События в Актобе: взгляд из Узбекистана.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Если бы стрелял одиночка, как это уже было в Казахстане в 2011 году, можно было бы еще добавить фактор неуравновешенной психики. Но действия многочисленной группы этот фактор исключают. Не надо сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что акция была совершена накануне начала мусульманского поста «ураза». Это символично в контексте того, что нападения осуществляли представители исламистского подполья.
События в Актобе: взгляд из Узбекистана.
Олег СТОЛПОВСКИЙ, эксперт по вопросам региональной безопасности, главный редактор интернет-портала AntiterrorToday:   - Атака носила заранее спланированный и неплохо организованный характер, о чем может свидетельствовать следующие моменты. Во-первых, факт использования в ходе нападения огнестрельного оружия предполагает, что его нужно найти, обзавестись боеприпасами, подготовиться к использованию, в том числе психологически. Стрелять по людям просто так не начнешь. Для этого нужна мотивация или соответствующий, прошу прощения за некоторый цинизм, «настрой», обусловленный либо идеологией, либо иного рода воздействием (наркотики или иные возбудители). Если бы стрелял одиночка, как это уже было в Казахстане в 2011 году, можно было бы еще добавить фактор неуравновешенной психики. Но действия многочисленной группы этот фактор исключают. По всей видимости, в планах нападавших было проведение более масштабных акций с большим количеством человеческих жертв, и, соответственно, большим резонансом – «мы вот есть, мы такие, бойтесь нас!!». Здесь можно смело утверждать – замысел достиг цели. Думаю, наивно трактовать эти события как попытку захвата власти, даже в отдельном областном центре, хотя сегодня СМИ сообщили о раскрытии попыток госпереворота. Не случаен и выбор объектов для нападения - оружейные магазины, воинская часть. Оружия явно не хватало на всех участников акции. Можно с определенной степенью уверенности говорить о более значительном их количестве и, возможно, о многочисленном экстремистском подполье в Актобе и в области.  Не ускользает от внимания и определенная согласованность действий, свидетельством чему может являться нападение в нескольких точках города и выбор времени – воскресный день, когда силовики тоже отдыхают и находятся в «некотором» расслабленном состоянии (тоже все-таки люди). Не надо сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что акция была совершена накануне начала мусульманского поста «ураза». Это символично в контексте того, что нападения осуществляли представители исламистского подполья. Можно было бы избежать этих событий? Скорее, нет, чем да. И, наверное, это не последний такой инцидент.  Поясню! Если в течение длительного времени в Казахстане, несмотря на все усилия властей и правоохранительных органов, продолжают расцветать и действовать различного рода религиозные организации, в том числе и явно экстремистского толка, то они, безусловно, будут стараться заявлять о себе рано или поздно. Здесь уместно сравнение с висящим на сцене ружьем, которое обязательно должно выстрелить в последнем акте. Вопрос: почему власти допускают существование религиозного подполья? В условиях глобализации, когда не существует границ для проникновения чуждой и враждебной идеологии, она спокойно ложится на почву, «сдобренную» социально-экономическими неурядицами. Что же касается работы правоохранительных органов – не хотел бы в отличие от других подвергать их особой критике. Казахские спецслужбы работают, на мой взгляд, не менее профессионально, чем их коллеги из других стран. Но если происходит то, что произошло 5 июня, увы, нужно учитывать стечение ряда факторов, в том числе и объективного плана. Как вариант страховки – «закручивать гайки» и не допускать каких-либо проявлений религиозно-националистического инакомыслия, как это стараются, делать в соседнем Узбекистане. Проблема религиозного экстремизма – достаточно комплексное и многогранное явление. И решать ее нужно комплексно. То, что произошло 5 июня в Актобе, и уже не раз случалось в период  2011-2015 годов, это следствие комплекса причин, в том числе и, на мой взгляд, заигрывания определенных представителей властных и бизнес - структур с так называемым «религиозным фактором». Мне, по крайней мере, известно, что в той же Актюбинской области ряд представителей бизнес - сообщества, попав под влияние религиозных адептов, спонсируют строительство религиозных и образовательных учреждений, где помимо прочего насаждаются и идеи, чуждые традиционному исламу. Неужели тем, кто контролирует проблематику, сие неведомо? А если ведомо, почему не предпринимают мер, а ждут, когда что-нибудь случится? Что это – саботаж, или преступная халатность? Этой темой должны озаботиться казахские правоохранители.  

Поделиться: