Газовые магистрали Казахстана – маршруты геоэкономического развития

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Фундамент газотранспортной системы на территории бывшего союза закладывался в середине прошлого века. Если говорить о Центрально-Азиатском регионе, то основной упор развития этой отрасли, тогда делался на Туркменское направление. Именно в этой, одной из самых маленьких республик в составе СССР, были обнаружены одни из самых богатейших мировых месторождений природного топлива. В дальнейшем, в течении полувека, в карту магистральных газопроводов серьезных изменений не вносилось. И только уже после распада советского союза, на первые позиции по строительству новых магистральных газопроводов, вышел Независимый Казахстан.
Газовые магистрали Казахстана – маршруты геоэкономического развития
ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙГАЗОВЫЙ ХАБ Фундаментгазотранспортной системы на территории бывшего союза закладывался в серединепрошлого века. Если говорить о Центрально-Азиатском регионе, то основной упорразвития этой отрасли, тогда был сделан на Туркменском направлении. Именно вэтой, небольшой республике в составе СССР, были обнаружены одни из самыхбогатейших мировых месторождений природного топлива. В дальнейшем, в теченииполувека, в карту магистральных газопроводов серьезных изменений не вносилось. Вданной статье предлагается посмотреть, как изменилась карта магистральныхгазопроводов в Центрально-Азиатском регионе за последние 20 лет и какие имеютсяперспективы у этой отрасли экономики.На сегодняшний день два из трех самыхпротяженных магистральных газопровода в мире проходят по территории Казахстанаи стран Центральной Азии. Это газопровод «Туркмения – Китай» протяженностью 7тысяч километров и газопровод «Средняя Азия – Центр», протяженностью 5 тысячкилометров. Для сравнения, самым длинным мировым газотранспортным маршрутомсчитается китайский газопровод «Запад-Восток». Его протяженность - 8 704километра. С распадом СССР в Центрально-Азиатскомрегионе сложилась новая геополитическая реальность. Это было предсказуемо,поскольку большая геополитическая игра, почти всегда, начинается там, где естьбольшие запасы энергоносителей и транспортной инфраструктуры к ним. В ЦАРимеются два ключевых магистральных газопровода, которые также входят в числотрех самых протяженных газопроводов в мире. Магистральный газопровод «Туркменистан-Китай», проходящий по территории Туркмении, Узбекистана, Казахстана (всего более 1900 км) и Китая (4500 км) играет важную роль в обеспечении роста китайской промышленности. Казахстанская часть маршрута носит название газопровод Казахстан — Китай. Общая стоимость проекта составляет порядка 7 млрд долларов. Проектная мощность газопровода — 55 млрд кубометров в год. При этом мощность газопровода Центральная Азия — Китай может вырасти до 65 млрд кубометров в год и стать самой масштабной системой подачи газа в регионе.  «Средняя Азия — Центр» - третий в мире по протяженности газопровод - является важным элементом формирования общей ресурсной базы Российского «Газпрома». Этот газотранспортный маршрут проходит через территории сразу четырех государств. Согласно ряду соглашений между всеми участниками этого проекта, закупку и заполнение газопровода осуществляют Туркменистан и Узбекистан, а транзитом природного газа занимаются Казахстан и Россия. Этот магистральный маршрут является на сегодняшний день одним из ветеранов газовой отрасли. Окончание строительства его первой очереди состоялось в 1967 году и тогда он был самым крупным газопроводом в мире — его протяженность составляла около 3000 км. Уже к 1985 году САЦ превратился в многониточную систему магистральных газопроводов и газопроводов-отводов с ежегодной пропускной способностью 80 млрд. кубометров. Если судить о динамике развитиягазотранспортной инфраструктуры в Центрально-Азиатском регионе, то наиболееподходящими показателями являются протяженность магистральных газопроводов, ихтехническое состояние, пропускные возможности, инновации в газоперекачивающемблоке, а также пути диверсификации. КазахстанОбщая протяженность казахстанскихмагистральных газопроводов составляет более 19 тысяч километров, на которыхработают 56 компрессорных станций, установлено 316 газоперекачивающих агрегата.И если у соседей по региону, в большинстве своем, работает газоваяинфраструктура оставшаяся «по наследству» и претерпевающая периодически лишькосметический ремонт, то в Казахстане газовая отрасль подверглась практическиполному «апгрейду». При этом вся строящаяся инфраструктура оснащается самымвысокотехнологичным оборудованием, рассчитанным на увеличение газотранспортногопотенциала на долгие годы вперед. В конце прошлого года было завершеностроительство линейной части газопровода Бейнеу-Бозой (протяженностью 311 км)магистрального газопровода «Бейнеу-Шымкент». Маршрут магистрального газопроводапротяженностью 1 477 км и диаметром трубы 1067 мм прошел с запада на югКазахстана по территории Мангистауской, Актюбинской, Кзылординской иЮжно-Казахстанской областей. Это крупнейший трубопроводный проект за всюисторию независимого Казахстана, который призван сыграть важнейшую роль вповышении энергетической безопасности государства. Стратегическая задача,которую, как показала прошедшая зима, уже выполнил этот газопровод, обеспечивюжные регионы страны, а также мегаполис Алматы и Алматинскую областьотечественным природным газом. Казахстан, предоставляя важнейшийтранспортный коридор «Казахстан-Китай», максимально воспользовался своимтранзитным потенциалом за счет строительства современных компрессорных станций,газоперекачивающих агрегатов последнего поколения и внедрения других новейшихтехнологий. Это позволило получить максимальную выгоду для страны и улучшитьвсю газовую инфраструктуру. Только в прошлом году казахстанский газовыйоператор АО «КазТрансГаз» ввел в эксплуатацию линейную часть третьей нитки иновые компрессорные станции на этом газопроводном маршруте.Как заявляют международные эксперты,газотранспортная система Казахстана находится в отличном состоянии и способнапропустить до 85 млрд. кубометров газа, с перспективой увеличения объемовпрокачки до 120 млрд. кубометров в год.ТуркменистанПо оценке специалистов, в настоящеевремя туркменская газовая отрасль, работает на «советском запасе прочности»,практически не вводя новые объекты ни в добыче, ни в транспортировке газа, чтообостряет проблему и без того высокой степени выработки ведущих месторождений.Степень изношенности магистральных трубопроводов Туркменистана составляет от 72до 87 процентов. Самым новым является магистральный газопровод «Туркмения –Китай», который был введен в строй в декабре 2009 года. Согласно заключеннымсоглашениям, Туркменистан в течение 30 лет будет поставлять по нему вПоднебесную до 65 миллиардов кубометров природного газа в год. При этомспециалисты СNPC считают, что это не предел и, после ввода этой линии в полнуюэксплуатацию, способность подачи газа из Средней Азии в Китай сможет достигать85 млрд кубометров в год. Сегодня Туркменистан поставляет свойприродный газ в Европу, используя при этом российские газопроводы. Более 80% отобщего объема производства газа в стране приходится на долю Государственногоконцерна «Туркменгаз». Что бы расширять рынки сбыта стране необходимо диверсифицироватьсвои экспортные маршруты. Одним из последних и самых перспективных проектовстало строительство магистрального газопровода Туркменистан-Китай. Его маршрутпо территории Туркменистана составляет 188 километров. При этом, Туркменистанподдержал строительство трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия(TAPI), который сейчас строиться пока на туркменском отрезке и, в случаеуспеха, объединит ресурсы в Центральной Азии с рынками на юге. Однако уэкспертов на этот счет иное мнение и далеко не радужные прогнозы относительнореалистичности проекта ТАПИ.УзбекистанВ Узбекистане развитие газовой сферытоже нельзя назвать динамичным. Свои основные объемы газа, местный операторАкционерная компания «Узтрансгаз», поставляет практически только по одномутрубопроводу – «Средняя Азия – Центр». На сегодняшний день газотранспортнаясистема Республики Узбекистан представляет собой около 14 тысяч километровмагистральных газопроводов, на компрессорных станциях которых эксплуатируются252 газоперекачивающих агрегата. До недавнего времени, здесь в основном функционировалався газовая инфраструктура еще «советского» образца. И только в последниенесколько лет Узбекистан начал играть более самостоятельную роль средиучастников газового рынка Центральной Азии, реализуя собственную стратегиюразвития газовой отрасли. При этом активно модернизируя газотранспортные сети.Страна, являясь восьмым по величинепроизводителем природного газа в мире, ограничена в экспорте нефти и газа из-заслабой пропускной способности трубопроводов. Большую часть своих природныхгазовых месторождений Узбекистан использует для производства электроэнергии.Узбекистан в настоящее времяэкспортирует газ в Россию, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан. Самый новыйгазопровод, построенный на территории страны и пересекающий Узбекистан, междуТуркменистаном и Китаем. Общая протяженность маршрута через Узбекистансоставляет 530 километров.ТаджикистанТаджикистан не рассматриваетсяконкурентом на нефтегазовом рынке. Общая протяженность магистральныхгазопроводов, находящихся на балансе государственного оператора ОАО«Таджиктрансгаз», составляет всего 1000 километров. Тем не менее, в сентябре 2013 года междуТаджикистаном и Китаем было подписано Межправительственное соглашение опрокладке газопровода из Туркменистана в Китай по территории этой страны. По400-от километровому газопроводу ежегодно через территории Таджикистана иКыргызстана в Поднебесную будет поставляться 25-30 млрд. куб. метров природногогаза. При этом Таджикистан в проекте выступает исключительно, какстрана-транзитер и не может импортировать туркменский газ для удовлетворениясвоих нужд. Резюмируя сравнительный анализ можносделать вывод, что из всех стран региона за последние годы, более успешнореализуются проекты диверсификации, строительства и внедрения новых технологийв газотранспортной сфере, в Казахстане. Если буквально несколько лет назад, попротяженности магистральных газопроводов лидерство принадлежало Узбекистану, тосегодня это место уверенно занял казахстанский национальный газовый оператор.Сделать прорыв в этой области удалось благодаря стратегическому менеджменту АО«КазТрансГаз». Только в прошлом году компанией были введены в эксплуатацию нитка«С» магистрального газопровода «Казахстан-Китай» и участок Бейнеу-Бозойгазопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент».Расширение газотранспортного потенциалав Центральной-Азии, как важной экономической составляющей, становиться одним изприоритетных направлений. Основываясь на принципах многовекторности поставокуглеводородов на внутренние и внешние рынки, Республика Казахстан стремитсяразвивать все экономически выгодные маршруты по транзиту и экспортным поставкамтоварного газа. При этом для страны остается важным ведение согласованнойэнергетической политики с сопредельными странами, так как транзитно-экспортныемаршруты проходят по их территориям.На сегодняшний день, для всего регионаосновным направлением транзита газа является Китай.  Как известно, Поднебесная, являясь самымгустонаселенным государством мира, при этом обладает очень ограниченным запасомприродных ресурсов. В то же время, страны Центрально-Азиатского региона богатыресурсами и их использование поможет Китаю компенсировать внутренний дефицит идостигнуть экономического эффекта. В этом свете инвестиции Китая в данныйрегион имеют геополитические и экономические факторы. Что касается поставок природного газа,то самые удобные маршруты для его транспортировки проходят через территориюКазахстана. Об этом можно судить по основным магистральным газопроводампроходящим через республику. Это еще раз говорит о том, что на сегодняшний деньРеспублика Казахстан является серьезным игроком в мировой газотранспортнойсистеме, с большими перспективами. 

Поделиться: