Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ И ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

15.09.2008

Автор:

Теги:

Равшан Уразбаева, канд. истор. наук, член Каракалпакского отделения Общества историков Узбекистана

 

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ И ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

(конец ХIХ - первая треть ХХ века)

 

Территория Хорезмского оазиса, населенная каракалпаками по русско-хивинскому договору 1873 года была разделена на две части: левый берег Амударьи был оставлен за хивинским ханом, а правый берег присоединен к Российской империи в качестве особой административной единицы Амударьинского отдела Сырдарьинской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства.

В последней четверти ХIХ века - начале ХХ века, у народов Средней Азии, и у каракалпаков в том числе, было несколько типов школ: мектебы, карыхана, медресе. Школой начального образования служили мектебы, где ученики приобретали навыки элементарной грамотности - умения читать и писать.

Мектебы в Каракалпакии, как и везде в Средней Азии, открывались при мечетях. Они содержались за счет приношений прихожан того квартала, дети которого учились в данном мектебе.

В каждом селении, кишлаке или ауле имелись свои мектебы, если в селениях и кишлаках они открывались при мечетях, а иногда в частных домах, то в кочевых аулах мектебы могли помещаться в юртах и кочевать вместе с населением. Бывали случаи, когда дети обучались в мектебах-полуземлянках. «У настоящих кочевников школ было меньше, но это вовсе не значит, что они не хотели давать образование своим детям, объясняется же это известным неудобством кочевой жизни- Но даже и при таких неудобствах кочевники находили возможным иметь школы, часть передвижные, кочующие вместе с аулом, часть временные, открываемые в зимних стойбищах, а часть и постоянные, то есть действующие круглый год. В каждой из них обучалось не менее 10-15 детей, а бывало когда число учащихся, превышало 30.

Как в советской, так и в досоветской литературе мектебы рассматривались как учреждения, где сеяли только религиозный фанатизм и невежество. Ученые полагали, что мектебы служили очагом распространения невежества, главным орудием ишанов и мулл, которые якобы пугали народ: «кто не отдаст своего сына в мектеб для религиозного обучения, на том свете попадет в ад», а «темные, забитые и отсталые в культурном отношении жители Каракалпакии были вынуждены посылать детей в мектебы». Многие полевые записи также доказывают такую методику обучения с применением прутьев, отрицая телесные наказания, как частый вид наказания. О своего рода «устрашающих» мерах в мектебах писал русский ученый Н.П. Остроумов, что если ученик не пришел на занятия, учитель посылал к нему другого ученика, если первый ученик не приходил, учитель предупреждал отца ребенка. Если же ученик и на этот раз не появлялся в школе, то учитель отправлял к нему двух-трех других учеников, которые насильно приводили его в школу. «Эта мера производит сильное устрашающее впечатление и на других ленивых учеников в мектебе»

Ученики приходили в мектеб утром и пребывали там до вечера (до наступления времени «намазлыгер»). Во время обеда расходились по домам, а после обеда снова возвращались в мектеб. В некоторых мектебах обедали прямо в мечети, где имелась своя столовая. Вечером после занятий учитель выстраивал учеников в ряд лицом к Ка'бе (кибла) и проверял чистоту рук, ногтей, после чего произносился «даур», своего рода повторения правил «адаба»: не говорить старшим «ты», а говорить «Вы», кланяться при встрече со старшими и обязательно приветствовать их и т.д. Учитель делал наставления ученикам, как вести себя дома на зов родителей не отвечать односложно «да», а произносить «лаббай» (я перед вами). Не одобрял игру детей в людном месте, требовал, чтобы дети играли в безлюдном месте, или вообще не увлекаться пустой тратой времени, вместо того, чтобы помогать родителям по хозяйству. То есть в деятельности мектеба значительное место кроме обучения уделялось и воспитанию. Суть воспитания заключалась в том, чтобы добиться соблюдения учащимися установленных правил поведения в школе, основой которых был «адаб» - нравственность, этикет. При выполнении требований «адаба» социальный статус не играл роли.

В стенах мектеба дети учились приличному поведению как дома, так и в общественных местах, учителя-муллы всячески контролировали поведение детей, Существует достаточно много литературы, посвященной нравственности, воспитанию, как «Кабуснама», «Адаб-ус-салихин» (Кодекс приличий Востока Мухаммеда Садика было переведено и издано в 1990 г. Н.С. Лыкошиным). Многие произведения поэтов-мыслителей Востока, как Алишер Навои, Суфи Аллаяр, Махтумкули, Бердах, Ажинияз и др. написаны в виде наставлений и назиданий грядущему поколению. Учитель-мулла, поучая учеников, часто ссылался на их произведения, а хорошее поведение некоторых учеников ставилось в пример другим.

В свое время Н.П. Остроумов подчеркивал хорошие стороны мусульманских мектебов: «Одну хорошую сторону прививает мусульманские мектебы своим ученикам - внешнюю порядливость, соп­ровождающуюся скромностью и почтительностью» мусульманские дети были сдержанны, по сравнению с русскими школярами, особенно при виде всяких лакомств, «и вызывает в зрителе невольное расположение к себе. Другую хорошую сторону мектеба составляет то, что он не разрушает в учащихся детях семейных традиций, не прививает им новых привычек и потребностей».

В 1893 году на территории Амударьинского отдела существовали 878 мектебов с 7801 учащимся и 4 медресе с 240 учащимися. Через несколько лет положение совершенно изменилось. В 1907 году на той же территории количество мектебов дошло до 990 с 10767 учащимися, тогда как медресе осталось всего два с 70 учащимися.

Таким образом, с 1893 по 1907 годов число мектебов увеличилось на 112, число учащихся на 2966, тогда как число медресе сократилось наполовину, а число учащихся в них на 70 человек. Амударьинский отдел по количеству мектебов и учащихся в них занимал первое место по всей Сырдарьинской области.

В 1910 году 562, в 1914 году 434 мектебов, в эти годы выпускались по 5 человек грамотных, обшая количество выпускников с 1900 по 1914 годы получиться 22920. В Амударьинском отделе 1915 году проживали 198565 человек населения. Округлив цифровые данные, получим соотнощение 200000 на 22000 человек, то есть 11 %. Вместе с учащимися около 60 медресе в отделе, этот показатель возрастает до 15 %.

Российская колониальная администрация сохранила систему местных конфессиональных школ. С особыми трудностями сталкивалось развитие культуры и просвещения в Каракалпакии, которая была одной из самых отсталых окраин царской России. Знаменитый поэт Бердах и еще несколько грамотных одиночек пользовались арабским алфавитом для записи стихов и документов на родном языке. В кишлаках и аулах были распространены религиозные школы «мектеби», в которых муллы учили детей, заставляя зубрить Коран.

В Каракалпакии в рассматриваемый нами период - начало XX вв, только в Чимбайском участке насчитывалось более 20 медресе,а по всему Амударьинскому отделу было58 медресе.

В стенах мектебов происходил процесс усвоения молодым поколением духовных ценностей, созданных предками, социо­культурных и этических норм народа. Мектеб, кроме того, вводил подрастающее поколение в окружающий мир той культуры, когда религия и религиозные представления выражали специфику образа жизни народов Средней Азии.

В целях социально-культурного развития Средней Азии в новом направлении джадидские (термин «джадид» происходит от арабского «джадид» - «новый».) лидеры предложили ряд реформ. Они выступили с идеями переоценки и усовершенствования этики, веры, правосудия, здравоохранения, улучшения положения женщин, всех сторон жизни. В конце XIX - начале XX века мектебы начали стремиться к определенным улучшениям, вызванными современными потребностями общества. Для них вопрос о школьной реформе считался прогрессивным и актуальным вопросом того времени. Это движение нашло свое отражение в открытии мусульманских школ нового типа, получивших название в истории новометодных мектебов. В основу таких мектебов была положена задача: «Школа есть основа создания в будущем единого государства». В них, в отличие от традиционных мектебов, в программу обучения были включены ряд светских предметов, как чтение и письмо на родном языке учащихся, арифметика, элементарные сведения из географии, естествознания и истории

Первый новометодный мектеб в Каракалпакии был открыт татарами в 1907 году в Петроалександровске. Число учащихся в нем достигало 30-40 учеников. В это время возникли такие же школы в Ходжейли и Кунграде. История этих школ подробно описана в трудах ряда исследователей, таких как Ж.А.Урумбаев, У.Алеуов и др. Кроме этого, новометодные мектебы открывались также и при некоторых мечетях, например, А. Панабергенов упоминает такие мечети, как Казы ишана в Чимбае, Кадырбая недалеко от Чимбая и в некоторых других местах.

В 1909 году издается новый проект Правил о мусульманских училищах Туркестанского края, где имелись пункты, касающиеся новометодных мектебов. Первооткрывателя­ми таких школ были Кысматулла Латипов, Заки Шакиров и Юсуп Ахмедов. Одну из таких школ в Кунграде открыл в 1909 году и возглавил известный узбекский поэт-просветитель Мухаммед Шариф Суфизада. У него учились будущие писатели О.Суйирбек улы, К. Ерманов и С. Мажитов.

Мухаммед Шариф Суфизада в 1909-1912 годах создавал стихи просветительского» характера, вел разъяснительную работу среди населения В джадидских школах, наряду с религиозными занятиями, преподавались светские знания и русский язык. Получившее широкий размах культурно-просветительское движение воспевались в творчестве каракалпак­ских поэтов-мыслителей того времени.

В Каракалпакии накануне 1917 года было открыто немало новометодных мектебов, так называемых школ «тоте окыу» (так называются среди народа новометодные мектебы). Первооткрывателями «тоте окыу» были татары. В 1915 году из Казахстана приехали пятеро татар, вместе с неким Иманкуловым. Он преподавал у Сдыкбай бия, учил его сына Кудека. В «тоте окыу» обучение велось по письму, час чтение, час русского языка и час арифметики. Школы «усули джадид» были открыты в 1916 году. 1916 году Хамид Мажитов, открыл «тоте окыу» в Караузяке. Вместе с собой он привез полный чемодан книг. Эти книги он распространял среди населения, объясняя значения «усули джадид» надежным лицам.

Таким образом, в начале XX века, особенно накануне 1917 года, наравне с традиционным мусульманским мектебами работали и новометодные мектебы. В них изучали книги «Хисаб масалалари» (арифметика), «Видая джуграфия» (география), Илми ахлак, поучающая правильным поведениям и т.п. Работали также и медресе, в совокупности которые оставили заметный след в истории народного образования и духовной культуры народа.

В Ходжейлийском новометодном мектебе велись занятия для девушек, преподавались основы домоводства и ручного труда. Девочки учились кроить, шить, вышивать, варить пищу. В этом отношении Ходжейлийский новометодный мектеб отличался от других мектебов.

Многие выпускники Ходжейлинского мектеба стали активными государственными деятелями. Окончивший 5 классов в 1916 году У. Ахмедов занимал высокие посты в каракалпакских правоохранительных органах, С. Асфандияров - один из первых работников юстиции Каракалпакстана, И. Нуруллаев, И. Бабаджанов, А. Ерманов занимали высокие государственные должности, Х. Рамазанов один из первых каракалпакских финансистов, М. Бурнашев - профессор Кишиневского университета, Н. Асфандияров - преподаватель Каракалпакского государственного педагогического института, Н. Сагитов - выдающийся деятель народного образования Каракалпакистана

Например, Абдикадир Бекимбет улы (1860-1930), большую часть своей жизни посвятил обучению детей. Он считался одним из идеологов Чимбайского освободительного восстания 1916 года против колониального владычества России. В своих педагогических трудах поэт призывал молодежь стремиться к свободе, добиваться равенства, приобретать знания. Говоря о том, что «во времена жизненных невзгод» мало возможностей для обучения и воспитания молодежи, он писал: «Малые дети остались в беде, трудно стало содержать детей». Кстати Абдикадир деятельно вел разъяснительную работу, против попыток отдельных верующих людей отговорить население отдавать своих детей в советскую школу. Он считал, что следует использовать и такую возможность для общего подъёма народного образования.

Учитывая трудности преобразования старометодных религиозных мектебов в школы нового типа, государственные органы посчитали возможным, сначала перестроить их по типу новометодного мектеба, а затем превратить их в советские школы. Это объясняется постановлением Амударьинского облисполкома от 1920 года о временной перестройке старометодных мектебов по типу новометодных и последующим преобразованием их в советскую школу.

Подтверждая вышеизложенное, 18 января 1923 года Туркестанский Центральный Исполнительный Комитет принял постановление, в котором признал правильной линию «постепенного овладения новометодной школой и вступления на путь хоть частичного реформирования старометодной школы». Однако такой путь организации советской школы, отодвигавший ее создание на последний этап, задержал бы развитие народного образования.

Поэтому директивные организации туркестанских республик, в том числе Каракалпакистана, приняли решение паралельно с преобразованием старометодных мектебов в новометодные, организовать и новые советские школы.

В большинстве населенных пунктов Каракалпакстана трудно было найти грамотного человека. Согласно данным переписи 1897 года в Узбекистане грамотность населения составила 3%, тогда как в Амударьинском отделе - лишь 1,6%. Правда, перепись главным критерием грамотности имело ввиду знание русской грамоты и не брало в расчёт мусульманское образование.

В 1920-1921 годах в области существовали еше частные новометодные школы под названием «Тоте-окыу», где учителями были татары и казахи..

Из-за недостатка учительских кадров к исполнению должности учителей временно допускались лица, умеющие читать и писать по арабски, в том числе муллы из религиозных мусулманских школ.

Одним из таких учителей являлся - Казы Мәўдит Бекмухаммед улы. Жизнь и деятельность Казы Маулика - одна из множества малоисследованных страниц в истории культуры каракалпаков. Он родился в Чимбае в местности Жана базар, в селе Ак туба 1887 году. Его отец Бекмухаммед окончил Медресе Каракум ийшана и Бухарский медресе Кукалташ. После смерти отца Казы Маулик работал главным имамом в Чимбайской ханской мечете. В 1908-1910 годах он организовал школу сказателей и поэтов. В 1910-1914 годах Казы Маулик в главных мечетах города Чимбае, занималься с детьми местного населения. В 1913 - 1915 годах он принялся собирать вокруг себя знатных поэтов, сказателей. Особенно больше пропагандировал арабские сказки, произведения на персидском языке Фердоуси, Низами, Навои, перевел с туркменского языка на каракалпакский язык произведении Махтумкули.

В 1922-1924 годах вместе с Касымом Авезовым и Сейфулгабит Мажитовым организовали новую школу и начали создание новых учебников начали обучать школьников арабской графике, создавать учебники на понятном народу языке. В 1928 году он скрылся от репрессий в Туркменистане. Его вещи, книги, рукописи после его вынужденного бегства были сожжены. После войны Казы Маулик вернулся на родину жил и продолжал творческую работу в Нукусе.

В памяти народа навсегда останутся каракалпакские джадиды Казы Маулик вместе со своими соратниками Касымом Авезовым, Сейфулгабитом Мажитовым.

Касым Авезов, Сейфулгабит Мажитов А. Утепов, Аббас Дабылов получили образование в медресе. Именно они являлись распространителями идей хивинских, бухарских и туркестанских джадидов, хорошо знали ход движения джадидов конца ХIХ - начала ХХ века. Джадиды Каракалпакстана распространяли идеи освобождения туркестанских народов от колониальной политики Российской империи и участвовали в борьбе за свободу своего народа.

Казы Маулик, Касым Авезов, Сейфулгабит Мажитов впоследствии были репрессированы, как «националисты» и «пантюркисты». Репрессиям подверглись и многие другие видные просветители Каракалпакстана.

Видный каракалпакский поэт-просветитель Сейфулгабит Мажитов родился в 1865 в ауле Машанкуль Кунградского района. После переезда семьи в Приаральск в 1881 году он работал писарем у волостного управителя. Поэт, осоз­навший, на каком низком уровне находятся знания в крае, пишет стихотворение-послание «Волостному Инияту» (1907), в котором тре­бовал открытия волостной школы в Чимбае. В своих дореволюционных педагогических взглядах он выступал ярым энтузиастом ши­рокого развертывания сети джадидских школ. Вот как он писал о том, как надо просве­щать народ: «Сегодня, самый легкий путь, это тот же джадид». Он считал, что правитель края является ответственным за приобщение народа к грамоте. Ра­ботая в 1921-24 годах заведующим Кунградского окружного отдела просвещения, он принимает активное участие в открытии школ, ведет работу по подготовке учителей на крат­косрочных курсах.

После образования Каракалпакской Авто­номной области, в Ташкенте под руководством К. Авезова, он на основе реформированного арабского алфавита, составляет первые учеб­ники «Алипбе» («Букварь»), «Оқыў китабы» «Книга для чтения»), «Егеделер саўаты» - «Грамота для взрослых» (1925).

С. Мажитов является первым ученым-линг­вистом, который писал о методах обучения «Букварю», впервые теоретически исследовал фонетические, лексические, морфологические и синтаксические особенности каракалпакско­го языка.

С 1929 года школы стали использовать учебники, написанные латинской графикой. С. Мажитов, обладавший богатым научно педагогическим опытом, участвовал и руко­водил составлением на основе латинской графике таких учебников и программ, «Каракалпакский букварь» (Турткуль, 1929), Урок по каракалпакскому языку» (1930), I «Программа для школ по ликвидации бевграмотности в Каракалпакской области» (М.,1931), «Грамматика каракалпакского языка: (М., 1932). Помимо того, он издает романы и пьесы под названием «Суюн и Сара», «Кулмурат», «Девятнадцать», «Багдагул».

Филолог-методист, автор многих учебников, научных трудов педагогического и просветельского направления, яркий поэт, писатель и драматург, видный общественный деятель С. Мажитов, несмотря на свою самоотверженную службу стране, был заклеймен как враг народа и стал жертвой жестоких политических репрессий 1938 года.

Касым Авезов с 1924 года заведующий Каракалпакского областного отдела народного образования, затем председатель Каракалпакского областного ис­полнительного комитета, заместитель председателя Совета Народных Комиссаров Казахской АССР; постоянный пред­ставитель ККАССР при ВЦИК и с апреля 1936 г начальник Управления по делам искусств при СНК ККАССР, родился в 1897 году в Чимбайском уезде в местности «Бессарыжап». Получил образование в старометодной школе. С 13 лет его родители отдали в медресе Мактым ахуна, из за того что не смог оплатить учебу он работал по найму у хозяина медресе. В 1915-1916 годах продолжал учебу в медресе Рахматулла ахуна. В 1921 году окончил Шураханский курс по подготовке учителей и начал работать учителем в Чимбае. в 1924-1925 годах работал Заведующим Отдела народного образования Каракалпакской автономной области.

Касым Авезов глубоко понимал роль сценического искусства. Он заботливо от­носился к каждому литератору и работнику искусства. Никогда не упускал из зрения ни одного театрального коллектива, ни одного таланта и установил контакт со многими талантами и организаторами. Как заведующий Каракалпакским областным отделом народного образования, председатель облисполкома, член центральной комиссии по выборам Советов Каракалпакской автономной обла­сти, председатель комитета нового Каракалпакского алфавита (НКА) с 1924 по 1929 гг. умело в сложных политических условиях возглавил создание и формирование литературных, научных и театральных кружков на каракалпакской земле. Письма, посланные К. Авезовым в Ташкент, в Уп­равление по делам искусств при СНК УзССР, Управ­лению музыкальных учреждений ВКИ в Москву, в СНК ККАССР, обком партии, руководителям районных |театров; письма и договоры, отправленные Наджиму Давкараеву, Сейфулгабиту Мажитову, Асану Бегимову, И. Бекбаулиеву, докладные записки, отчеты, ярко показывают, какую огромную работу провел начальник Управления по делам искусств при СНК ККАССР по развитию театрального дела в Каракалпакии.

Уделяя огромное внимание развитию национального искусства в Каракалпакии, Президиум ВЦИК 10 августа 1934 года принял постановление «Открыть в Каракалпакии театральный и музыкальный техникумы, с классами скрипки, рояля, пения и танца, с трехгодичным сроком обучения и, во-вторых всемерного увеличения количества посылаемой талантливой молодежи на учебу в театральные вузы и техникумы крупных культурных центров Союза, а также построить в Нукусе Государственный театр на 500 человек[1]. Касым Авезов погиб во времена большого террора в 1938 году.

Выдающимся просветителем своего времени был Хабибулла Нагметуллаев. Завершив учёбу в медресе Каракум ишана он продолжал учебу в Бухаре при медресе Мирараб. После окончания медресе Мирараб он вернулся в Каракалпакстан и преподавал в медресе Каракум ишана.

В 1925-1926 годах Хабибулла Нагметуллаев, стараясь быть максимально полезным для своего народа в сложных политических условиях, стал работать заместителем председателя Чимбайского Исполкома. Он воспитал Б. Абдалова, Адилбая Дарибаева, Оразбая Таженова, Кайпназара Бекмуратова, Абдирасули Хожаахметова, Бадира Нуруллаева обучал их грамоте, помог им стать высокообразованными специалистами своего времени. Хабибулла Нагметуллаев в 30-х года, скрываясь от нараставшихся преследований ОГПУ, укрылся на территории Казахстана.

Аллаяр Досназаров в 1896 году родился в Чимбайском уезде Амударьинского отдела. В семилетнем возрасте он стал подрабатывать у одного местного бая чабаном. В 13 лет работал в Хиве на Ярославском хлопковом заводе совместно с русскими рабочими, обучился у них русскому языке. В 1921-1923 годах учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Являлся одним из первых образованных людей Каракалпакстана. Находясь на ответственных должностях, он обратил особое внимание на подготовку кадров из лиц местных национальностей. Аллаяр Досназаров в письме, отправленном в Москву с подзаголовком «Для сведения» пишет, что «Из местного населения за шесть лет своего существования советской власти ни один человек не отправлен на учебу. Из числа молодежи надо отправить на учебу и оказать содействие в подготовке кадров из каракалпакской молодежи».

Государственную деятельность А. Досназаров начал работу с организации «Косшы», затем открывал краткосрочные курсы по подготовке кадров для народного хозяйства. В 1925 году активно участвовал в создании нового алфавита и привлечении старых кадров с целью обучении детей в школах. Явился инициатором в создании новых учебников для школ. Из числа молодежи отправлял одарённых юношей и девушек на учебу в города Ташкент и Москву. В 1925 году при его деятельном участии в городе Турткуле был организован Педагогический и Сельскохозяйственный техникумы. В период пребывания в Москве он помог многочисленным представителям своего народа получить образование в московских учебных заведениях. Из подготовленная по инициативе А. Досназарова молодежи вышли знатные люди Каракалпакстана. Среди них Ж. Урынбаев, М. Мухаммедов, Ж. Сейтова, Т. Алланазаров, А. Шамуратов, Ж. Аймурзаев, С. Журынбаев, Г. Дошымов, Н. Сагытов.

А. Досназаров 15 января 1935 года был арестован органами НКВД и по постановлению военной коллегии Верховного Суда РСФСР осужден на 10 лет тюремного заключения. Ему клеветнически инкриминировали участие в Тахтакупырской восстании 1929 года и в последующей контрреволюционной деятельности. В 1937 году решением Ленинградского областного управления НКВД ему был обявлен новый расстрельный приговор. 8 декабря 1938 года поблизости Беломор-Балтийского канала на станции Кем приговор был приведён в исполненение.

Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в своем вступлении высоко оценил деятельность Аллаяра Досназарова «Аллаяр Досназаров является одним из прославленных борьцов за свободу и независимость каракалпакского народа».

Коптлеу Нурмухаммедов родился в 1903 году в Кунградском округе Соркольской волости. Он получил образование в медресе Елмурат ахуна. В 1924 году окончил Хивинские курсы по подготовке учителей. После окончания, работал учителем в Кунградском интернате. К. Нурмухамедов продолжал свою деятельность в системе социального, экономического и культурного развития и особое внимание обратил на подготовку кадров и на развитие науки в Каракалпакстане.

20 сентября 1937 году К. Нурмухаммедов был арестован. В предъявленном обвинении фигурировали такие формулировки, как «контрреволюционер, борец за установление капитализма в Каракалпакстане».

13 октября 1938 год в соответствии со статьей 64 Уголовного кодекса УзССР и военной коллегией Верховного суда СССР М.К. Нурмухамедов был приговорен к смертной казни. 19 июля 1957 года решением Верховного суда СССР был отменен указ от 13 октября 1938 года по отношению к К. Нурмухамедову с него было снято обвинение и он был полностью реабилитирован.

Садуллаев Каримберди родился 1893 году в Тахтакупыре. В 1917-1920 гг. учился в старометодной школе, затем учился на Хивинских курсах для учителей. В 1932-1933 годах работал Народным Комиссаром Просвещения Каракалпакстана. За короткий период он успел обратить особое внимания на образование и воспитание подрастающего поколения, на повышение образованности среди учащихся, на ликвидацию безграмотности населения, внедрил обучение в школах на родном языке,на подготовку учительских кадров из местного населения. Но его также сочли контрреволюционером и в 1937 году его также арестовали.

Ораз Ерманов в 1924 году работал вместе с А. Досназаровом, И. Бекимбетовым. В 1930 году 5 марта, вместе с Сейфулгабитом Мажитовым был арестован как «враг народа», но 6 ноября был освобождены из за недостатка обвинительных показаний. Он продолжал свою деятельность, работая в библиотеке Ходжейлинского отдела просвещения. Его вновь арестовали в 1937 году и вместе с Сейфулгабитом Мажитовым обвинили в соучастие в контрреволюционной пантюркистской организации «Миллий Иттифок». В 1938 году не выдержав физических воздействий следствия, оба скончались в тюрьме.

Режеп Хакимниязов родился в 1898 году, образование ниже среднего, окончил годичное курсы учителей в Турткуле и Среднеазиатские шестимесячные курсы работников по подготовке райпартактива.

Член партии с 1929 года, обвинялся в том, что скрыл от партии свое социальное прошлое, то есть скрыл факт учебы с 1919 по 1920 г. в медресе у Азим Ишана, что в 1920-1928 гг. был муллой - имамом в мечети Ишыклы, которая была построено его отцом мирабом Хакимом специально для него.

В становлении интеллектуальной и политической элиты каракалпакского народа деятельно участвовали преданные его сыновья - Аллаяр Досназаров, Менлихожа Ибниаминов, Каримберди Садуллаев, Ибраим Бекимбетов, Ораз Ерманов, Бадратдийн Сейтрасулиев, Сейфулгабит Мажитов, Касым Ауезов и многие другие. Они внесли большой вклад в становлении интеллектуальной элиты Каракалпакстана. Хотя они и были репрессированы во времена террора 30-х гг. ХХ века как враги народа, но были оправданы, реабилитированы, имена их запечатлены в памяти народа и восстановлены с обретением независимости Узбекистана.

 

Источники:

Каракалпакстан ХIХ асирдин екинши ярымынан ХХI асирге шекем. Нокис.Каракалпакстан.2003..137 б.

Обзор Сыр-Дарьинской области за 1904 год. Ташкент: Изд. Сыр-Дарьинского областного статистического комитета, 1906.- С. 234-235

Обзор Сыр-дарьннской области за 1893 год... с. 138, ЦГА Республики Узбекистанф.И-269, оп.1. д283, л.б-7, д.107, л.24-25.

Урумбаев Ж. Очерки истории школ Каракалпакистана.Нукус.: Каракалпакстан.1974.С.63.

Карлыбаев.М.А.История народного образования в Каракалпакии в ХIХ-началеХХ веков. Автореферат диссертации кандидата исторических наук.1995.С.18.

Архив Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, ф 1, оп. 22, д. 85,л-6.

Архив Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, ф 1, оп. 22, д. 85,л-7.

ЦГА Ресрублики Узбекистан, Ф.И-269, оп.1, д.107, л.24-25.

Алимова Д.А. Маќмудхœжа Беќбудий ва унинг тарихий тафаккури. //Д. Рашидова билан ќаммуаллифликда. Академия, 1998. 2 б.т.; Алимова Д.А. Махмудходжа Беќбудий и его исторические воззрения. (Совместно с Д. Рашидовой). Ташкент. Изд-во Маънавият. 1998 г. 2 п.л.; А. Фитрат ва унинг «Оила» асари // Саодат. 1998. № 6. Б.26-29.; Алимова Д.А.Джадидизм в Средней Азии. - Т.: Узбекистан, 2000. 29 б.; Д.А. Алимова. Генетическая основа интелектуально-социального про­теста и слия­ние философских идей Запада и Востока в воз­зре­ниях джади­дов. //Марказий Осиё ХХ аср бошида: ислохотлар, янгиланиш, тараš­šиёт ва мустаšиллик учун кураш (Жа­дид­чилик, мухториятчилик, исстиšлолчилик). Халšаро конференция мате­риаллари. (1999 йил йил 16- 18 сентя­­­бр).-­Т.:Маънавият, 2001 С.15-21. .

Остроумов Н.П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае.//Туркестанский сборник.Т.418,Ташкент: 1907. С.50.

Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по Высочайшему повелению

сен.гофм.гр. К.К Паленом. Учебное дело. СПб, 1910. С.134.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. Москва: Педагогика. 1976.С.489.

Урумбаев Ж. У. Очерки истории школ Каракалпакстан. - Нукус: Каракалпакстан. 1974. С.85.

Алеуов У. Просветительские мысли в каракалпакской литературе конца XIX и начала XX веков
(на каракалп.яз.), Нукус: Каракалпакстан. 1992.С.8-10.

Панабергенов А. Партийная организация Каракалпакии в борьбе за осуществление куль­ турной революции (1917-1941 гг.), Нукус-Самарканд:1969.С. 105.

Карлыбаев М. А. Медресе в Каракалпакии Х1Х - начала ХХ веков. - Нукус: Билим. 2002. - С.70.

Урумбаев Ж. Очерки истории школ Каракалпакстана. Нукус: Каракалпакстан. 1974. С.91.

ЦГА Республики Каракалпакстан, ф.26, оп.1, д.89, л.11.

Архив Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан , ф. 1, оп. 4, д. 2014.л.1.

Кудияров А.Р. О прсветительской работе Кази Маулика//Вестник Каракалпакского Отделения Академии Наук Республики Узбекистан. 1999. №1. 52.б.

Пахратдинов К. Қыссаханлар ҳәм қыссаханлық туўралы базы бир ойлар.//Өзбекистан Республикасы Илимлер Ака демиясынын Қаракалпакстан Болиминин" Хабаршысы". 1996. №3. 140.б.

Кудияров А.Р. О просветительской работе Кази Маулика//Вестник Каракалпакского Отделения Академии Наук Республики Узбекистан. 1999. №1.С. 53.

Каракалпакстан ХIХ асирдин екинши ярымынан ХХI асирге шекем.Нокис.Каракалпакстан.2003.142 б..

Урумбаев Ж. Очерки истории школ Каракалпакстана.Нукус.Каракалпакстан.1974.С.85.

Мажитов С. Танламалы шығармалары. Нокис. 1965. 83.б.

Бабашев.Ш. Жазыксыз жазаланган репрессия курбанлары.Нукус.Каракалпакстан.2007. 53 б.

Бабашев.Ш. Жазыксыз жазаланган репрессия курбанлары.Нукус.Каракалпакстан.2007. С.150.

Каракалпакстан ХIХ асирдин екинши ярымынан ХХI асирге шекем.Нокис.Каракалпакстан.2003.211 б.

«Советская Каракалпакия», 1937, 5-января.

ЦГА России, ф.1235, оп.129, д. 4, л.303.

Бабашев.Ш. Жазыксыз жазаланган репрессия курбанлары.Нукус.Каракалпакстан.2007. С.144.

Кощанов Б.А.Аллаяр Досназаров миллетшил ме еди? «Арал» журналы, 1993-жыл, №1, 33-бет.

Каракалпакстан ХIХ асирдин екинши ярымынан ХХI асирге шекем.Нокис.Каракалпакстан.2003.207 б.

Каримов И.А. Хавфсизлик ва баркарор тараккиет йулида. Т.6, Ташкент: Узбекистан.268-269 б.

Бабашев Ш. Жазыксыз жазаланган репрессия курбанлары.Нокис.Каракалпакстан.2007. С.161.

Каракалпакстан ХIХ асирдин екинши ярымынан ХХI асирге шекем.Нокис.Каракалпакстан.2003.214 б.

Бабашев Ш.Каракалпакстан Республикасы тарийхындагы сиясий курбанлар.Нукус:Каракалпакстан.2003.45 б.

Бабашев Ш.Каракалпакстан Республикасы тарийхындагы сиясий курбанлар.Нукус:Каракалпакстан.2003.55 б.

Архив Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан. Ф.1,оп.4, д.628,л.35.

Каракалпакстан ХIХ асирдин екинши ярымынан ХХI асирге шекем.Нокис.Каракалпакстан.2003.244-245 б.

 

 

 

 



[1] ЦГА России, ф.1235, оп.129, д. 4, л.303.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение