Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Классик современности: Олжас Сулейменов отмечает юбилей

17.05.2016

Автор:

Теги:


 

Сегодня80-летний юбилей отмечает Олжас Сулейменов – выдающийся советский и казахский поэт,писатель, литературовед, видный общественный и политический деятельсовременности, дипломат.

Вэти дни юбиляр получает поздравления от многочисленных поклонников еготворчества, единомышленников и друзей, география присутствия которых – весьмир, поскольку и сам виновник торжества – личность, без преувеличения,  планетарного масштаба.

Знаменательнаядата отмечена выходом в свет и новой книги об Олжасе Сулейменове – сборникаавторских публикаций с примечательным названием «Олжас и Я», творческогопроекта, успешно воплощенного по инициативе советника Международного фонда«Культура» Ермека Алданова.    

 

Названиенового сборника, изданного в Москве, в издательстве «Художественнаялитература», перекликается с названием самой, пожалуй, известной и наиболеерезонансной книги Олжаса Сулейменова «Аз и Я», в которой столь ярко проявилось удивительноечувство принадлежности молодого автора к историческому процессу.

Вкниге «Олжас и Я» эта причастность к истории интерпретируется через восприятие многограннойличности Сулейменова его современниками – коллегами по творческому цеху,известными писателями, поэтами и литераторами, яркими представителями сферыкультуры и искусства, политическими и общественными деятелями. 

Идеясоздания коллективного творческого труда возникла несколько лет назад. Приступаяк ее воплощению, составитель сборника Ермек Алданов руководствовался цельюпредоставить возможность высказаться на страницах издания как можно большемуколичеству почитателей творчества Олжаса Сулейменова, а также тем людям, чьисудьбы отмечены влиянием его мощного и созидательного человеколюбия, убежденногосподвижничества идее гуманизма.  Замыселвоплотить удалось: в сборник вошли очерки, эссе, рассказы 94 авторов. Большаячасть из них – эксклюзивные произведения, написанные специально для новой книги.Но есть и раритетные истории, которые, впрочем, ранее также не были озвучены иопубликованы нигде.   

Одиниз таких эксклюзивов – переписка Олжаса Сулейменова с Константином Симоновым,который в свое время выступил рецензентом нашумевшей книги «Аз и Я».Ознакомившись с присланным в его адрес трудом молодого казахского поэта,впервые попробовавшего силы в несвойственном для него литературоведческомжанре, Симонов констатировал: «Готовьтесь, будет скандал. Но я буду васзащищать».

-Обстоятельное письмо с таким уведомлением я обнаружил в архивах благодаряпомощи дочери и сына Константина Симонова. В нем писатель дал объективнуюоценку произведению молодого казахского поэта не столько с литературоведческой,сколько с политической позиции. Значительно позже там же, в архивах, яобнаружил еще и стихи Симонова, посвященные именно этому труду Олжаса, а такжеэкземпляр книги Сулейменова с автографом на имя Симонова. Все это эксклюзивныедокументы, в которых отражены не просто вехи жизни конкретных людей, но характери дух эпохи, - рассказывает Ермек Алданов.

Всборнике «Олжас и Я» воспоминания представителя поэтической плеяды«шестидесятников» Евгения Евтушенко перекликаются с философским осмыслениемтворчества Олжаса Сулейменова в видении прозаика, переводчика, публициста,литературоведа, лауреата Президентской премии мира и духовного согласияРеспублики Казахстан Герольда Бельгера. О неожиданной «посреднической» миссии творения казахского писателя всближении со Львом Гумилевым повествует советский  и российский литературный критик,литературовед Лев Аннинский. Грузинский и российский сценарист, кинорежиссер,педагог, заслуженный деятель искусств Грузии Ираклий Квирикадзе со свойственнымему изящным чувством юмора рассказывает о том, как Олжас Сулейменов, по сути,спас его творческую ипостась от ухода в забвение в период буйствующей советскойцензуры.   

Воспоминанияавторов не объединены жанром и стилем, но это не мешает восприятию образагероя. Напротив, во многообразии трактовок и описательных средств фигура ОлжасаСулейменова как раз и обретает присущую ему насыщенную колоратуру и масштабность.    

Перваяпрезентация книги «Олжас и Я» состоится сегодня, в День рождения поэта, вАлматы. Она будет представлена на торжественном вечере-встрече с читателями ипочитателями таланта Олжаса Сулейменова. В перспективе аналогичные мероприятия,как планируется, пройдут в течение юбилейного года в Астане и Москве.

Асегодня в качестве прелюдии к открытию новых граней в портрете уже знакомогонам Олжаса Сулейменова, мы предлагаем вниманию читателей интервью с юбиляром,предваряющее сборник, который только что вышел в свет.

 

«Мы кочуем навстречу себе,узнаваясь в другом…»

 

ЕрмекАлданов: К моему предложению собрать под одной обложкой хотя бы краткие высказыванияо Вас некоторых Ваших товарищей по цеху, коллег, друзей Вы отнеслись весьмасдержанно. Изменилось общество, не те нынче настроения. Привели слова Ионеско:«Литература во всем мире сегодня сильно отстает от жизни; мы живем не влитературную, а в политическую эпоху».

ОлжасСулейменов: Добавлю, поэты создают не поэмы и повести, а осваивают жанрпублицистики. У меня за два-три бурных десятилетия собрались тома газетныхстатей. Так мы участвуем в продолжающейся перестройке Мира, активными актерами(«действующими лицами») которой мы, литераторы, являлись с самого начала.Поэтому я не хотел отвлекать своих коллег от важных дел времени.

ЕрмекАлданов: Однако, как видите, на мое обращение откликнулись многие, адресакоторых я нашел, дозвонился. А если было бы побольше времени, я уверен, этакнига не вместила бы высказываний Ваших коллег из республик России, ближнего идальнего зарубежья. Я включил в сборник и мнения Ваших ушедших друзей – АндреяВознесенского, Риммы Казаковой, Константина Симонова, чье письмо, отправленноеВам в сентябре 1975 года, я отыскал в архиве писателя с помощью его сына идочери.

ОлжасСулейменов: Спасибо. Замечательное письмо, полученное очень вовремя, передсамым началом кампании против «АЗ и Я». К несчастью, множество и других писем, присланныхмне, не сохранилось. Кочевники не придавали нужного значения собственнойистории, даже таким ценным артефактам. Я и в этом отношении настоящий казах,увы. «Мы кочуем навстречу себе, узнаваясь в другом…». В друзьях, например. Этои есть наша настоящая история.

ЕрмекАлданов: Могли бы вспомнить памятные эпизоды, связанные с авторами,высказавшими свое отношение к Вам. Их, наверняка, много. Может быть, какие-тонаиболее запомнившиеся?

ОлжасСулейменов: Таких эпизодов набралось бы на отдельную книгу, потолще этой. Давномечтаю начать вспоминать. Вспомнить хотя бы благодатные для литературы и всейкультуры 70-е, предразвальные 80-е и 90-е – без точного определения. Наши дни и ночи в этих десятилетиях.Надеюсь, в этом году начать хотя бы первый том мемуаров. В нем, конечно,подробно отвечу на заданный вопрос.

ЕрмекАлданов: Атмосфера Вашей молодости 60-х годов, безусловно, отличалась отнынешнего времени. Как Вы чувствовали себя тогда в те времена?

ОлжасСулейменов: Чувствовал себя полным сил и переполненным надеждами на светлоебудущее, как большинство из моего поколения. Как вся наша страна. Весенние60-е! Первое десятилетие без Сталина. Оттепель. Поэты, киношники – первымиощутили в себе свободу. Стихи! Лучшие рассказы! Лучшие фильмы и спектакли!.. Такоговзлета культуры больше не было и едва ли повторится. Культура это настроениеобщества и показатель его здоровья. На наших глазах и с нашим участиемвозникала страна Великого Читателя, воспитанного великой литературой, ивоспитывающего великие замыслы и свершения. Неумелые революции бьют по культуре– это мы видели и видим.

ЕрмекАлданов: Какие проблемы сегодняшнего общества волнуют Вас в первую очередь?

ОлжасСулейменов: Из нынешней проблематики выберу для ответа одну тему. Литературу,естественно. Заботит вопрос, как вернуть книгу современному обществу? Новыепоколения формируются телевизором и социальными сетями интернета. В меньшейстепени – кинематографом. Наши государства – части Страны Великого Читателя –ныне производят поколения Зрителей и Слушателей, какими были наши предки всредние века и в доистории. До появления письменной литературы. Со временемотказ детей и юношества от книги отразится на развитии всех наук, экономики,техники и технологий. Неизбежно. Сегодняшние успехи фундаментальных науквоздвигаются еще на мощном фундаменте, каким была многотысячелетняя Книга. Я неустаю повторять пример из «Комсомольской правды». Берут интервью у выдающегосяфизика: «Что надо сделать, чтобы школьники лучше усваивали физику иматематику?». Ученый ответил: «Надо увеличить количество уроков литературы».Мировой опыт уже подтверждает точность такого ответа.

Книгадолжна бы пропитать и полотно экрана. Кому-то из мастеров это удается. Яполюбил фильмы Станислава Говорухина давно. А, когда встретились вживую, понял,что мы родственники. Слово «брат» настолько истаскали в политическом лексиконе,что надо дать ему время потихоньку восстановиться в исходном значении. КиноязыкГоворухина настоян на классической русской литературе – самой совестливой вмире. Что бы он не снимал – шедевры или проходные вещи, его экран дышитклассикой.

ЕрмекАлданов: Что из своего творчества Вы любите больше всего?

ОлжасСулейменов: «Глиняную книгу».

ЕрмекАлданов: Многие читатели называют лучшей Вашей книгой «АЗ и Я», другим нравитсясамая первая поэма «Земля, поклонись человеку!». Некоторым, правда, не понятно,как Земля, которую мы все привыкли представлять космическим шаром, можетпоклониться.

ОлжасСулейменов: Здесь имеется в виду Земля не как физическое тело, Земшар, а впереносном смысле – «мир людей», «человечество». В апреле 1961 года, когдавзлетел первый космонавт, и была написана поэма, посвященная этому событию. Всепонимали восторженные газетные сообщения типа «вся Земля аплодирует ЮриюГагарину». Если аплодировала, значит, могла и поклониться герою.

ЕрмекАлданов: Самые важные уроки, полученные от коллег, друзей?

ОлжасСулейменов: Первый учитель каждого это мама, мать. Сейчас, оглядывая пройденныйпуть, понимаю, что всю жизнь следую ее назиданиям, усвоенным с детства. Первыйраз озвучил некоторые из них в стихотворении на своем сорокалетии. Отчиталсяперед матерью, заявив, что не испытал ни к кому зависти и ненависти; никого не предал;всего добивался, не кланяясь никому, а, достигнув цели, не возносился. Каждаямать по-своему формулировала назидания, сообразуясь с религией и национальнойтрадицией. «С гордым будь горд: он не сын пророка, с вежливым будь вежлив: онне раб твоего отца». Эта древняя мудрость в ее изложении стала основой моейличной конституции. Мама меня учила – «пожми руку каждому, кто здоровается:один из сорока встреченных – посланец бога». И я не оттолкнул ни одной руки,пожал руку тысячам. Верю, поздоровался со многими посланцами бога.

Вселичности, имена которых вижу в твоей книге, воспитаны матерями, событиями,литературой. Поэтому их оценки доброго и злого в нашей жизни в целом совпадаютс моими собственными. Мамы нас учили быть честными, всегда говорить правду.Потом годы светлые и темные научили нас пониманию, что самая чистая правда невсегда истина. Не поэтому ли мы часто поступали не так, как велела правда?

Этомуи многому другому мы, люди художнического цеха, учились друг у друга. И всоветское время, и сейчас.

ЕрмекАлданов: Здесь разные суждения о Вас. Часть из них не без понятного в подобныхслучаях юбилейного пафоса. Одни – краткие, другие – пространные, обстоятельные,даже чрезмерно научные. Все вместе они, дополняя друг друга, создают образчем-то знакомый, а чем-то не знакомый Вам. Художники ведь разные, поэтомукраски, карандаши разных цветов и оттенков. Мы разместили фамилии авторов валфавитном порядке, как говорится, от АЗ до Я. Начнем читать!

О.Казанцева


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение