Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Олжас Сулейменов - казах душой, гражданин мира и истинный интернационалист

17.05.2016

Автор:

Теги:

ОлжасСулейменов - казах душой, гражданин мира и истинный интернационалист

Накануне80-летнего юбилея Олжаса Сулейменова мы побеседовали о нем с виднымученым-тюркологом, известным казахстанским государственным и общественнымдеятелем, доктором филологических наук Мырзатаем Жолдасбековым:

-Мырзатай Жолдасбекович, известные слова Евгения Евтушенко «поэт в Россиибольше, чем поэт» можно в полной мере отнести к личности юбиляра. Какое место,на Ваш взгляд, занимает Олжас Омарович в казахстанской литературе и общественнойжизни?

- Я ровесник ОлжасаСулейменова. И хорошо помню, как в 1961 году его поэзия буквально ворвалась всоветскую литературу. О его поэме «Земля, поклонись человеку» мгновенно заговорилиповсюду. Она звучала в Кремлевском дворце съездов, в Колумбийском университетев Нью-Йорке, в парижской Сорбонне. Весь мир вчитывался в строки, написанныенашим выдающимся соотечественником.

К сожалению, сегоднясреди казахскоязычной части интеллигенции звучат неоднозначные оценкитворчества Олжаса Омаровича. Что он, дескать, писал на русском языке, а,следовательно, не принадлежит казахской культуре и литературе. Всем таким нашимбратьям я настоятельно советую: прежде чем говорить об Олжасе, судить о егоместе в литературе, надо достичь его высот, надо встать вровень с ним, и тогдауже, будучи на равных, можно выносить свои суждения.

Олжас Сулейменов – это,действительно, всемирный поэт. Но он еще и гражданин с большой буквы и человекс планетарным мышлением. Естественно, он является патриотом своей Родины. Гдебы он ни выступал, он, конечно, представлял, прежде всего, казахский народ. Ондостойный продолжатель славы своих предков, среди которых батыр Олжабай. ОлжасОмарович известен также как крупный дипломат и государственный деятель. Еслихотите, он посланник мира. Свое право так называться он доказал на деле,возглавив всенародное движение «Невада - Семипалатинск», выступившее в 1989году за закрытие Семипалатинского испытательного полигона. В то время для этоготребовалось незаурядное гражданское мужество. В результате, 29 августа 1991года указом президента Республики Казахстана Н. А. Назарбаева полигон былзакрыт.

Еще одна ипостасьОлжаса Омаровича – ученый-исследователь. Его работы «Аз и Я», «Язык письма», «Кодслова», многочисленные статьи позволяют говорить о нем как о видном ученом-лингвистеи историке. Бытует мнение, что Олжас будучи поэтом берет идеи «из воздуха» и логикуподменяет эмоциями. Категорически с этим не согласен. Не часто я встречал всвоей жизни людей с такой фантастической работоспособностью и продуктивностью. Вего случае вдохновенный поэт уступает место вдумчивому, кропотливому ипытливому ученому-исследователю. Он чрезвычайно строг и требователен к себе,стремясь дойти до самой сути исследуемого явления.

-Вместе с тем его научные идеи поначалу были встречены крайне неодобрительно…

- Всем известно, какаяучасть постигла его литературоведческую книгу «Аз и Я». Так получилось, что мояработа «Камни заговорили», посвященная памятникам древнетюркской письменности –стелам Кюль-Тегина и Тоньюкука, попала в опалу заодно с книгой ОлжасаОмаровича. Она должна была увидеть свет в 1976 году, но после разгрома «Аз и Я»в издательстве «Жазушы» вышла директива приостановить выпуск всех книг наисторическую тематику. Таким образом, и мою книгу отложили на дальнюю полку,издать ее удалось только в 2003 году. Но я ничуть не жалею об этом, посколькугоды ожидания были вознаграждены тем фактом, что предисловие к моей книгенаписал сам Олжас Омарович.

Тогда, в 1975-1976 годах,Олжас Сулейменов подвергся жесточайшей критике и гонениям. Я вспоминаю, как в1976 году, будучи в Москве, я остановился у моего старого друга,ученого-литературоведа, исследователя творчества Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева,профессора Петра Григорьевича Пустовойта. И его жена Сусанна Андреевна показаламне гранки очередного номера журнала «Вопросы истории», в котором маститыеученые, академики хором бичевали и клеймили Олжаса Сулейменова, как дилетанта,посягнувшего на святая святых специалистов по древнерусской литературе иистории – «Слово о полку Игореве». Мне было по-человечески жаль Олжаса, япоинтересовался, нельзя ли смягчить тон отдельных статей. Мне прозрачнонамекнули, что отмашку дали на самом верху. Увы, Олжас тогда оказался в опале.Ему повсюду ставили препоны. Лишь благодаря поддержке первого секретаря КомпартииКазахстана Динмухамеда Ахмедовича Кунаева ему удалось избежать забвения. Боюсь,если бы не Кунаев, мы могли бы потерять Олжаса Омаровича. Я считаю, что этоодна из высочайших человеческих заслуг Димаша Ахмедовича.

И еще один штрих кпортрету Олжаса Омаровича. В 1987 году, когда на мартовском пленуме многиепартийные руководители, которые были обязаны Кунаеву и своей карьерой, и своимидолжностями, обрушились с критикой на бывшего руководителя республики, ОлжасСулейменов оказался едва ли не единственным, кто поддержал Димаша Ахмедовича.Только человек такой прямоты, принципиальности и честности, как Олжас, могподнять свой голос против мнения большинства.

И в то же время,несмотря на запреты, «Аз и Я» нашла свой путь к сердцу читателя. Я хорошопомню, как в то время, когда книгу изъяли из книжных магазинов, на черном рынкеона продавалась за баснословные деньги. А сегодня многие мысли, высказанные ОлжасомОмаровичем в «Аз и Я», - о тесном переплетении истории Руси и Степи, о сложныхэкономических, культурных и духовных связях между тюрками и славянами,свидетельством которых является активное языковое заимствование (чем поэт и объяснилбольшую часть темных мест «Слова о полку Игореве), о тюркско-славянскойкультурно-исторической общности – перестали быть чем-то крамольным и прочновошли в научный обиход и общественный дискурс.

Высокую научнуюценность имеют его изыскания о тюркской письменности, об истории казахскогонарода. Олжас Сулейменов принадлежит не только к блестящей плеяде поэтов-шестидесятников,наравне с Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Булатом Окуджавой, но ик поколению казахстанских писателей, поднявших жанр исторического романа наподлинно научную высоту, таких как Ильяс Есенберлин, Морис Симашко, АнуарбекАлимжанов. Олжасу Омаровичу принадлежит выдающаяся роль в возвращенииутраченных страниц истории кочевой цивилизации и в ее «реабилитации», формулойкоторой стала известная поэтическая строчка «Возвысить степь, не унижая горы».Он демонстрирует, что это самодостаточная, сложная, глубокая и самобытнаяцивилизация и культура. Олжасу Сулейменову принадлежат такие слова: «Если быТюркский каганат не создал ничего другого, кроме орхоно-енисейских надписей, они тогда занял бы достойное место в мировой культуре».

-В свое время Вам удалось лично познакомиться с «последним евразийцем» ЛьвомНиколаевичем Гумилевым. Какую роль в развитии евразийской идеи, на Ваш взгляд,сыграл Олжас Омарович?

- Я считаю, что Олжас Сулейменовстоит у истоков современного прочтения евразийства, которое глава нашегогосударства Н. А. Назарбаев наполнил прагматичным содержанием в проектеЕвразийского экономического союза. Он истинный евразиец. В казахском языке есть прекрасное определение для людей,подобных ему, - дәнекер. Олжас Сулейменов – это связующее звено междунациональной и мировой культурой. Его роль в укреплении дружбы между народами евразийскогопространства трудно переоценить. Вместе с тем я хочу подчеркнуть: хотя он пишетна русском языке, по своему мироощущению и мировосприятию он глубоко казахскийписатель. Казах душой Олжас Омарович гражданин мира и истинныйинтернационалист. Я всегда был и буду на его стороне. Есть у нас узко мыслящиенационалисты, которые линчуют Олжаса Сулейменова за его интернационалистскуюпозицию. Кого же они считают истинным патриотами? Тех, кто выискивает враговсреди других народов? Тех, кто оголтело критикуют власть? Я считают, чтоистинный патриот, это тот, кто защищает честь своей нации, поднимает ее намеждународный уровень. И Олжас именно такой человек. Он посол казахов во всеммире. Глядя на него, я думаю, не полюбить казахов невозможно. Потому что Олжас,непревзойденный оратор, влюбляет в себя буквально с первого взгляда, с первыхстрочек.

-А Вам не кажется, что заслуги Олжаса Омаровича сегодня подзабыты, что егоюбилей отмечается не столь широко, как того следовало бы ожидать?

- Да, это обидно. Мневспомнился 125-летний юбилей Джамбула Джабаева, который отмечался в 1971 году. Ятогда был молодым ученым. Юбилейные торжества проходили во Дворце Республики вАлматы. В зале находился президиум, делегации со всех концов мира. О творчествеДжамбула говорили с высокой трибуны. А что сейчас? 300-летие Абылайханаотметили в Кокшетау. 350-летие великого нашего оратора и бия Толе Би празднуютв Жамбылской и Южно-Казахстанской областях, потому что он выходец из этихрегионов. Торжества по случаю 170-летия Абая прошли на его родине вСемипалатинске. 170-й юбилей Джамбула отмечаем в Жамбылской области. Вот такнезаметно мы делим наше культурное и историческое наследие по регионам, хотяпрезидент Н. А. Назарбаев подчеркивает, что основа казахстанской идеологии – этоединство.

В конце концов, есть унас великие люди. И их величие надо признавать и отмечать при жизни. Один изтаких людей – Олжас Омарович Сулейменов. Я не против того, что людям тяжелого труда– фермерам, скотоводам, шахтерам присваивалось звание «Қазақстанның Еңбек Ері»(«Герой Труда Казахстана»), но я убежден, что Олжасу давно следовало бы вручитьэту награду. Он давно достиг вершины своей трудовой и творческой деятельности. Недавномы отмечали его 80-летие в Евразийском национальном университете им. Л. Н.Гумилева. Никого из руководства не было. Затем была встреча в библиотеке. Народлюбит Олжаса, а вот в чиновничьей среде о дате забыли. Я с этим не согласен. Когдаты уйдешь из жизни, ты знать не будешь, как тебя любят и почитаютсоотечественники. Если мы можем что-то сделать для человека – надо это делатьпри жизни. А Олжас Сулейменов этого достоин.

Я считаю за счастье,что мне в жизни удалось соприкоснуться с этим замечательным человеком. Олжас –человек потрясающей энергетики, харизмы, обаяния. Надо гордиться, что у насесть такой современник. Ему исполняется 80 лет. Дай бог ему здоровья, он нуженне только Казахстану, он нужен человечеству. Его голос, его идеи, егогражданская позиция должны быть услышаны во всем мире.

БеседовалаЖанар Тулиндинова


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение