Россия, Москва

info@ia-centr.ru

УЗБЕКИСТАН И РОССИЯ НА ЭТАПЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

15.05.2016

Автор:

Теги:

ЭРКИН  НУРИДДИНОВ

профессор

Ташкентскогогосударственного

педагогическогоуниверситета имени Низами,

доктор истор.наук

 

 НА ЭТАПЕ РАВНОПРАВНОГО, ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И

 СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

 

Одним из главных отправных моментов началаформирования современной системы межгосударственных отношений является крушениемировой системы социализма и распад бывшего Союзного государства. При этом длянезависимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, наступилановая эра взаимодействия. В сложившейся обстановке, особое внимание имиотводилось сохранению и дальнейшему развитию устойчивых отношенийвзаимопонимания и сотруд­ни­чес­тва. Такая позиция нашло свое яркое отражениево внешне­поли­ти­чес­ком курсе Республики Узбекистан.

С первых лет независимости, одним из важныхнаправлений внешней политики Узбекистана была определена необходимость сохраненияи развития всесторонних связей с новыми независимыми государствами,образовавшимися на постсоветском пространстве. При этом приоритетное местоотводилось сохранению и развитию в новом качестве взаимовыгодныхмежгосударственных отношений и сотрудничества с Российской Федера­цией, как сгосударством, обладающим наиболее мощным политическим, экономическим икультурно-духовным потенциалом.

         В условиях вовлечения в орбитусовременной системы международных отношений, руководство двух стран понималообъективную необходимость сохранения былых межреспубликанских связей споднятием на новый уровень межгосударственного сотрудничества.

         Еще на начальном этапе формированиявзаимовыгодных межгосу­дарс­твенных отношений сотрудничества Узбекистана иРоссии, учитывая тре­бования времени, были предприняты действенные шаги. Приэтом одной из главных задач выдвигалась необходимость обеспечения безопасного истабиль­ного развития государств, а также сохранение социально-экономическогоблагосостояния народов. Для решения этих задач в условиях новых политическихперемен, а также для дальнейшего продвижения поли­ти­ческих,торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей, 26 октября 1991 годамежду Республикой Узбекистан и Российской Федерацией было подпи­сано Соглашениео принципах торгово-экономического сотруд­ни­чес­тва на 1992 год.[1] Посуществу это был первый шаг самостоятельного опреде­ле­ния внешнеэкономическихдействий новых независимых госу­дар­ств. Оно сыг­рала важную роль в сохраненииустойчивых торгово-экономических связей в сложных и противоречивых условияхпереходного периода к рыночным отно­ше­ниям, заложив основу к дальнейшемуразвитию взаимовыгодных контактов.

На последующих этапах узбекско-российских отношений,гарантом для развития взаимовыгодных контактов стали правовые акты, достигнутыев ходе официальных встреч руководителей двух стран. К числу определя­ющихдокументов относятся - Договор об основах межгосударственных отноше­ний, дружбеи сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией,подписанный в мае 1992 года, а так же Договор между Респуб­ликой Узбекистан иРоссийской Федерацией об углублении экономического сотрудничества на 1998–2007годы,  подписанный в октябре 1998 года.[2]

Примечательно то, что со сменой политического руководствав Рос­сийс­кой Федерации, узбекско-российские отношения поднялись на новуюступень. Об этом в частности свидетельствует Договор о стратегическом парт­нерствемежду Республикой Узбекистан и Российской Федерацией, подписанный в июне 2004года.[3]Логическим продолжением этого доку­мен­та, и особым событием вовзаимоотношениях двух государств, стали Договор о союзнических отношениях междуРеспубликой Узбекистан и Российской Федерацией, подписанный в Москве 14 ноября2005 года,[4] атакже Декла­ра­ция об углублении стратегического партнерства между двумястранами, под­писанная 4 июня 2012 года.[5] Ониявились прочной правовой основой межго­су­дарственных отношений исвидетельствуют о стремлении двух независи­мых государств и народов кдальнейшему углублению взаимовыгодного сотрудничества. 

Давая оценку Договору о союзнических отношениях,Президент Рес­пуб­лики Узбекистан И.А.Каримов отметил, что он способствуетподнятию отно­шений двух независимых государств на новый, доверительныйуровень. В тоже время он подчеркнул, что этот документ не только послужитстратегическим целям Узбекистана и России в сфере обороны, но и создаствозможности для поднятия на новый уровень политического, экономичес­ко­го икультурного сотрудничества.[6]

Новая встреча лидеров двух стран состоявшаяся в ходеофициального визита Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в РоссийскуюФедерацию в апреле 2013 г., способствовал поднятию на более высокий уровеньвзаимоотношения государств. В ходе данной встречи были подпи­саны такие важныедокументы, как Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, Программаэкономического сотрудничества на 20132017годы, а также Программа сотрудничества в культурно-гуманитарной инаучно-технической сферах на 20132015годы.[7] Всегона сегодняшний день между двумя странами подписано около 200межгосударственных, межпра­ви­тельственных и межведомственных документов. Онислужат прочной договорно-правовой базой для дальнейшего развития двустороннихмежгосу­дарственных отношений. Одновременно они являются надежным гарантом дляразвития и углубления взаимовыгодных узбекско-российских отношений вэкономической и культурно-гуманитарной сферах.

Успешному продвижениюэкономических связей между Республикой Узбекистан и Российской Федерациейспособствует избранный ими курс на кардинальное реформирование экономики страныс учетом современных требований рыночных отношений. При этом важно заметить,что результаты проводимых экономических реформ в России на фоне благоприятнойконъюнктуры на основную экспортную номенклатуру российских товаров позволили вкороткий срок создать мощный частный сектор, работающий на рыночных условиях. Врезультате, на сегодняшний день в России созданы крупнейшиефинансово-промышленные холдинги и компании, которые обладают большимиинвестиционными возможностями для вложения своих капиталов как внутри страны,так и за рубежом. И поэтому, естественным образом российский капиталпробивается на международные рынки, а ведущие российские компании уже не наэпизодической, а на системной основе реализуют свою инвестиционную стратегию вдесятках развитых и развивающихся странах на многие миллиарды долларов. 

Вэтом плане Узбекистан не является исключением. Особенно за последние годы выросинтерес российского капитала к широкомасштабному инвестированию в узбекскуюэкономику, в первую очередь в такие экспорто­ёмкие отрасли, как добыча ипереработка нефти и газа, телекоммуникации, горная добыча, металлургия,машиностроение, точное приборостроение, про­из­водство электротехническойпродукции и строительных материалов, пере­ра­ботка сельскохозяйственнойпродукции и другие перспективные направле­ния. Так, например, на основесуществующих соглашений с национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз»,крупнейшие компании России развернули свою инвестиционную деятельность вУзбекистане. В частности,   российскаякомпания «Газпром», принимает участие в добыче и реализации природного газа наместорождении «Шахпахта». При этом Газпромом было инвестировано 1,4 млрд. долл.США в проект, предусматривающий геолого­разведку, добычу и ежегодную реализациюдо 10 млрд. куб. метров природ­ного газа в Устюртском нефтегазоносном регионе.А компания «Лукойл» осуществляет проект по добыче и совместной реализацииприродного газа на месторождениях Кадым, Хаузак, Шады с общей инвестицией насумму 1 млрд. долларов США, реализация которого позволит обеспечить добычуоколо 200 млрд. куб. метров природного газа.[8]

О благоприятном развитии экономического сотрудничества междуУзбекистаном и Россией, свидетельствует также и поступательный рост их това­ро­обо­ро­та.В частности, в 2014 году этот показатель составил 6,1 мил­ли­ар­дов долларовСША,  а за первый квартал 2015 года объемвзаимной торгов­ли составил 661,7 миллионов долларов. В тоже время вУзбекистане на сегод­няш­ний день действует 878 предприятий, созданных сучастием российских инвесторов, 85 фирм и компаний России открыли своипредставительства в нашей стране. В свою очередь в России функционирует 512предприятий с участием капитала Узбекистана.[9]  

Сотрудничество между Узбекистаном и Россией успешноразвивается и в гуманитарной сфере, которая охватывает такие области, каккультура, искусство, образование и наука.   

Взаимные контакты народов двух стран в области культуры иискус­ства имеют давние традиции, но с обретением независимости они обрелиновое качество. На основе программных соглашений культурного сотруд­ничествауспешно осуществляются многообразные формы духовного обмена, одной из которыхстало проведенное осенью 2006 года в Москве Дней Культуры Узбекистана в России.[10]

Расширению и развитию культурных связей способствуюттакже  созданные по инициативе известныхдеятелей науки, культуры и искусства двух стран различные общественныеорганизации. К ним по праву можно отнести Русский культурный центр Республики Узбекистан, образованный в 1994году. Этот центр является инициатором проведения различных куль­турных иблаготворительных мероприятий. Так, например, в 2005 году по его инициативе приподдержке посольства Российской Федерации и Россзару­беж­центра в Узбекистанебыла проведена акция под названием «Декада добрых дел». В ее рамках активистыцентра совместно с представителями Российского посольства побывали во многихуголках Узбекистана. В ходе этой акции они посетили детские учреждения, домамилосердия, встретились с ветера­на­ми, оказали материальную и техническуюпомощь нуждающимся людям и общественным организациям.[11]

Эффективное сотрудничество осуществляется между Узбекистаноми Россией в области науки, образования и подготовки кадров. Так, например, вТашкенте с большим успехом и плодотворно функционируют филиалы веду­щих высшихучебных заведений России. К их числу относятся филиалы Российской эко­но­мическойакадемии имени Г.Плеханова, Московского госу­дарственного университета имениМ.Ломоносова и Российского государс­твенного универ­ситета нефти и газа имениИ.Губкина, что свидетельствует об укреплении и расширении сотрудничества двухстран в области образо­ва­ния.   

Особо следует отметить много общего имеющегося во взглядах ипозициях Узбекистана и России по актуальным вопросам международного ирегионального значения. Общеизвестным становится тот факт, что в усло­вияхбыстроменяющегося мира, одним из актуальных вопросов современ­ности становятсяпроблемы, связанные с обеспечением безопасности и ус­той­чивого развитиягосударств. В данном направлении руководство Узбекис­тана и России исходят, какиз национальных, так и общемировых интересов. Такая позиция сторон нашла своеотражение в ходе очередного заседания Совета государств-членов Шанхайскойорганизации сотрудничества, прохо­див­шего 9-10 июля 2015 г. в г. УфеРоссийской Федерации. 

Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, принимая участиена Уфимском саммите ШОС, особое внимание обратил на такие вопросы, как борьба ссовременными угрозами и вызовами, приобретающими глобальный характер,расширение и совершенствование деятельности данной организа­ции. При этом ИсламКаримов отметил, что «Актуальной задачей остаются выработка мер по усилениюсовместной борьбы с терроризмом, экстре­миз­мом и сепаратизмом, подготовкаответов современным вызовам международ­ной и региональной безопасности,обеспечение устойчивого развития эконо­мики и гуманитарного развития всехстран, входящих в Организацию».[12]

Примечательно и то, что в рамках Уфимского саммита состояласьвстреча Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова и Президента РоссийскойФедерации В. Путина, в ходе которой они смогли обсудить нынешнее состояниевзаимоотношений и перспективы их дальнейшего раз­ви­тия. В частности, даваяоценку узбекско-российским отношениям сотруд­ни­чества, В. Путин отметил, что:«Отношения у нас развиваются очень ус­пешно. Россия продолжает уверенносохранять за собой место крупней­ше­го торгово-экономического партнераУзбекистана. Общие инвестиции российс­ких компаний в узбекскую экономикусоставляют сегодня 6 миллиардов долларов».[13]

Возвращаясь к вопросам глобальной безопасности, необходимозаметь, что серьёзную тревогу мировому сообществу вызывают растущие масштабымеждународного терроризма, экстремизма и радикализма. В этих условиях мирпереживает динамичные и глубинные процессы трансформации, когда человечествостановится свидетелем изменений всей архитектуры междуна­родной безопасности.По данному вопросу руководство Российской Федера­ции занимает принципиальнуюпозицию, озвученная с трибуны  юбилейнойсессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2015 г.

Аналогичную позицию по вопросам глобальной безопасностизанимает и Республики Узбекистан. Оно нашло свое отражение в выступлении Прези­дентастраны И.А.Каримова, в ходе мероприятия, посвященного 20-летию нейтралитетаТуркменистана, состоявшегося в декабре 2015 г. Кон­цен­­трируя внимание наафганской проблеме, Ислам Каримов подчеркнул, что: «Как бы ни складываласьситуация в Афганистане, нет другого решения афганской проблемы, кроме одного –это мирные политические переговоры между ос­нов­ными противоборствующимисторонами под эгидой ООН».[14]Одно­вре­мен­но, давая оценку ситуации глобального масштаба, Президент Узбе­кистанасделал акцент на возрастающую угрозу терроризма и экстремизма. При этом онотметил, что: «Сегодня терроризм многообразен и многолик, и необходима борьбапротив его глубинных причин и источников».[15]  

Таким образом, Узбекистан и Россия, как новыенезависимые государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве, и какстраны вступив­шие в процесс формирования современной системы международныхотноше­ний, в новом качестве заложили основу для развития межгосударственныхотношений сотрудничества на равноправной, взаимовыгодной основе и стра­те­ги­ческогопартнерства. Формирование прочной правовой базы узбекско-российских отношений,на сегодняшний день служит основой для претворения в жизнь тесныхторгово-экономических, научно-технических и культурно-гуманитарных связей.Взаимопониманию и укреплению межгосу­дарс­твенных отношений способ­ствует такжеидентичность взглядов, позиций и подходов сторон по многим ключевым вопросамсовременного мироус­тройства, в центре которого находятся проблемы глобальной ирегиональной безопасности.

 



[1]Текущий архив Министерства иностранных дел Республики Узбекистан (далее: ТА МИДРУз). -  Информационно-справочныйматериал Управления стран СНГ.

[2] ТАМИД РУЗ. Информационно-справочный материал Управления стран СНГ.

[3]Народное слово. 2004. июнь.

[4] Тамже. 2005, 15 ноября.

[5] Тамже. 2012, 5 июня.

[6]  Там же. 2005, 15 ноября.

[7]  Народное слово.  2013, 16 апреля.

 

[8]Текущий архив Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговлиРеспублики Узбекистан. – Информационно-справочный материал о инвестиционномсотрудничестве Республики Узбекистан и Российской Федерации.

[9]Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике.Информационно-справочный материал о торгово-экономическом сотрудничестве междуРеспубликой Узбекистан и Россией.

[10]Текущий архив Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан. –Папка международных культурных мероприятий проведенных за рубежом в 2006 г.

[11]Народное слово. 2005. 25 ноября.

[12]Интернет сайт: Уфимский саммит ШОС. 9-10 июля 2015 г.

[13]Интернет сайт: Уфимский саммит ШОС. 9-10 июля 2015 г.

[14]Народное слово. 2015. 13 декабря.

[15]Народное слово. 2015. 13 декабря.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение