Сергей ШЕНИН: «Тема Великой Отечественной войны и Великой Победы обладает особой значимостью для самоидентификации нации»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В процессе формирования новой российской идентичности необходимо искать опорные точки и образы, общие, понятные и однозначно воспринимаемые всеми группами полиэтничного и поликонфессионального социума России. Одной из таких опорных точек выступает Великая Отечественная война, считает профессор кафедры международных отношений и внешней политики России Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Сергей ШЕНИН.
Сергей ШЕНИН: «Тема Великой Отечественной войны и Великой Победы обладает особой значимостью для самоидентификации нации»
СергейШЕНИН: «Тема Великой Отечественной войны и Великой Победы обладает особойзначимостью для самоидентификации нации»   В процессе формированияновой российской идентичности необходимо искать опорные точки и образы, общие,понятные и однозначно воспринимаемые всеми группами полиэтничного иполиконфессионального социума России. Одной из таких опорных точек выступаетВеликая Отечественная война, считает профессор кафедры международных отношенийи внешней политики России Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского Сергей ШЕНИН.    Компонентконкурентоспособности - Как известно, идентичностьстраны определяется нормами и стандартами, писаными и неписаными законами,сложившимися практиками, традициями, моральными императивами эпохи. Кризисидентичности, который наступил после распада СССР – это утрата Россией своегоисторически сложившегося представления о самой себе. Что такое РоссийскаяФедерация как государство? Каково ее реальное положение в мире? Кто ее союзникии соперники? Где ее подлинные границы? Как они определяются? Как соотноситсявесь исторический опыт российской государственности с ее нынешним состоянием?Какова долгосрочная стратегия страны в ХХI веке? Ни по одному из этих вопросовни у власти, ни у общества ясных и единых позиций пока нет. Сегодняграждане нашей страны достаточно часто расходятся в понимании геополитической,цивилизационной, социально-экономической и прочей специфики и роли страны. Отсюдаи главная угроза национальной безопасности: она связана со сложностями возвращенияна исторически преемственный путь национально-государственного развития и,соответственно, самоопределения в качестве современного субъекта в мировойполитике, в системе международных отношений и международного экономическогоразделения труда. Дальнейшеезатягивание процесса национального самоопределения чревато утратой Россиейсвоих законных и естественных места и роли в мировой политике, а в болеешироком плане – в глобальном историческом процессе в целом. Как следствие,Россия может быть отодвинута на периферию мирового развития, что имело быкрайне негативные последствия не только для нее, но и для всего мира. Идентичностьявляется важным структурным компонентом конкурентоспособности национальныхгосударств, она сама вовлекается в водоворот всемирной конкуренции. Идет «битваидентичностей». В этой конкурентной борьбе выигрывают те государства, чьяидентичность имеет большую историческую, культурную, этническую и политическуюглубину и силу.   Опорная точкасамоидентификации -Российское общество сегодня не может идентифицировать себя ни на этнической, нина конфессиональной основе по определению, ибо Россия – это полиэтничное и многоконфессиональноеобщество. Поэтому, говоря о национальной идентичности России, мы ищем опорные точкии образы, общие для всех народов и конфессий, живущих на нашей земле. Издесь невозможно пройти мимо Второй мировой войны. Для нас, жителей России, неподлежит сомнению, что главной ее составной частью была Великая Отечественнаявойна. Врядли сегодня найдется хоть один гражданин России, который заявит с чистойсовестью, что война 1941–1945 годов его не касается и не волнует. Любоезаявление такого рода будет звучать фальшиво и неискренне, ибо события прошлогоХХ века – пусть и 70-летней давности – особняком стоят и в отечественной, и вмировой истории. Оникачественно отличаются, например, от событий Первой мировой войны, которые хотяи были не менее страшными и по количеству жертв, и по масштабам разрушений длясовременников, живущих будь то в России, Европе или Америке, давно уже сталимузейным экспонатом. В русском сознании отошла в прошлое и Октябрьскаяреволюция, так же как и Отечественная война 1812 года,  Смутное время, Куликовская битва, КрещениеРуси... Все эти события при их несомненной эпохальной значимости поставлены наполку исторических воспоминаний. Авот Великую Отечественную войну на полку не поставишь. С 1945 года в Россиисменилось не одно поколение, в стране произошли новые, не менее драматичныесобытия. Утратила монопольное положение коммунистическая идеология, распалисьВаршавский Договор, СССР, зашаталась Ялтинско-Потсдамская система международныхотношений... НоДень Победы – 9 Мая – до сих пор остается не просто официальным праздникомгосударственного календаря, но совершенно особой датой в сознании подавляющегобольшинства не только граждан России, но и других жителей бывшего СоветскогоСоюза. Длясотен миллионов людей Великая Отечественная война с ее живым символическимрядом образов – 22 июня 1941 года, Брестская крепость, подвиг героев-панфиловцев,блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга, Парад Победы – остаетсяобщим языком, объединяющим людей на огромных пространствах и формирующимнациональную идентичность куда надежнее общей границы, государственного флага илиединой национальной валюты. Всеэто заставляет нас вновь и вновь возвращаться к оценкам итогов Второй мировойвойны. Нюансы этих оценок у разных поколений наших граждан могут бытьразличными. Но они не могут различаться по принципиальным основаниям. Главноеже из них состоит, на наш взгляд, в том, что Великая Победа по всемполитическим, морально-нравственным и философским меркам стала моментом истины,главным событием и наивысшей точкой и в истории России, а следовательноважнейшим фактором национальной идентичности. В1941–1945 годах Россия отстояла свое право на независимое историческоесуществование, спасла свою цивилизацию. Именно это – генетическая память овеликом единении миллионов самых разных людей и о совокупной тяжести понесенныхими жертв – делает Великую Отечественную действительно Великой.Коммунистическая Россия показала человечеству выход из лабиринта разобщения иодиночества, пример соборного единения всех людей, независимо от различий всоциальном положении, в расах и национальностях, из того, как казалось тогда,тупика, в котором оказалась Европа к середине ХХ века. Россияв этом плане показала свое моральное превосходство не только над фашистскойГерманией, но и над всей Европой. Война стала не только пиком военной мощисоветского строя, которая была доказана не на бумаге и не на парадах, анепосредственно на полях сражений, но и пиком морально-нравственной мощи. Мирувидел, что либеральные Европа и Америка не смогли справиться с Гитлером, аСССР смог, причем одержал над врагом не просто военную, но и убедительнуюморальную победу. Можноутверждать, что тема Великой Отечественной войны, тема Великой Победы при всейсвоей ритуальности является абсолютно уникальной для истории страны и обладаетособой значимостью для самоидентификации нации. Содной стороны, на сегодня это единственное из официально отмечаемыхисторических событий, в положительной оценке которого сходятся все основныесилы страны. Сдругой – Победа в войне – это единственное из исторических событий, которое нетолько принимается обществом, но и обладает актуальным политическим смыслом. Апотому в нем имеется актуальный мобилизационный потенциал. В отношении к войнесходятся героическая традиция и современность, подвиг перед Отечеством и дело спасениявсего гуманистического вектора цивилизации. Трагический ход войны,сверхнапряжение народа, колоссальность нависшей над нами и всем миром угрозы,огромные жертвы и грандиозность Победы, - вместе все это определяет не простоисторическое и патриотическое, а действительно сакральное значение событий,начавшихся 22 июня 1941 года.   В противоборстве Добра и Зла -Теперь о смысле Великой Победы для мира в целом. В связи с этим всем важновспомнить знаменитую речь Черчилля, где он, в частности, сказал: «На протяжениипоследних двадцати пяти лет никто не был таким упорным противником коммунизма,как я. Но все это бледнеет перед тем зрелищем, которое раскрывается перед намитеперь. Прошлое с его преступлениями и трагедиями отступает в сторону. Делокаждого русского, борющегося за свой дом, является делом свободных людей вовсех уголках земного шара». Правдасостоит в том, что Вторая мировая война действительно была главной во всемирнойистории схваткой Добра и Зла. И в этой схватке Германия выступала как цитадель Зла,а СССР – как цитадель Добра. И Добро победило Зло. В этом – суть вопроса. Этусуть понимали все, даже русофоб Черчилль. Сэтих позиций известные заявления руководителей стран Балтии о «русскойоккупации» – это зло. Фашистские марши там – абсолютное зло. Поощрение этихпроцессов со стороны некоторых кругов США и Евросоюза – очевидное зло. Ибослишком много человеческих жизней было в 1939–1945 годах положено на алтарьДобра. Еслипредельно огрубить суть конфликта 1939–1945 годов, то это была борьба двухидеологий. Первая: люди созданы равными (основная заповедь христианства). Вторая:люди не созданы равными. Из второй идеологии следует: раз люди не равны, то«высшие» люди имеют право уничтожать «низших». И СССР, будучи носителем первойидеологии, выступил в 1941–1945 годах, по сути, на стороне христианства. Содержаниемэтого этапа мировой истории с гуманитарной точки зрения было не противоборство«двух тираний», как иногда трактуют войну на Западе, а схватка Добра и Зла.Именно по этой причине вмешательство СССР во Вторую мировую войну поднялоавторитет нашей страны на небывалую высоту. Советский Союз получил многодрузей, и не только среди беднейших стран мира. Этозначит, что Великая Отечественная война – не просто война отечественная (тоесть местная, локальная), а война Великая, Всемирная и действительно Священная.Поскольку это была война за ценности всемирной истории и фундаментальныйпринцип равенства всех людей перед Всевышним. СмыслВеликой Победы – это триумф человеческого разума, морали, ценностей, которыегораздо шире ценностей западной демократии и рыночной экономики. Поэтому,говоря о Победе в Великой Отечественной войне, мы можем видеть не только силувоенную и политическую, но здесь в полной мере проявилась сила духовная – то,что становится основой новой российской идентичности.

Поделиться: