Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Какие задачи стоят перед новым Мажилисом? Часть 2

25.04.2016

Автор:

Теги:

Прошел месяц с момента избрания Мажилиса VIсозыва. О задачах, стоящих перед народными избранниками, мы побеседовали с депутатом, членом комитета по финансам и бюджету, доктором экономических наук Аманжаном Жамаловым.

Редакция публикует вторую часть интервью, первую часть которого можно прочесть http://ia-centr.ru/expert/23022/

- Президент Н.А. Назарбаев, выступая на открытии первой сессии Мажилиса VIсозыва, поручил в рамках второго этапа реформирования антимонопольной сферы внести изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам конкуренции. В Плане нации «100 конкретных шагов» в 53 шаге предполагается привести работу антимонопольной службы в соответствие со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Что именно необходимо сделать для совершенствования антимонопольной сферы?

- Как метко заметил американский бизнесмен Дэвид Сарнофф, конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей. Важным критерием рыночной экономики является доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП страны - чем она ниже, тем выше уровень монополизации. Отмечу, что в Казахстане она достигла 25%, при этом ставится задача довести этот показатель в ближайшие годы до 50%. Соблюдение справедливых правил игры для свободного развития предпринимательства – одна из главных задач государства. Национальный план «100 конкретных шагов» ставит своей целью привести работу антимонопольной службы РК в соответствие с мировыми стандартами. Обновленная служба должна ориентироваться на продвижение свободной конкуренции.

Отмечу, что ОЭСР сыграла главную роль в создании международных стандартов в сфере антимонопольного регулирования. Эта глобальная организация разработала ряд неимперативных рекомендаций и передовых практик в сфере защиты конкуренции. Стремление нашей страны приблизиться к стандартам стран ОЭСР вполне объяснимо, ведь это стандарты той самой «тридцатки» развитых стран, на которые приходится около 60% мирового ВВП.

Для вступления в ОЭСР стране-кандидату необходимо продемонстрировать приверженность её основополагающим ценностям, в том числе в сфере антимонопольного права и политики. При оценке готовности учитывается соответствие национального законодательства и практики применения положениям ОЭСР. Напомню, что 29-30 октября 2015 года в Париже прошло заседание Глобального форума по конкуренции ОЭСР, одна из сессий которого была посвящена экспертному обзору законодательства в области конкурентного права и политики Республики Казахстан. В ходе Глобального форума представители антимонопольных ведомств стран, входящих в ОЭСР, рассмотрели антимонопольное законодательство и политику Республики Казахстан и выявили ключевые моменты, в отношении того, каким образом наша страна подходит к решению вопросов конкуренции и регулирования, начиная с надежности законов (стабильности антимонопольного законодательства) и заканчивая структурой и эффективностью конкурентных институтов. Опыт Казахстана был высоко оценен участниками Глобального форума.

Кроме того, существует Международная конкурентная сеть (МКС), объединяющая антимонопольные органы более 100 стран мира. Задачи организации заключаются в выработке передовой практики, неформальном обмене и распространении опыта в сфере антимонопольного права, гармонизации основных понятий и принципов применения антимонопольного законодательства.

Министерство национальной экономики Республики Казахстан, в состав которого входит Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, разработало двухэтапный подход по изменению концепции работы антимонопольного органа и приведению ее в соответствие со стандартами ОЭСР. На первом этапе реформирования был принят  новый Предпринимательский кодекс, который регламентирует деятельность антимонопольного органа и субъектов рынка.

В частности, с 1 января 2016 года реестр доминантов ведется только в отношении субъектов высококонцентрированного (регулируемого) рынка. А с 1 января 2017 года реестр вообще будет отменен. Доминирующее положение субъекта рынка будет устанавливаться только при превышении оговоренного количественного порога, помимо этого, будет учитываться обстоятельства, подтверждающие рыночную власть субъекта. Также с 1 января 2017 года отменяется ценовое регулирование, его заменят инструменты антимонопольного регулирования. Запреты в отношении антиконкурентных соглашений будут распространены на договоренности, заключенные в устной форме. Также будет введен институт коллегиального органа (согласительной комиссии) при антимонопольном органе по рассмотрению материалов дел о нарушениях в сфере конкуренции до принятия окончательного решения.

Внедрение этих реформ в рамках 53-го шага Плана нации позволит повысить эффективность работы антимонопольной службы, а также снизить нагрузку на судебную систему. Кроме того, они уменьшат административное давление на субъекты рынка.

На втором этапе Казахстану предстоит декриминализировать некоторые статьи антимонопольного законодательства, ужесточить ответственность за картельные сговоры, изменить подходы к запрету экономической концентрации и к вопросам применения антимонопольного законодательства в отношении интеллектуальных прав с учетом требований и обязательств по вступлению Казахстана в ВТО.

Кроме того, будут внедряться разработанные ОЭСР механизмы оценки воздействия на конкуренцию. Это позволит выявлять и отсекать регуляторные нормы, которые без надобности ограничивают её.

Очень важно отметить, что на втором этапе реформирования антимонопольной сферы предусматривается отмена государственного регулирования цен в таких секторах, как железнодорожный транспорт, электро- и теплоэнергетика, производство нефтепродуктов, транспортировка нефти, гражданская авиация, портовая деятельность, телекоммуникации, почтовая связь и поставка газа – в общей сложности по 77 видам услуг, на которые сегодня установлено регулирование цен.

Государственное регулирование цен в этих сферах будет заменено на антимонопольное реагирование. Эти новшества будут способствовать формированию ценовой конкуренции в этих секторах, а также позволят войти на эти рынки новым участникам, что послужит толчком к их развитию. Полный отход от государственного ценового регулирования и отмена перечня регулируемых рынков с 1 января 2017 года будут полностью соответствовать практике развитых стран с рыночной экономикой, входящих в ОЭСР, а также позволят нашему государству обеспечить соответствие стандартам ОЭСР.

Конкуренция - основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Создание конкуренции товаропроизводителей – важнейшее условие перехода к эффективной рыночной экономике. И как сказал Бенджамин Франклин, «Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже».

- Н. А. Назарбаев поручил также модернизировать законодательство в части дальнейшей передачи государственных функций в конкурентную среду. Какие шаги будут предприняты в этом направлении?

- Действительно, глава государства сделал акцент на необходимости снизить роль государства в экономике. Для этого сегодня ведется подготовка к масштабным процессам по разгосударствлению и приватизации. К настоящему моменту сняты ограничения на приватизацию, продажу активов по справедливой рыночной стоимости, а также созданы условия для максимального участия в приватизации казахстанских и иностранных инвесторов.

25 декабря 2015 года Правительством одобрен новый Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы, в рамках которого утверждены:

- Перечень объектов приватизации государственного и квазигосударственного секторов, состоящий из 65 наиболее крупных компаний республиканской собственности, ФНБ «Самрук-Казына», АО «Байтерек» и АО «КазАгро»;

- Перечень дочерних и зависимых организаций, входящих в состав АО «ФНБ Самрук-Казына», состоящий из 173 компаний;

- Актуализированный действующий Перечень объектов передаваемых в конкурентную среду в результате приватизации, государственно-частного партнерства, ликвидации, состоящий из 545 организаций, в том числе:

• 49 организаций республиканской собственности;

• 367 предприятий коммунальной собственности;

• 129 дочерних, зависимых компаний национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, за исключением ФНБ «Самрук-Казына».

Помимо этого, в I квартале 2016 года будут сокращены перечни объектов, не подлежащих отчуждению и разработан проект Закона, предусматривающий отмену преимущественных прав всех акционеров на приобретение отчуждаемых активов квазигосударственного сектора.

В январе 2016 года при правительстве РК был создан специальный Проектный офис (Deliveryunit) с привлечением международных консультантов для сопровождения и мониторинга процесса приватизации, а также разработан план широкомасштабной PR-кампании по приватизации, включая объекты АО «ФНБ «Самрук-Казына», «КазАгро» и «Байтерек», с детальным описанием назначения каждого конкретного предприятия в рамках Единой информационной политики.

В течение 2016-2018 годов будет продолжена трансформация АО «ФНБ «Самрук-Казына». В соответствии с поручением главы государства до декабря 2016 года будут подготовлены предложения по преобразованию АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «Байтерек» и АО «НУХ «КазАгро» в компактные холдинги после перехода в конкурентную среду их активов.

В мае 2016 года по результатам проведенного анализа будут внесены – в случае необходимости – дополнительные предложения по условиям легализации и усилению гарантий её участникам.

- Наконец, президент поручил усовершенствовать законодательство по вопросам органов местного самоуправления, чтобы они эффективно управляли своими бюджетами и собственностью. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать в этой области?

- Вопросы развития местного самоуправления будут реализовываться поэтапно. В первую очередь – это создание на уровне городов районного значения, сел, поселков и сельских округов полноценного самоуправления с самостоятельным бюджетом и собственностью. Отмечу, что уже сегодня в ведение органов местного самоуправления переданы поступления от четырех видов налогов, направлявшихся до 1 апреля 2015 года в областной и районные бюджеты: индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты (индивидуальных предпринимателей), налог на имущество физических лиц, налог на транспорт с физических лиц и земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов. Кроме того, с 2016 года планируется передача сельским акимам двух видов налогов с юридических лиц - земельного и транспортного, а также право наложения штрафов за нецелевое использование и незаконное занятие земельных участков на территории населенного пункта и т.д. Согласно рекомендациям Национальной комиссии по модернизации при Президенте РК вопросы внедрения самостоятельного бюджета и собственности местного самоуправления предложено осуществлять поэтапно, начиная с 2018 года.

Беседовала Жанар Тулиндинова


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение