Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан и Россия – от координации усилий зависит будущее интеграции. Ч.1

26.05.2016

Автор:

Теги:

Казахстан и Россия – от координации усилийзависит будущее интеграции

 

Почти полторагода прошло с момента создания Евразийского Экономического союза,  и сегодня можно с уверенностью говорить отом, что сам по себе Союз не просто состоялся, но и стал интеграционнымобъединением с довольно высокой степенью интеграции.  Он охватывает 5 стран региона, который условнопринято называть постсоветским пространством, но при этом в самом проекте союзадоминирует уже вовсе не постсоветское, а новое евразийское качество.

Россия иКазахстан являются не просто самыми большими по объему экономиками в рамахСоюза, но и политическими лидерами ЕАЭС. Именно от позиции Москвы и Астаны вомногом зависит сегодня само развитие идеи евразийской интеграции,  векторы, по которым она будет реализовыватьсяв дальнейшем.  Существование и развитие ЕАЭС являетсяфактором, укрепляющим и двусторонние российско-казахстанские отношения - дальнейшееуглубление интеграции поможет сохранению и развитию союзнических отношениймежду Россией и Казахстаном. ЕАЭС уже успел получить де-факто и своеобразноемеждународное признание - важным доказательством определенного успехаЕвразийского экономического союза стало то, что Китай выразил готовность сотрудничатьс ЕАЭС а не только с отдельными государствами в рамках своего проектаЭкономического пояса Шелкового пути.        

Безусловно, слова лидераКазахстана Н. Назарбаева о том, что сама идея ЕАЭС как   воплощение не носят политического характераабсолютно верны. Для самого сохранения ЕАЭС важно его развивать именно какэкономический союз, минимизируя возможные политические риски. Тем не менее,сегодня перед ЕАЭС, а, следовательно, и перед российско-казахстанскими отношениями стоит ряд задач, от решениякоторых зависит будущее всего проекта евразийской интеграции.

 Прежде всего, хотелось бы отметить тот факт,что при незыблемости экономической доминанты, политическая составляющая все равнодовольно  важна, с точки зрения наличияволи к реализации  стратегическогорешения на развитие Союза. Это диктует необходимость очень тесной работы покоординации сотрудничества как в рамках ЕАЭС так и с внешними акторами,,сопряжения национальных чаяний и наднациональных, интеграционных устремлений,приведения их к балансу -  это вопрос донекоторой степени ограничения своих желаний осознанием стремлений  партнера, вопрос умения выстроить устойчивуюкомпромиссную конструкцию. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и такие политическиепараметры, как ситуативные риски, например, позиция ряда стран ОДКБ поотношению к конфликту в Нагоном Карабахе, которая  имеет, пусть и опосредованное, влияние наЕАЭС. Главное сегодня – это то, что политическая  составляющая  в союзе должна восприниматься именно какналичие политического стремления и воли к экономической интеграции испособность  порой по отдельным вопросам поступитьсянациональным ради общего большого проекта.

Из этого истекает такоеважное обстоятельство как то, что для достижения позитивного результата отсотрудничества необходимо, и это прежде всего, касается России усиливать роль евразийскойинтеграции и российско-казахстанских отношений не только как  интеграционного и внешнеполитического трека,но и стратегического национального проекта, имея в виду, что для национальнойэлиты России этот проект должен стать одним из ключевых. Многиевнешнеполитические решения должны приниматься с учетом того, будут ли оно содействовать развитию ЕвразийскогоЭкономического союза. Следует понимать, что сохранить полностью свободу рук ипри этом реализовывать интеграционный проект такого масштаба нельзя, и Россияздесь, несмотря на все экономические сложности могла и должна брать на себяфункции интегратора более активно, имея пред собой такой пример как Германия и  Евросоюз. Только тогда можно будет снимать неизбежновозникающие противоречия по отдельным направлениям развития. А в том, что такиепротиворечия возникают нет ничего удивительного – сам формат и воплощениеинтеграционного  проекта подобного ЕАЭС –это очень сложный и многофакторный процесс, на осуществление которого уходят негоды, а десятилетия.

С предыдущим положениемтесно связана и проблема информационного сопровождения евразийской интеграции.В Казахстане процессы евразийского сотрудничества освещаются гораздо подробнее,чем в России, широкая общественность о нем информирована гораздо лучше.Конечно, в России есть также целый ряд СМИ, общественных организаций иполитологических центров, которые освещают российско-казахстанские двусторонниеотношения и евразийскую интеграцию, но тем не менее, эта тема сегодня далеко нена первых полосах газет и не среди главных новостей телепрограмм. Между тем,именно долгосрочная медийная стратегия освещения процесса евразийскойинтеграции могла бы оказать ему существенную поддержку, демонстрируя гражданами  бизнесу все преимущества проекта. Речьне идет о разработке какой-то особой парадигмы нового евразийского мышления илиидеологии – сегодня это могло бы только архаизировать проект. Нодемонстрировать успехи, сложности, а главное показать, что в итоге получиткаждый конкретный гражданин – очень важно, это может способствовать повышениюмотивированности и превращению ЕАЭС в проект национального развития.

И в этом плане России естьему поучиться у Казахстана, который смог не просто выдвинуть идею евразийскойинтеграции, но и следовать изначально выбранной линии, подразумевая именно ее вкачестве ключевого вектора развития экономики и органично вписывая ее в форматсвоей многовекторной политики. Именно такая политика позволяет сегодняКазахстану активно заинтересовывать евразийским экономическим союзом новыестраны, свидетельством чего явились недавние переговоры  в Иране.  В этом контексте необходимо сказать о важноститакой проблемы как напряжение в отношениях между Россией и  Западом и факторе санкций. Этот внешнийфактор оказывает сегодня ограниченно негативное влияние на проект, ностратегически, может оказать и более негативное влияние. Фактор санкций иполитической напряженности в западной части постсоветского пространства вдолгосрочной перспективе может стать рисковым не только для реализации такихпроектов как интеграция интеграций, но и для самого ЕАЭС, принимая во вниманиетот факт, что Астана, проводя политику открытости и многовекторности активно развиваетотношения с ЕС, а торговый оборот между Казахстаном и Европой хотя и упал, но  на долю ЕС приходится болееполовины казахстанского внешнеторгового оборота и почти 50%привлеченного иностранного капитала в экономике Казахстана.

продолжение следует.

 

Александр Гущин 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение