Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Комиссия по земельной реформе: Земля не должна попасть в руки олигархам

02.06.2016

Автор:

Теги:

Комиссияпо земельной реформе: Земля не должна попасть в руки олигархам

Спорывокруг земельного вопроса в Казахстане не утихают. На заседаниях Общественнойкомиссии по земельной реформе происходит столкновение самых полярных точекзрения. Одни предлагает легализовать через аграрный сектор вывезенные за рубеж капиталы,другие считают это недопустимым, поскольку олигархи воссоздадут на селе «феодальныеотношения», и считают, что тяготы поддержки отрасли должно возложить на себягосударство. Мы побеседовали с членами комиссии, придерживающимися диаметральнопротивоположных взглядов – бывшим лидером партии «Ауыл», председателем комиссиипо интеграции аграрного образования, науки и производства при Министерствесельского хозяйства Гани Калиевым и главой Союза картофелеводов и овощеводовКазахстана Кайратом Бисетаевым.

     

ГаниКалиев, председатель комиссии по интеграции аграрного образования, науки ипроизводства, развитию кадрового потенциала агропромышленного комплекса при Министерствесельского хозяйства:

-Гани Алимович, первый вопрос мы хотели бы адресовать Вам как бывшемупредседателю партии «Ауыл». Как Вы считаете, сложившаяся вокруг поправок вЗемельный кодекс ситуация свидетельствует о том, что в Мажилисе не хватаетпартии аграриев?

- Напомню, партия «Ауыл»была создана в 2000 году и в то время мы имели в парламенте фракциючисленностью 12 человек. Когда в 2003 году в Мажилис был внесен Земельныйкодекс, мы плотно над ним поработали, внесли в него около 700 поправок. Какизвестно, правительство Имангали Тасмагамбетова в результате этогопротивостояния ушло в отставку, однако закон был принят в редакцииправительства. И вот оказалось, что огрехи, допущенные 13 лет назад в предыдущемкодексе, сказываются и по сей день. Напомню, что у Мажилиса II созывабыло много замечаний по поводу предельного размера земельных участков, поповоду условий продажи земли и предоставления ее в аренду. Все эти вопросы, ксожалению, так и остались открытыми.

-Какие меры вы предлагаете сегодня?

- Я за комплекснуюпрограмму развития агропромышленного комплекса. Почему он называется комплекс?Потому что он состоит из трех компонентов. Первый – это сельскохозяйственноемашиностроение, отрасль, которой у нас фактически нет. Второй – это собственносельское хозяйство. И третий – переработка сельхозпродукиии, где у нас такжеесть проблемы. С одной стороны 80% выращиваемой продукции мы отправляем заграницу в непереработанном виде, а с другой – импортируем более трети необходимыхнам продуктов питания. В общем, проблем много. Необходимо их комплексноерешение и, думаю, государство должно взять на себя львиную долю затрат.

Сельское хозяйство –это специфическая отрасль экономики, которая в силу своих особенностей нерентабельна,тем более в сложных почвенно-климатических условиях Казахстана. Во всем мирегосударство поддерживает крестьян, занимающихся земледелием. В Европе половиназатрат аграриев покрывается из бюджета, а в Японии и скандинавских странах до80%. А в Казахстане из бюджета покрывается только 8,9% затрат фермеров. Ипотому земля у нас - пусть она будет в аренде, пусть в частной собственности –бесхозна. Мы зря ломаем копии. Посудите сами, из 212 млн гектаров сельхозугодийсегодня используется только 98 млн. Почему? Не потому, что казахстанскиеаграрии не хотят работать, а потом, что отрасль нерентабельна!

Сейчас мы опасаемся,что нашу землю выкупят в частную собственность иностранцы. Я приведу примерСША, где в 17 штатах разрешается продавать землю иностранным гражданам, тем неменее, в их собственности находится только 0,8 % сельхозугодий. Все потому, чтоамериканские фермеры получают хорошую господдержку, и им выгодно работать наземле самим.

-Глава рабочей группы по экономическим вопросам Ахылбек Куришбаев подчеркивает,что «земля не должна попасть в руки олигархам» и что «землю нужно отдаватьтолько тем, кто на ней работает». Почему комиссия не одобряет появление крупныхсобственников земли?

- Да, сегодня звучаттакие предложения: дескать, пусть богатые люди на свободные деньги, в том числелегализованные в рамках кампании по деофшоризации, покупают землю. Боюсь, чтоэто будет способствовать созданию феодальных отношений на селе. Если у одногобудет очень много земли, а другого – ничего, в этом будет заложено социальноепротиворечие, которое обязательно проявится в скором будущем. Эффект от этогоможет оказаться совершенно непредсказуемым.

-Введение каких законодательных норм может воспрепятствовать появлению «латифундий»?

- По сути, эти нормыесть и в действующем Земельном кодексе. Но законы у нас успешно обходятся: нормао предельных размерах земельных участков не соблюдается, норма, согласно которойарендаторы, не обрабатывающие землю, должны ее вернуть, – тоже. Появилиськакие-то аграрные холдинги, владеющие участками размером от 100 тыс. до 200тыс. гектаров, хотя в законодательстве такая юридическая форма в сельскомхозяйстве не предусмотрена. Каким образом они были созданы, кто их акционеры, какв их собственности оказались такие огромные наделы земли? Эти вопросы тожедолжны стать предметом общественных слушаний. И если уж такая правомочнаякомиссия создана, то необходимо, чтобы нам были предоставлены все необходимые данные.

 

КайратБисетаев, председатель Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана:

-Кайрат Серикбаевич, Вы относитесь к членам комиссии, поддерживающим норму опередаче земли в аренду иностранным гражданам. В то же время Вы готовыпредставить компромиссный вариант…

- Идея заключается втом, чтобы не физические лица с иностранным гражданством брали землю в аренду,а юридические вступали в долю с казахстанскими сельхозпредприятиями. Действительно,сегодня известно достаточно много примеров в соседних странах, где иностранныеарендаторы нещадно эксплуатируют землю, оставляя после своей деятельностилунный ландшафт. Понимая эту проблему, мы предлагаем компромиссный вариант.Причем необходимо, чтобы зарубежный инвестор доказал казахстанскому фермерусвою состоятельность: наличие современных технологий или инвестиционныхвозможностей. Предполагается, что они будут совместно возделывать землю, и отечественныефермеры получат доступ и к зарубежным технологиям, и к ноу-хау, и к прямыминвестициям.

Схема эта вполнеэффективная, поскольку она работает в других отраслях. Хочу напомнить о том,что в Казахстане уже есть положительный опыт совместной работы с иностраннымикомпаниями в нефтегазовой отрасли. В Казахстан в свое время пришли зарубежныекомпании, создали совместные предприятия, вложили деньги и технологии вразработку месторождений. В результате мы имеем многократное увеличение добычинефти и ее продажи. Казахстан сформировал Национальный фонд именно благодарятому, что нефтяники стали больше добывать нефти и многократно увеличилипоступления в бюджет.

-Что же помешает иностранцам выкупить долю казахстанского гражданина и стать единоличнымвладельцем этой земли?

- В первую очередь этомудолжны воспрепятствовать законодательные ограничения.

-Вы также предложили создать в Казахстане своеобразный офшор в аграрном секторе.

- На заседанияхкомиссии неоднократно говорилось о том, что доля поддержки сельского хозяйствав развитых странах гораздо выше, чем та, которую мы имеем сегодня. В то жевремя отечественному аграрному сектору нужны деньги, чтобы на равных конкурироватьв интегрированном мире. Как известно, Казахстан вошел в ВТО, у нас открытыеграницы в рамках ЕАЭС, и государство должно предоставлять равные конкурентныеусловия нашим фермерам. Однако пока они не созданы. Даже в ЕАЭС у нас один изсамых низких показателей субсидирования сельского хозяйства.

Какими могут бытьдополнительные источники финансирования? Мы предлагаем привлечь в отрасльчастные деньги. Давайте создадим льготные условия тем инвесторам, которыепридут в сельское хозяйство. Причем не только для зарубежных, но и дляотечественных. В Казахстане, как известно, проходит кампания по легализации.Идея амнистии капиталов заключается в том, что наши соотечественники, которые всвое время вывезли деньги за рубеж и имеют там счета и недвижимость, должны ихвернуть в страну и вложить в казахстанскую экономику. Мы предлагаем привязатьпроцесс легализации к сельскому хозяйству. Почему бы не предоставить хорошиельготы и гарантии тем соотечественникам, которые свои деньги из офшоров вложат ваграрный сектор в Казахстане? Эти частные деньги могут стать хорошей альтернативойгосударственной поддержке. В этом моя идея и заключается – офшоризациисельского хозяйства.

Сегодня опыт отдельныххозяйств показывает, что аграрная отрасль даже в наших суровых климатическихусловиях может быть прибыльной, и очень устойчивой. Но на чем основываются этипозитивные примеры? На том, что там есть хороший хозяин, ответственныйменеджер, и у них достаточно длинных денег для того, чтобы «вдолгую»инвестировать их в свой бизнес.

-Вряд ли члены комиссии одобрят Ваши идеи, поскольку в целом они негативноотносятся к крупным землевладениям.

- Я тоже против крупныхземлевладений. Я сам был, по сути, латифундистом, когда владел 150 тыс.гектаров земли. Но в 2004 году я продал землю, поскольку понял, что япроигрываю крестьянам, которые имеют меньшие площади и лучше контролируют этохозяйство, больше вкладывают в него. Будущего за латифундиями я не увидел, онине эффективны в наших условиях. Но и совсем мелкие хозяйства площадью 50-100гектаров тоже не рентабельны, особенно на севере Казахстана. Должен бытьоптимум, и этот оптимум находится где-то в пределах от 1 тыс. до 50 тыс.гектаров. Хозяйства таких размеров сегодня работают эффективно и мы должны учитыватьих позитивный опыт при разработке поправок в Земельный кодекс.

ЖанарТулиндинова


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение