формируя глобальные тренды: как социальные сети и блогосфера изменяютмировые процессы». Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» ИльгарВелизаде отметил, что сегодня лидеры мнения все чаще высказываются на площадкахсоциальных сетей и только после этого их комментарии тиражируется в регулярныхСМИ. «Тем самым новые медиа задают тренд в информационной повестки дня. Этоспецифическая ситуация: возникают дискурсы о первичности и вторичностиинформационных ресурсов, звучат суждения, что социальные сети в будущемвытеснят профессиональные СМИ», - сказал И. Велизаде.Руководительпроекта «Большой Ближний Восток» Али Гаджизаде отметил, что многие крупныезападные СМИ создают большое количество контента исключительно для социальныхсетей Instagram и Twitter, хотя они приносят им крайне незначительный трафик.«Это делается только для того, чтобы опередить другие СМИ в планеоперативности», - сказал А. Гажизаде. Эксперт также отметил, то, используя длясоздания статьи блоги и твиты, журналисты сталкиваются с тем, что их материалы носятвторичный характер, а, следовательно, такие публикации не приносят ростатрафика.Главныйредактор ASANрадиоКенан Гулузаде предложил поставить вопрос иначе: а надо ли СМИ конкурировать ссоциальными сетями? По мнению К. Гулузаде журналистике необходимо уступитьпальму первенства в скорости передачи информации новым медиа, и сосредоточитьсяна качестве обработки полученной из социальных сетей новости и создании на ееоснове «отличительного продукта».Заведующийкафедрой Бакинского государственного университета Кямиль Салимов подчеркнул,что «эффективность социальной коммуникации во многом зависит от информационнойкомпетентности и культуры личности того, кто представляет информацию».Преимуществом журналиста, по мнению эксперта, является профессиональный подходк процессу сбора, подготовки и публикации информации. В задачи традиционных СМИвходит также оценка компетентности источника информации.СоветникЦентра мультикультурализма Тофик Аббасов также предложил не рассматриватьвзаимоотношения новых и традиционных СМИ с точки зрения конкуренции. «Блогерподал нам хороший голевой пас. На базе этого контента вырастает целая пирамида,потому что есть разные стили, разные форматы, разные пользователи. Одни предпочитаютсырую информацию, другие ждут интерпретацию событий, чтобы эксперты разложилипо полочкам их значение и подоплеку. Поэтому мне кажется, журналисты и блогерыделают одно общее дело», - подытожил Т. Аббасов.Ещеодин взгляд на феномен социальных сетей предложил на дискуссионной панели«Блогосфера, социальные сети, новые медиа как инструмент идеологическогопротивоборства и геополитического влияния» научный сотрудник Институтафилософии НАН Беларуси, главный редактор портала «ИМХОклуб.by» АлексейДзермант. «На примере нашей страны очень хорошо видно, что если ты незанимаешься социальными сетями, блогосферой, то она из хаотического состояния всеравно приобретает некую направленность, - отметил эксперт. -  Так получилось, что поскольку республиканаходится на пограничье двух интеграционных проектов – Евразийского иЕвропейского союзов, то конкурентная борьба находит отражение в социальныхсетях. Зная специфику работы западных НКО, фондов, которые спонсируютмасс-медиа, понимаешь, что социальные сети очень плотно вошли в орбитуинтересов западных структур, которые пытаются осуществлять свое информационноевлияние в Беларуси».А.Дзермант отметил, что в качестве ориентиров и маркеров так называемогозападного цивилизационного выбора в белорусских социальных сетях выступает критикадействующей власти, обвинение ее в ретроградстве и консерватизме, а такжепереосмысление истории с уклоном на негативную оценку влияния России, западныеже соседи – Литва и Польша - предлагаются в качестве альтернативных вариантовдля интеграции и объединения.Белорусскийэксперт отметил, что государство долгое время игнорировала подобные тренды вблогосфере, реагируя только на попытки мобилизовать через социальные сетипротестный потенциал, причем реакция эта носила характер силового подавления,что в данном случае не является эффективной мерой. По мнению А. Дзерманта ,предпочтительней сосредоточить усилия на разработке альтернативных площадок дляобмена мнений и генерировании позитивной информационной повестки. Портал«ИМХОклуб.by» является одной из попыток создания платформы для профессиональнойдискуссии по актуальным вопроса.Темувзаимодействия журналистского и блогеского контента продолжил главный редакторНационального образовательного телеканала «Просвещение», первый заместительисполнительного директора Международной ассоциации студенческого телевиденияСергей Косенчук. В ходе интерактивной панели «Развитие современных медиа и созданиеинформационного контента» эксперт отметил, то социальные сети изменилипотребности читателей и пользователей в контенте, что стало следствиемпоявления разнообразной среды, из которой можно черпать сегодня информацию.Главное отличие блогерского и журналистского контента, по словам С. Косенчука,заключается в том, что блогеры высказывают свое мнение, а журналисты делают срезразнообразного спектра комментариев, суждений и оценок.Взаключение работы Клуба молодых интеллектуалов главный редактор АМИ«Новости-Азрайджан» Гюльнара Мамедзаде подчеркнула необходимость дальнейшеговзаимодействии экспертных и журналистских сообществ стран Содружества, созданияна этой основе интегрированных каналов коммуникаций.

Поделиться: