ЦГИ «Берлек-Единство»: Визит Ислама Каримова в Москву: курс на сотрудничество

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Президент Узбекистана Ислам Каримов 25-26 апреля 2016 года с государственным визитом должен посетить Российскую Федерацию. Приглашение прозвучало из уст Владимира Путина во время двусторонней встречи на полях саммита ШОС в Уфе в июле 2015 года. Лидеры двух стран регулярно встречаются на различных международных площадках. Статус государственного визита в страну имеет более важное значение для дальнейшего углубления межгосударственного сотрудничества
ЦГИ «Берлек-Единство»: Визит Ислама Каримова в Москву: курс на сотрудничество
 Президент Узбекистана Ислам Каримов 25-26 апреля 2016 года с государственным визитом должен посетить Российскую Федерацию. Приглашение прозвучало из уст Владимира Путина во время двусторонней встречи на полях саммита ШОС в Уфе в июле 2015 года. Лидеры двух стран регулярно встречаются на различных международных площадках. Статус государственного визита в страну имеет более важное значение для дальнейшего углубления межгосударственного сотрудничества. «Высоко ценим отношения с Узбекистаном, которые носят подлинно союзнический характер. Дальнейшему углублению несомненно будет способствовать предстоящий официальный визит в Россию в апреле этого года президента Ислама Абдуганиевича Каримова», – сказал В. Путин после церемонии вручения верительных грамот вновь прибывшими послами иностранных государств.Кстати, предстоящий визит обсуждался еще в декабре прошлого года в ходе встречи замглавы МИД России Григория Карасина с Министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым. Во время рассмотрения состояния двусторонних отношений вопрос о подготовке к поездке в Москву лидера Узбекистана занял особое место.Следует подчеркнуть, что государственному визиту предшествовало списание Узбекистану долга в размере 865 млн американских долларов. 5 апреля Владимир Путин подписал указ, ратифицирующий соглашение между странами об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств, которое было подписано в Ташкенте 10 декабря 2014 года. В свою очередь, Узбекистан отказался от своих требований по разделу Алмазного фонда СССР, при этом в течение месяца после вступления документа в силу должен перечислить Москве 25 млн долларов. По поводу данного соглашения Президент РФ В. Путин сказал: «Мы долго на этот счет вели переговоры и даже спорили: у Узбекистана была своя позиция, у России – своя. Но мы, как и подобает добрым друзьям и хорошим партнерам, нашли все взаимоприемлемые развязки, и эта страница перевернута».Таким образом, между странами был разрешен многолетний финансовый спор, что открыло новые возможности для межгосударственного сотрудничества. Ранее глава Комитета Государственной Думы по делам СНГ Леонид Слуцкий подчеркивал, что с вступлением в силу данного соглашения «снимаются многие вопросы, долгое время препятствовавшие нормализации финансовых отношений между Россией и Узбекистаном». Что имел в виду депутат, поясняют слова, сказанные еще в 2014 году помощником Президента РФ Юрием Ушаковым, который на пресс-конференции пояснил журналистам, что решение о списании задолженности Ташкенту должно открыть возможности для поставки в эту страну российской военной техники под новые кредиты.Возвращаясь непосредственно к повестке дня визита Ислама Каримова, можно отметить, что, по данным официальных источников, одним из обсуждаемых вопросов станет переоснащение Вооруженных Сил Узбекистана. По словам заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака, существуют предварительные договоренности по поставкам российского оборудования на модернизацию и переоснащение Вооруженных Сил Узбекистана. Теперь же получается, что с ратификацией соглашения об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств между Москвой и Ташкентом все правовые проволочки для заключения новых военных договоров о поставках оборудования для модернизации узбекской армии были решены.Конечно же, в интересах России, чтобы у Узбекистана были сильные вооруженные силы, оснащенные современными видами оружия. Принимая во внимание нестабильность на Ближнем Востоке, в северных афганских провинциях, власти республики понимают об угрозе распространения международного терроризма и на территорию Центрально-Азиатского региона. Еще в декабре прошлого года во время упомянутой встречи Г. Карасина с А. Камиловым, по сообщению МИД РФ, «обе стороны высказались за координацию международных усилий по борьбе с возрастающей опасностью терроризма, деградирующей ситуацией в Афганистане, а также разрастанием тревожных тенденций на территории Центральной Азии». Тогда российская сторона выразила Ташкенту готовность к разноплановому взаимодействию со странами региона по недопущению дестабилизации. Учитывая то, что Узбекистан не является членом ОДКБ, решение задачи формирования устойчивой, эффективной системы региональной безопасности приходится решать в двустороннем формате, что, в любом случае, предполагает конкретные и практические формы взаимодействия.Еще одним обсуждаемым вопросом в ходе переговоров, видимо, станет рассмотрение состояния и перспектив двусторонних связей в торгово-экономической сфере. Узбекистан является для России одним из основных торговых партнеров среди республик Центрально-Азиатского региона, а Российская Федерация занимает первое место среди всех торговых партнеров Узбекистана, при этом в последние годы такая тенденция сохраняется. Несмотря на усиливающиеся последствия кризисных явлений в мировой экономике, торговые отношения между двумя странами продолжают динамично развиваться. Объем двустороннего товарооборота по итогам 2015 года составил 6,1 млрд долларов, что выше показателей 2014, но меньше, чем в 2013. Кроме того, в Узбекистане функционирует около 900 совместных предприятий, более 150 из них – с российским капиталом. Успешно работают такие транснациональные компании России как «Вымпелком», «МТС» и другие. Общий объем российских инвестиций в экономику Узбекистана за последние пятнадцать лет составил более 8 млрд долларов. История торгово-экономических связей между двумя странами свидетельствует, что за последнее двадцатилетие объем вырос в десятки раз. Наличие огромного потенциала в этой сфере создает широкие возможности для дальнейшего расширения сотрудничества.Скорее всего, не останется незатронутым вопрос насчет председательства Узбекистана в Шанхайской организации сотрудничества. По словам Президента В. Путина, Россия будет поддерживать все усилия Ташкента по выполнению решений саммита ШОС в Уфе, в том числе в контексте расширения состава Организации. Учитывая международную ситуацию, по сообщению МИД Узбекистана, актуальной задачей для Шанхайской организации сотрудничества будет выработка мер по усилению совместной борьбы с терроризмом и экстремизмом, принятие адекватных контрмер против современных вызовов как международной, так и региональной безопасности. В связи с этим Ташкент будет предпринимать действия по расширению взаимодействия между странами-членами для укрепления роли ШОС как надежного гаранта стабильности и развития в регионе.Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Поделиться: