Казахстан-2016: шансы на непостоянное членство в Совбезе ООН высоки

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Во-вторых, Казахстан заслужил внимание мирового сообщества целым комплексом серьезных обоснованных инициатив антикризисного, антиядерного, антиэкстремистского характера. Речь идет в частности о Международном банке низкообогащенного урана, который является уже не инициативой, а практическим проектом, который перешел в стадию реализации.
Казахстан-2016: шансы на непостоянное членство в Совбезе ООН высоки
Руководитель службы геополитики ирегиональных исследований Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан –Лидера нации Ержан Салтыбаев. Выступление на круглом столе «Казахстан всистеме геополитических процессов» (Астана, ЦАИ «Евразийский мониторинг», 27апреля 2016 г.)В этойтеме - заявка Казахстана на непостоянное членство в Совете Безопасности ООН, как в капле воды, отражаются основныеприоритеты и инициативы, которые Казахстан выдвигает на международной арене.Во-первых,в справочном порядке напомню, что уже в июне нынешнего года состоится очереднаясессия Генассамблеи ООН, пройдут выборы пяти непостоянных членов Советабезопасности ООН. Они, как известно, избираются на ротационной основе – каждыйчлен на два года принимается. Вообще Совет безопасности состоит из пятипостоянных членов – и это отдельный вопрос, почему пять, почему не больше,сейчас ведутся дискуссии на этот счет, в качестве одного из кандидатоввыдвигается Германия, либо Индия, либо одна из латиноамериканских стран,например, Бразилия.Нынешнийсостав Совбеза ООН создавался по итогам Второй мировой войны, а она закончиласьболее семидесяти лет назад. И с точки зрения многих стран он не отвечаетсовременному формату международного взаимодействия. К примеру, иранскаяпроблема очень ярко показала, что без участия Германии как ключевого игрокаЕвропейского союза многие механизмы уже не работают. Поэтому был созданмеханизм 5+1, пять постоянных членов и один со стороны.Так вотКазахстан подал заявку на непостоянное членство, мы не претендуем на вхождениев число постоянных членов, но тем не менее это небольшое число стран, всего 15государств, которые собираются на регулярной основе, решают вопросы мировойполитики, безопасности.Почему именноКазахстан претендует на пост непостоянного члена Совбеза ООН? Я приведу шестьосновных аргументов в пользу избрания Казахстана. Первое,Казахстан имеет хорошие отношения со всеми постоянными членами Совета. СРоссией мы являемся стратегическими союзниками, входим в один военный блок, водно экономическое объединение, фактически имеем общее культурно-информационноепространство. Отношения с Россией достаточно дружественные и доверительные поспособствуютнашему эффективному участию в работе Совбеза ООН. Чтокасается Китая, то у наших стран сложилось взаимодействие по линииЭкономического пояса Шелкового пути. Это важнейшая инициатива Китая, черезкоторую он пытается реализовать свои внешнеполитические амбиции и потенциал торгово-экономическогосотрудничества, который пока, в силу определенных причин – в первую очередьинфраструктурных -не может быть задействован в полной мере. А Казахстан – этоключевое звено Экономического пояса Шелкового пути.ОтносительноФранции и Великобритании, следует отметить, что Казахстан со всеми европейскимистранами поддерживает дружественные отношения. Недавно было подписано Соглашениео расширенном партнерстве между Казахстаном и ЕС. Наконец,и США, в принципе, является для нас дружественной страной. Вплоть до того, чтов Конгрессе США есть группа «Друзья Казахстана». Казахстан стараетсяпридерживаться многовекторной политики, и, несмотря на звучащую в ее адрескритику, она является единственным оптимальным механизмом для осуществлениявнешней политики Казахстана в современных геополитических условиях.Второйаргумент в пользу Казахстана, это его активное участие в программах ядерногонераспространения и ядерного разоружения. Недавно глава нашего государствапринял участие в ядерном саммите в Вашингтоне, были заявлены крупныеинициативы, в частности, Манифест «Мир. 21 век». Сейчас это официальныйдокумент Генеральной Ассамблеи ООН, и было предложено провести следующий саммитпо ядерной безопасности именно в Казахстане. Почему? Во-первых, Казахстан иЯпония с осени прошлого года приступили к обязанностям сопредседателей КонференцииДВЗЯИ – это Договор о всеобъемлющем запрещения ядерных испытаний. Обе страны всвое время пострадали от ядерного оружия, или от последствий его применения илииспытаний и намерены проводить агрессивную, в хорошем смысле слова, работу,добиваясь вступления ДВЗЯИ в силу.Безусловно,Казахстан имеет полное моральное, историческое право говорить о вопросахантиядерной безопасности, учитывая фактор наличия на нашей территориикрупнейшего ядерного полигона и добровольный отказ Казахстан от четвертого вмире по размерам ракетно-ядерного арсенала. Кроме того, всем также известнароль главы Казахстана в этих процессах. Кстати, именно по инициативе президентН.А. Назарбаева, 29 августа, дата закрытия Семипалатинского ядерного полигона–– была объявлена ООН Международным днем действий против ядерных испытаний.Третийблок аргументов – это активная посредническая роль Казахстана в улаживаниимеждународных конфликтов. Во-первых, мы играли достаточно активную роль в разрешениит.н. иранской ядерной проблемы. Как известно, в Алматы состоялось два раундапереговоров ядерной шестерки. В итоге был подписан Всеобъемлющий план действийотносительно ядерной программы этой страны. И Казахстан очень активно этомусодействовал.ЗатемМинские соглашения. Казахстан также непосредственно участвовал в переговорах вМинске. Нурсултан Назарбаев помогал в переговорах Франсуа Олланда, ПетраПорошенко и Ангелы Меркель с Владимиром Путиным. Это было зафиксировано в видевизитов, телефонных переговоров. Казахстан также оказывал гуманитарную помощьпострадавшим районам Донецкой и Луганской областей.Четвертыйблок – это Афганистан. Афганистан – это крупная региональная проблема, онаволнует не только страны региона, но и весь мир. Мы помогали не только вобеспечении сил содействия безопасности в Афганистане, грузами, за счеттранзита по своей территории, но и обучением специалистов и крупнойгуманитарной помощью в виде продовольствия; студенты афганские обучаются вказахстанских вузах. Кроме того, Казахстан участвует в различных миротворческихоперациях ООН, для чего специально готовит свои подразделения. Помимо этого, мыпомогаем странам региона в решении гуманитарных проблем. То есть это ипродовольственная помощь, и создание агентства KazAID по аналогии самериканским USAID,которое является институциональной основой для оказания содействия и поддержкистранам региона.ПочемуКазахстан берет на себя такую роль? Потому что Казахстан просто объективноэкономически намного превосходит своих соседей по объемам экономики, по своемупотенциалу. Скажем, казахстанский ВВП больше, чем совокупный ВВП странЦентральной Азии плюс Южного Кавказа. Это обязывает нас к тому, что мы должныбрать на себя больше обязательств в решении региональных проблем. Тот, кто можетделать больше, должен делать больше.Пятыйблок вопросов – это Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Мы одна изпостсоветских стран, которая уладила с Китаем длящийся с 1968 года, со временСССР приграничный конфликт, мы полностью делимитировали свою границу с Китаем. Относительнограниц спорных вопросов у нас не существует и, кстати, если сравнивать сдругими странами, соседствующими с Китаем, то Казахстан в этом рядупредставляет собой позитивный пример.Инаконец последнее, что пригодится Совбезу ООН, это наша политика в религиозной иэтнической сфере. Казахстану удалось создать уникальную модель сохраненияобщественного согласия, толерантности. Для этого создана институциональнаяоснова – Ассамблея народа Казахстана. Мы участвует активно в различных форумах,организуем форумы на нашей территории, скажем, Съезд лидеров мировых итрадиционных религий. Какиеприоритеты Казахстан может предложить во время своего членства в Совбезе ООН. Унас четыре приоритета в рамках этого двухлетнего цикла – это продовольственная,водная, энергетическая и ядерная безопасность.Каждаяиз этих тематик имеет свои возможности и свой потенциал. Чтокасается продовольственной безопасности. Существует Food and AgricultureOrganization (FAO) –Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. В том числе благодарядеятельности этой организации в течение нескольких последних лет снижаются ценына продовольствие в мире, но при этом остается еще 800 млн человек, которыенедоедают. Казахстан, как я уже выше сказал, обеспечивал определеннуюгуманитарную поддержку нашим соседям, в частности, Афганистану. Сейчас мыинициировали создание Исламской организации продовольственной безопасности врамках ОИС, поскольку, как известно, страны ОИС преимущественно занимают южнуючасть Евразии, там наблюдается перенаселенность и серьезные проблемы спродовольствием. И Казахстан хотел взять на себя роль модератора, координатора вобласти продовольственной безопасности хотя бы на этом участке. Хотелосьбы также напомнить, что в рамках юбилейной, 70-й сессии Генассамблеи ООНпрезидент Н. А. Назарбаев выдвинул инициативу перечислять один процент отоборонного бюджета стран-членов организации в специальный продовольственныйфонд ООН. Это очень эффективная инициатива. Так, по подсчетам Стокгольмскогоинститута исследования проблем мира в 2014 году совокупные военные расходы всехгосударств мира превысили 1,7 трлн долларов, один процент которой составляет 17млрд долларов. Это относительно небольшая сумма, но значительная с точки зрениясоздания продовольственных фондов, которые могли бы оказать существенноевоздействие на решение продовольственной проблемы.Хотелосьбы подчеркнуть, что инициативы, которые глава нашего государства продвигает, онэто делает методично, системно, постоянно. Скажем, инициативу по поводу одногопроцента президент Казахстан выдвигал еще в 1992 году на 47 сессииГенассамблеи. Другой вопрос, почему страны мира не готовы поддерживать такиеинициативы.Второе– это водная безопасность. Водная безопасность для Казахстана не только как длястраны, но и региональной державы – ключевая тема. У Казахстан есть успешныйопыт восстановления северной части Арала, который фактически из «рассола»,непригодного ни для судоходства, ни для рыбной ловли, превратился в водоем, гдесегодня добывается 4 тыс. тонн рыбы в год. Мы можем поделиться этим опытом смеждународным сообществом.Чтокасается энергетической безопасности, то здесь у Казахстана также наработанопыт. Мы готовы двигаться в русле современных тенденций по продвижениюальтернативной и возобновляемой энергетики. Простой пример – предстоящаяспециализированная выставка Астана ЭКСПО-2017, посвященная теме энергиябудущего. Хотя мы считаемся нефтяной страной, в значительной степени зависим оттрадиционных источников энергии, но тем не менее мы понимаем, куда движетсявесь мир, также хотим в этом участвовать и понимаем, что неизбежно структура мировойэнергетики будет меняться. Именно поэтому президент Казахстана предложил создатьМеждународный центр по развитию зеленых технологий под эгидой ООН на базеЭКСПО. И если эта инициатива будет реализована, Казахстан получитдополнительный фактор, стимул для развития. Ядернаябезопасность, четвертый блок вопросов, которые Казахстан намерен вынести наповестку Совбеза ООН, – это, безусловно, козырь Казахстана. Как я уже сказал,мы имеем и моральное и политическое право говорить от имени мирового сообществаоб этом. В 2006 году Казахстан подписал соглашение о зоне свободной от ядерногооружия в ЦА. Это юридическое обязательство, закрепившее отказ от производства,обладания и проведения испытаний ядерного оружия. В 2015 году Казахстанзавершил переговоры о размещении на своей территории первого Международногобанка низкообогащенного урана МАГАТЭ. В результате этих обязательств Казахстанбыл признан образцом для подражания в вопросах международного разоружения и ядернойбезопасности.Но приэтом президент Казахстана всегда подчеркивает, что не должно быть ограниченоправо государства на мирные ядерные программы. То есть обмен технологиями, оборудованием,знаниями и опытом. На это нацелено соглашение о создании Международного банканизкообогащенного урана. Теперь для стран, которые желают получить топливосозданы условия для его легитимного приобретения и утилизации.Этоабсолютно прозрачная схема под международным контролем. С точки зрениябезопасности и с точки зрения международного сообщества абсолютно приемлемая.То, что Казахстану было доверено создание этого банка говорит об огромнойстепени доверия международного сообщества.Ну икроме этих четырех приоритетов, наверняка приоритетом нашей заявки станет иборьба с терроризмом. На 70-й сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2015 годапрезидент Казахстана выступил с предложением учредить под эгидой ООН Единуюмировую сеть противодействия международному экстремизму и терроризму. С этойидеей выступал и президент России Владимир Владимирович Путин. С тех поризменилась ситуация. С тех пор террористические акты произошли в Париже,Анкаре, Брюсселе. После этих событий эта тема перешла из сферы обсуждений всферу практических действий. Теперь все понимают, насколько эти инициативы былидействительно актуальны, востребованы, их необходимо реализовывать сегодня.Чтодаст это для Казахстана? Во-первых, вклад в обеспечение эффективности рабочихмеханизмов Совбеза ООН. Возможно, через наше председательство в неофициальныхрабочих группах. Ротационное председательство в Совбезе также помогаетнепостоянным членам расширить потенциал решения своих политических задач, вовремя переговоров обуславливающих ежемесячные рабочие программы, а такжевозможность работать в приоритетных областях для платформы Казахстана. Такимобразом, те инициативы, которые мы продвигаем могут быть более эффективнореализованы благодаря нашему членству. Кроме того, появляется возможностьсвоеобразного посредничества. Естественно,что многовекторная политика нашей страны в этих условиях приобретает всюбольшую актуальность, потому что, как я уже сказал выше, мы поддерживаем совсеми ровные, доверительные отношения, у нас нет серьезных трений ни с одним изпостоянных и непостоянных членов Совбеза ООН. Ну икроме того, хотелось бы отметить, что ввиду охлаждения отношений между Россиейи западными державами, Казахстан располагает определенным потенциалом для того,чтобы использовать место за столом Совбеза для разрешения определенныхразногласий. Наконец,немаловажным является и тот факт, что успех казахстанской заявки важен длярегиона ЦА в целом. Находясь на посту непостоянного члена мы можем вынести наавторитетную площадку проблемы всей ЦА, которых очень немало. Это и в сферебезопасности, и террористическая активность, и напряженность в межгосударственныхотношениях, и вспышки конфликтов вокруг этнических анклавов, водных ресурсов.Каковышансы Казахстана? В принципе мы оцениваем наши шансы как достаточно высокие.Конкурентом у нас является Королевство Таиланд, в кандидатуре которого экспертыотмечают два слабых момента. Первое - в отличие от Казахстана Таиланд ужесостоял в Совбезе как непостоянный член. А ООН приветствует ротацию. Крометого, у Таиланда, при всем нашем уважении к этой стране, все-таки имеютсяопределенные внутренние противоречия, череда революций, государственных переворотов,вспышки терроризма. На этом фоне Казахстан, последовательный, стабильный в своейвнутренней и внешней политике выглядит более предпочтительным, с точки зренияэкспертов.Во-вторых,Казахстан заслужил внимание мирового сообщества целым комплексом серьезныхобоснованных инициатив антикризисного, антиядерного, антиэкстремистскогохарактера. Речь идет в частности о Международном банке низкообогащенного урана,который является уже не инициативой, а практическим проектом, который перешел встадию реализации.Итретье. Как показывают последние события, на сегодняшний день в мире имеетсябольшой запрос на новый взгляд на проблемы, альтернативные идеи развития.Неслучайно во всех выступлениях нашего президента прослеживается ясный месседжмировому сообществу, что наша страна готова разделить ответственность застабильность и безопасность мира и региона. Вцелом, в условиях, когда планете необходим новый вектор развития, а ведущиеигроки не могут договориться, голос таких государств как Казахстан приобретаетвсе большую востребованность. Поэтому, я считаю, что наша заявка имеет высокийпотенциал и для Казахстана она будет иметь серьезное политическое значение и сточки зрения нашего позиционирования в мире как международной державы, так и сточки зрения практических выгод, когда мы сможем на данной площадке болееэффективно решать проблемы.

Поделиться: