Права человека в Кыргызстане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Права человека (ПЧ) как показатель уровня развитости демократии в стране не используется уже достаточно длительное время. Более популярно использование термина ПЧ в попытках давления на развивающиеся страны, демонстрирующие суверенную позицию, как во внешней, так и во внутренней политике. 13 апреля этого года этот тезис вновь подтвердил Государственный департамент США, опубликовавший очередной ежегодный доклад по соблюдению прав человека в мире. Досталось всем.
Права человека в Кыргызстане
Права человека (ПЧ) как показатель уровня развитости демократии в стране не используется уже достаточно длительное время. Более популярно использование термина ПЧ в попытках давления на развивающиеся страны, демонстрирующие суверенную позицию, как во внешней, так и во внутренней политике. 13 апреля этого года этот тезис вновь подтвердил Государственный департамент США, опубликовавший очередной ежегодный доклад по соблюдению прав человека в мире. Досталось всем.В том числе и Кыргызстану, который с момента обретения независимости считается одной из наиболее демократических постсоветских стран. Вот только в Вашингтоне, очевидно, понятие «демократичность» тождественно «лояльности» к тем или иным попыткам повлиять на внутриполитическую жизнь в КР со стороны будь то Госдепа, или же различных американских фондов, которые совместно регулируют деятельность одной из крупнейших сетей проамериканских неправительственных организаций и гражданских активистов.Поэтому шквал критики внешнеполитического ведомства США в адрес центрально-азиатского государства более чем объясним. Примерно в одно и то же время официальный Бишкек:* принял решение о вступлении в Евразийский экономический союз, что окончательно обозначило ориентиры страны на мировой арене;* выгнал американских военных с Центра транзитных перевозок, чем положил конец достаточно частым преступлениям граждан штатов в Кыргызстане;* денонсировал подписанное еще в начале 90-х годов соглашение о сотрудничестве, продемонстрировав тем самым нежелание мириться с откровенными провокациями в виде награждения Госдепом осужденных в КР лиц.На чем же сейчас основывается негативная оценка Кыргызстана в контексте соблюдения ПЧ? На 36 страницах отчета, посвященных КР, среди прочего говорится о выборочных арестах и пытках со стороны правоохранительных органов, об отсутствии в руководстве страны представителей этнических меньшинств, о давлении на НКО и, конечно же, репрессивных проявлениях по отношению к представителям ЛГБТ сообщества.Проверить, а затем и подтвердить фактически тезис об арестах и пытках не представляется возможным. Думается, это осознают и авторы доклада – документа для сугубо внутреннего использования. Возможно, они считают, что авторитет Вашингтона позволяет вещать в мир даже с неимением доказательной базы. Однако в век информационных технологий и доступного высшего образования практически любой житель планеты, как правило, задумается о действительности опубликованных Госдепом умозаключений. Поэтому этот пункт обвинений в адрес Кыргызстана, представляется, не более чем пустым дополнением ко всему списку якобы имеющихся нарушений ПЧ в центрально-азиатском государстве.Примечательным является и сообщение об отсутствии представителей этнических меньшинств в правительстве. К слову, в информационном пространстве отсутствуют упоминания о недовольстве кого-либо по этому поводу в самой стране. Да и межнациональное согласие в КР находится на высоком уровне, в особенности, если сравнивать с событиями на юге Кыргызстана в 2010-м году. Да и тогда все было организовано извне. В стране нет предпосылок для возникновения межнациональной розни самой по себе, что, в свою очередь, говорит о бессмысленности американских обвинений. Для официального Бишкека кыргызстанец-кыргыз, кыргызстанец-русский, кыргызстанец-узбек и др. – это одни и те же граждане страны, а значит и интересы их равнозначны и соблюдается в равной степени.Давление же властей на неправительственные организации не следует принимать буквально. Речь именно о тех НКО, которые финансируются извне и в той или иной степени принимают участие в политической жизни страны. Вполне логично то, что подобные организации считаются руководством Кыргызстана за проводников иностранных интересов внутри КР. Иными словами, усиленное регулирование деятельности финансируемых из иностранных источников НКО – это адекватная мера по отношению к потенциально опасным для суверенитета страны организациям. Да и сами американцы делают так же, причем, очень давно.Обвинения же в дискриминации по отношению к ЛГБТ попросту голословны. Усилия по сохранению и популяризации традиционных семейных ценностей в Кыргызстане – это своевременный ответ на реалии нашего мира, в котором страны Запада поголовно пропагандируют всевозможные извращения в ущерб институту семьи, который, к счастью, на постсоветском пространстве достаточно силён, чтобы противостоять давлению.Впрочем, опубликованный доклад не вызвал ни у кого удивления. Министерство иностранных дел КР вполне резонно заявило, что документ – это «попытка оказать давление на существующую политическую систему государства». Действительно, есть более чем весомый повод для Госдепа активизировать попытки усиления своих позиций в стране – предстоящие президентские выборы. Поэтому доклад о соблюдении ПЧ является лишь одним из первых ударов по официальному Бишкеку, а сколько их будет, остается лишь догадываться и готовится к своевременному реагированию.Булат Мурзагалеев

Поделиться: