Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Б.Абдыгалиулы: в составе парламента не хватает партии аграриев – партии «Ауыл»

06.06.2016

Автор:

Теги:
Пресс-клуб «Содружество» побеседовал с членом комиссии, вошедшим в состав рабочей группы по экономическим вопросам, экспертом-политологом Бериком Абдыгалиулы:

- Господин Абдыгалиулы, деятельность Общественной комиссии широко  освещается в СМИ. Поделитесь своими личными впечатлениями от работы этого органа? 

- Мне хотелось бы отметить позитивный и открытый настрой членов правительства. Они готовы к диалогу, прислушиваются к мнению общественных деятелей и экспертов, вошедших в состав комиссии. И во многом, на мой взгляд, поддерживают идеи участников комиссии в вопросах, касающихся продажи земель гражданам Казахстана, порядка аренды, развития аграрного сектора и сельских территорий. То есть у членов комиссии по многим вопросам есть обоюдное согласие.

Что касается проблемы передачи земли в собственность и аренду и иностранцам, то и здесь нет конфронтации. Конечно, ситуацию омрачает то, что 21 мая были аресты в регионах, задержания гражданских активистов. И на заседании комиссии были открыто поставлены эти вопросы перед членами комиссии, представляющими Генеральную прокуратуру. И на мой взгляд, мы получили ясный ответ и сигнал о желании сотрудничать, чтобы не допустить беззакония.

В ходе работы комиссии уже был озвучен ряд очень конструктивных предложений. Я бы отметил, прежде всего, выступления представителей фермерских хозяйств, товаропроизводителей. Это очень опытные аграрии, у них есть своя аргументированная позиция.

Общественная комиссия стала, по сути, диалоговой площадкой, на которой и у правительства, и у общественности появилась возможность выслушать самый разный спектр мнений и оценок. И хотя порой открыто ставятся острые вопросы, тем не менее, удается избежать конфронтации, поддерживаются позитивные установки в работе комиссии. Те, кто не согласен с форматом работы, выходит из ее состава.

- Таким образом, создание комиссии символизировало победу общественного мнения?

- Да, тем самым правительство признало необходимость согласования разрабатываемых законопроектов с общественностью. Конечно, это совпадает с идеей президента о создании Общественных советов. В данном случае Общественная комиссия по земельной реформе выполняет функции отраслевого совета, но созданного на уровне правительства. Те же принципы работы, те же подходы.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что так как все эти вопросы не были подняты в стенах законодательного органа страны, правительство вынуждено искать опору, вести консультации не в парламенте, а с общественностью. Это показало некоторые недостатки в работе парламента. Возможно, это продемонстрировало, что в составе парламента не хватает партии аграриев – партии «Ауыл», которая могла бы поставить перед правительством в ходе обсуждения поправок в Земельный кодекс все проблемные вопросы.

- Возвращаясь так называемому общенациональному митингу, который был намечен на 21 мая. В действительности на улицу вышли буквально несколько десятков человек. Это стало результатом купирования силовыми органами действий активистов, призывавших к митингам, или острота вопроса уже снята?

- Действительно, острота вопроса уже снята, прежде всего, тем, что сам президент заявил о том, что продажи земли иностранцам не будет. Ведь не случайно стихийные митинги прошли в Атырау, Уральске, Кызылорде, где действуют нефтяные месторождения, где работает много иностранных компаний, и наиболее ярко проявляются связанные с этим социальные противоречия. Заявление президента позволило снять напряженность, продемонстрировало, что этот вопрос находится под личным контролем президента.

Хотелось бы отметить, что земельный вопрос вскрыл целый пласт проблем – эффективного распределения земельных наделов, деятельность латифундистов, которые приобрели в аренду тысячи гектаров земли, при этом не используют ее сами и другим не дают, прозрачного и результативного решения вопросов землепользования, субсидирования аграрного сектора, развития регионов и сельских территорий. То есть весь блок проблем сельского хозяйства. Помимо вопроса собственности на землю, была поставлен вопрос о том, почему агарный сектор оказался в числе отстающих отраслей экономики Казахстана.

Отмечу также, что буквально на этой неделе на комиссии будут рассматриваться вопрос продажи и передачи в аренду земли иностранцам. Если мы благополучно пройдем этот вопрос, то следующим большим блоком станет эффективное использование земель, особенно сельхозугодий.

- А вы сами к какой позиции в вопросе продажи и передачи в аренду земли иностранцам склоняетесь?

- Поясню следующий момент. Когда министерство национальной экономики, во главе с бывшим министром Ерболатом Досаевым, разрабатывало поправки в Земельный кодекс, они придерживались чисто технократического подхода. Я не думаю, что они хотели нанести вред национальной безопасности и экономике, что они не государственники или враги народа. Нет, просто они думали о выгоде государства, не вникая в нюансы. Территориальной особенностью Казахстан является то, что плодородные земли расположены в приграничных с Китаем, Россией и средне-азиатскими республиками регионах – на востоке, севере, юге. Здесь существует огромная конкуренция за земли, остро стоят вопросы недропользования. Не учет всей этой проблематики в поправках в Земельный кодекс и вызвал отрицательную реакцию общественности.

Я тоже против продажи в собственность и сдачи в аренду земли иностранным гражданам и компаниям. Но я поддерживаю идею продажи земли нашим казахстанским гражданам, тем, кто обрабатывают свои наделы не меньше пяти лет. Это владельцы садов, посевов зерновых, масленичных и овощных культур, бахчевых. Если у них есть возможность выкупить свои участки – государство должно предоставить им такое право. Но для тех, кто не располагает сегодня финансами, конечно, должны сохраниться условия аренды. Отмечу, что с этим мнением солидаризируется большая часть членов комиссии.

- Вы высказываетесь против продажи в собственность и сдачи в аренду земли иностранным гражданам и компаниям, однако сами аграрии говорят о том, что сельскому хозяйству в Казахстане нужны иностранные инвестиции, иностранные технологии, в том числе в сфере переработки сельхозпродукции.

- Если иностранные инвесторы до их пор не пришли в казахстанский аграрный сектор, если у нас работают единицы зарубежных сельскохозяйственных предприятий, то не думаю, что эти ожидания оправданы. С другой стороны если есть опасения, если у нашего народа срабатывает инстинкт самосохранения, если это очень беспокоит население, если этот вопрос очень чувствителен, то зачем его обострять?

У нас много собственных инвесторов, богатых людей, списочников Forbes, которые могут сами инвестировать в наш агарный сектор. Правительство должно создать привлекательные условия в сельском хозяйстве, чтобы в отрасль пришли инвесторы. Таково сегодня консолидированное мнение экспертов и общественных деятелей, вошедших в состав рабочей группы по экономическим вопросам.

- А что вы думаете об озвученном некоторыми СМИ мнении, что за страстями вокруг земельного вопроса стоят манипулятивные технологии зарубежных спонсоров, в том числе казахстанских беглых олигархов, так называемых политэмигрантов?

- Нет, я не могу согласиться с мнением, что за митингами стоят какие-то внешние силы. Земля – это последний ресурс в Казахстане, который не распределен. Очень много обращений населения, поступающих в комиссию, касаются не столько земель сельхозназначения, сколько законных 10 соток, выдача которых предусмотрена в Земельном кодексе. Как известно, любой гражданин Казахстана в установленном законом порядке имеет право получить земельный надел и распоряжаться им по своему усмотрению – построить дом, обрабатывать участок, вести придворовое хозяйство. Эту норму никто не отменял. И эта проблема сегодня тоже поднимается. Я думаю, что за общественными протестами стоят опасения людей, что опять-таки без их участия земля будет распределена, и они останутся ни с чем.

Помимо проблем национальной безопасности – аренда в приграничных регионах, участия в земельных аукционах иностранных граждан – земельный вопрос обнажил проблемы социального неравенства и несправедливости именно в отношении распределения земель. Плюс к этому отток населения из сел, миграции в города. В сельской местности остается все меньше людей, особенно это касается центрального Казахстана. Весь этот блок проблем раскрылся при обсуждении земельной реформы. Надеюсь, что комиссия сможет дать конструктивные предложения по всем этим вопросам.

В то же время мне хотелось бы подчеркнуть, что Общественная комиссия по земельной реформе не наделена правом принятия решения. Это консультативно-совещательный орган при правительстве. Цель ее работы –дать согласованные с правительством рекомендации, которые правительство вынесет в парламент. Окончательное принятие решение остается за законодательным органам, который может прислушаться, а может и не прислушаться к предложениям общественности.

- Насколько при таких ограниченных полномочиях результативна работа комиссии?

- Я вновь отмечу открытый и конструктивный настрой членов правительства, грамотное ведение заседаний комиссии. Это обнадеживает. Думаю, они прислушаются к мнению экспертов.

- Могут ли, на ваш взгляд, повториться общественные протесты, связанные с земельным вопросом?

- Это зависит от результатов работы комиссии, насколько она оправдает надежды общества. Помимо этого, многое зависит от того, какое окончательное решение примет парламент. Обнадеживает тот факт, что в работе комиссии принимает участие Мухтар Кул-Мухаммед, первый заместитель председателя партии «Нур Отан», - партии парламентского большинства. Поэтому мы надеемся на поддержку наших инициатив законодательным органом.

 

Жанар Тулиндинова 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение