Казахстан займет стратегически важное место в проекте Экономического пояса Шелкового пути. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как известно, казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев выдвинул в качестве приоритета повестки председательства Казахстана в Евразийском экономическом союзе в 2016 году углубление экономических отношений Союза с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями. Особый акцент президент Казахстана на сделал на сопряжении Евразийского экономического союза и китайской инициативы Экономического пояса Шелкового пути. Также Н.А. Назарбаев предложил приступить к практической работе по созданию в долгосрочной перспективе зоны свободной торговли стран Союза и ШОС. О том, какие возможности открываются в связи с этими инициативами перед экономиками стран евразийского пространства, мы побеседовали с главным экспертом Казахстанского центра государственно-частного партнерства, кандидатом экономических наук Азаматом Нурсеитовым.
Казахстан займет стратегически важное место в проекте Экономического пояса Шелкового пути. Ч.1
Как известно, казахстанский лидерНурсултан Назарбаев выдвинул в качестве приоритета повестки председательстваКазахстана в Евразийском экономическом союзе в 2016 году углублениеэкономических отношений Союза с третьими странами и ключевыми интеграционнымиобъединениями. Особый акцент президент Казахстана на сделал на сопряженииЕвразийского экономического союза и китайской инициативы Экономического поясаШелкового пути. Также Н.А. Назарбаев предложил приступить к практической работепо созданию в долгосрочной перспективе зоны свободной торговли стран Союза иШОС. О том, какие возможности открываются в связи с этими инициативами передэкономиками стран евразийского пространства, мы побеседовали с главнымэкспертом Казахстанского центра государственно-частного партнерства, кандидатомэкономических наук Азаматом Нурсеитовым.-Азамат Айткалиевич, каким вам видитсяформат «сопряжения» проектов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) иЭкономического пояса шелкового пути (ЭПШП)?-Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что общего между этими двумяпроектами и каковы различия между ними, поскольку в их основе лежат совершенноразные концепции. Прообразом для ЕАЭС послужил проект Европейского союза (ЕС),который имеет достаточно жесткую конструкцию. Отмечу, что любой интеграционныйпроцесс проходит шесть этапов развития. Простейшая форма региональной интеграции– это зона свободной торговли, второй этап – это создание таможенного союза,затем следует формирование общего рынка или единого экономическогопространства, что позволяет перейти к формированию союза, следующая ступень –валютный союз и, наконец, высшая форма интеграции – политический союз. Мироваяпрактика демонстрирует, что большинство интеграционных объединенийостанавливаются на стадии создания зоны свободной торговли, очень редкоинтеграционные группировки выходят на последующие этапы региональнойинтеграции.Насегодняшний день наиболее продвинутым и успешным считается интеграционныйпроцесс в рамках ЕС, который достиг уровня политического союза, пройдя этапыэкономического и валютного союза. Европейскими странами пройден большой путь,начиная с 1951 года, когда с участием шести стран было создано Объединение угляи стали. Сегодня в ЕС входят 28 стран. Это крупнейшая в мире экономика: ВВПЕвросоюза достигает почти 15 триллионов долларов, а это примерно 20% мировогообъёма производства. Население ЕС в 2015 году составила свыше полумиллиардачеловек. Евро как единую валюту уже используют 19 государств-членов ЕС. СегодняЕвросоюз – это крупнейший мировой экспортёр и импортёр разнообразных товаров иуслуг. Поэтому, неслучайно, ЕС является главным торгово-экономическим партнеромКазахстана: на долю этого союза приходится 44% внешнеторгового оборота нашейстраны. В свою очередь, Казахстан входит в 30 крупнейших торговых партнеров ЕС,занимая 26 место по объему товарооборота Евросоюза. Безусловно, расширениюторгово-экономических отношений будет способствовать в дальнейшем и то, что ЕСи Казахстан с 1 мая 2016 года начнут во временном режиме применятьэкономическую часть расширенного соглашения о партнерстве и сотрудничестве.Постсоветскиестраны с большим вниманием изучали опыт ЕС. Поэтому в основе ЕАЭС лежатпринципы и подходы, которые заимствованы у ЕС. Нужно иметь в виду, что ЕАЭС, всвою очередь, представляет собой также достаточно жесткую конструкцию, котораятребует изменений в национальных законодательствах, экономической и финансовойполитике стран-участниц, согласованности в действиях и решениях членовинтеграционного объединения, устанавливает единые правила, стандарты,технические регламенты. Причем решения надгосударственного органа – Евразийскойэкономической комиссии ЕАЭС носят императивный характер в рамках техполномочий, которые ей переданы государствами-членами интеграционногообъединения.Всвою очередь, инициатива ЭПШП представляет собой новую форму сотрудничества. Насегодня она пока не подпадает под какой-то конкретный вид региональной интеграции. Наиболееблизка ей по содержанию зона свободной торговли. По сути, ЭПШП - этобизнес-идея. Если ЕАЭС родился по инициативе лидеров государств, а бизнес инаселение подключились к проекту на последующих этапах, то Китай предлагаетбизнес-концепцию, в которой важное значение придается укреплениюторгово-экономических отношений между странами, расположенными вдоль Шелковогопути, расширению транспортно-коммуникационного сотрудничества, развитиюинфраструктуры, что, по видению китайской стороны, предполагает инициативу нетолько со стороны правительств, но и заинтересованность бизнес-сообществ. Эта инициатива не предполагает жесткой конструкции, требующейобязательного соблюдения каких-то правил, требований, технических регламентов,постоянного членства. Если стране интересен какой-то конкретный проект, то онаучаствует в нем без каких-либо ограничений. И чем больше стран будут предлагатьразличные проекты в рамках ЭПШП, тем лучше будет для всехучастников.Важноотметить, что практическая реализация китайской инициативы «Экономический поясШелкового пути» может привести к формированию новой архитектуры мировойэкономики вокруг Евразии, где главным связующим звеном может стать ЦентральнаяАзия. При этом особое, стратегически важное место займет Казахстан, которыйстановится своего рода входными воротами для поставок китайских товаров нетолько на общий рынок стран-членов ЕАЭС, но и на рынки стран Центральной Азии,Кавказа, Ирана и Турции, а через них на другие региональные рынки. Китай пытается решить проблемуперепроизводства товаров в своих западных провинциях. В свою очередь,все страны Шелкового пути получают возможности для экспорта своих товаров наогромный рынок Китая. Вместе с тем, главный интерес Китая состоит в снятииторговых барьеров и ограничений на всем протяжении Шелкового пути для быстрых(бесшовных) поставок транзитных грузов из Азии в Европу с помощью скоростныхжелезнодорожных магистралей. Следует отметить, что и в самом Китае за последнеедесятилетие быстрое развитие получило строительство и эксплуатация сетейскоростного транспорта с использованием передовых технологий, из-за чегозаметно изменился образ жизни многих китайцев, а также бизнеса.ВКитае считают, а там в последние годы не сокращают финансирование наисследования, а наоборот, создан целый ряд новых «мозговых центров», которыезаняты анализом и изучением перспектив реализации ЭПШП, выгода у участниковкитайского мегапроекта будет обоюдная: Китай получит привилегированный доступ кприродным ресурсам стран, расположенных вдоль Великого Шелкового пути, а этистраны, в свою очередь, смогут поставлять свое сырье на громадный иперспективный китайский рынок. Однако,в действительности, наблюдаемая в последние годы тенденция снижения темповэкономического роста Китая из года в год говорит о том, что спрос на сырьевыересурсы, в том числе из Казахстана и Центральной Азии, не будет увеличиваться.Скорее всего, спрос будет снижаться, несмотря на то, что, согласно прогнозукорпорации British Petroleum, к 2035 году Китай станет крупнейшим потребителемнефти, потеснив США на мировом рынке углеводородного сырья. Поэтому перед ЕАЭС и странамиЦентральной Азии фактически стоит серьезная дилемма: сохранять ли по-прежнемутаможенные пошлины, неторговые барьеры и ограничения в отношении китайскихтоваров или пойти на встречу китайской стороне и создать общую зону свободнойторговли. У каждого из этих вариантов решения есть свои плюсы и минусы.Помимоэтого, возможно, постепенное, поэтапное расширение зоны оборота юаня иувеличение экспорта китайских товаров благодаря заключению между Китаем истранами Шелкового пути соглашений о валютных свопах. Наконец, ЭПШП позволитобеспечить реализацию под руководством Китая и при поддержке созданных по егоинициативе новых международных финансовых структур различных инфраструктурных иинвестиционных проектов в Центральной Азии.- Одной из целей создания ЕАЭСявляется защита интересов национального производства. Имеется ли в этой частипротиворечия с концепцией ЭПШП?-Когда говорят о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП, я вижу проблему в том, что для этогонужна какая-то общая площадка – либо это ЕАЭС со своими правилами и строгорегламентированным членством, либо это ШОС, в которую помимо Китая, России истран Центральной Азии (ЦА) в ближайшее время вступят Индия и Пакистан. Это,безусловно, более свободная форма интеграционного объединения, чем ЕАЭС, болееширокая по членству и охвату стран. Сегодня идет разговор о формировании зоны свободнойторговли ШОС (ЗСТ ШОС). Как известно, Президент Казахстана Н.А. Назарбаевпредложил лидерам государств ЕАЭС приступить в текущем году к практическойработе по формированию в будущем зоны свободной торговли государств ЕАЭС и ШОС.Есть, конечно, определенные страхи и опасения, что создание ЗСТ ШОС приведет ктому, что страны ЕАЭС просто потеряют конкурентоспособность своих товаров внесырьевых отраслях.Врамках ЗСТ ШОС китайские производители могут получить большие возможности длянаращивания экспорта своих товаров на рынки ЦА и России. Это создаст сложностидля местного бизнеса, которому нужно будет на равных конкурировать с китайскимикомпаниями. А готов ли к этому сегодня местный бизнес?! Скорее всего, нет.Именно поэтому ряд экспертов настаивают на том, чтобы сохранить в ЕАЭС StatusQuo и оставить торгово-экономические отношения с Китаем как с третьей страной. Такимобразом, странам ЕАЭС нужно определиться, на каких условиях они готовы пойти насоздание ЗСТ ШОС? Как известно, в 2015 году ЕАЭС заключил соглашение о ЗСТ сВьетнамом, в котором предусмотрены исключения. Полагаю, что ЗСТ ШОС, в случаеего формирования, должно также предполагать изъятия, поскольку не на все товарыи услуги должен распространяться беспошлинный режим. Это все необходимообговаривать в ходе переговоров о создании ЗСТ с учетом интересов каждойстраны. Это потребует и времени, и усилий, и терпения. Главное – не спешить, апостараться подсчитать по каждой товарной позиции все плюсы и минусы от участиясвоей страны в создании ЗСТ ШОС.- ЗСТ – это дело отдаленнойперспективы. Сегодня в Казахстане и России ЭПШП рассматривается, прежде всего,как проект инфраструктурного развития, который предоставляет возможностифинансирования национальных проектов – строительства железных и автодорог.-Действительно, среди основных направлений стратегической инициативы Китаяособое место занимают железные и автомобильные дороги, а также трубопроводы.Китай рассматривает ЭПШП, в первую очередь, как железнодорожную супермагистральЕвразии, позволяющую установить и поддерживать надежную транспортную связь сдругими частями евразийского континента – Европой, Ближним Востоком и ЮжнойАзией, а также с выходом в перспективе на рынки Африки и Америки.Вместес тем, Китай быстро расширяет свою внутреннюю железнодорожную сеть и уже сталмировым лидером по строительству высокоскоростных линий, опираясь на передовыетехнологии и ноу-хау в этой отрасли. Китай выдвинул грандиозные планыстроительства четырех скоростных международных железных дорог, две из которыхпройдут в зоне Шелкового пути до границ Европы через территорию Казахстана.Отмечу, что высокоскоростная железнодорожная магистраль Пекин - Москва длинойсемь тысяч километров, проект строительства которой сегодня рассматривается ужев практической плоскости, может сократить время поездки между двумя столицамисо свыше шести суток до примерно 33 часов. Речь пока идет о первоочередномстроительстве участка Москва – Казань, который в дальнейшем, видимо, соединятчерез Астану с Пекином.Порезультатам исследований Азиатского банка развития, для модернизацииинфраструктуры в странах Азии до 2020 года требуются инвестиции в размерепорядка 8 триллионов долларов. Немалые средства нужны и в СНГ. Ведь запрошедшие 25 лет во многих странах СНГ обветшала инфраструктура, автомобильноеи железные дороги изношеныи нуждаются в модернизации, а это требует вложения больших инвестиций.ЦентральнаяАзия - главная цель китайской концепции ЭПШП, предусматривающей модернизацию истроительство новых железнодорожных линий, автомагистралей, трубопроводов идругих элементов инфраструктуры, способствующей развитию международной ирегиональной торговли.Какпредполагается, основной грузопоток по экономическому поясу Шелкового путибудет осуществляться с Востока на Запад. Западные и центральные провинции Китаяблагодаря создаваемым новым международным транспортным коридорам окажутся напрямом железнодорожном сообщении со странами ЕС по маршруту через станциюДостык (Казахстан). Доставка китайских грузов в Европу по железной дороге всреднем в два–три раза быстрее, чем морским путем, что является конкурентнымпреимуществом для транспортировки товаров, особенно критичных к скорости.Примечательно,что китайская инициатива ЭПШП состыковывается с казахстанским проектом «НурлыЖол», обнародованным в Послании Президента Казахстана Н. А. Назарбаева в ноябре2014 года. Обе концепции направлены на развитие инфраструктуры, прежде всего,транспорта и коммуникаций. Общий макроэкономический эффект от реализациипроекта «Нурлы Жол» в 2015 году, по расчетам Института экономическихисследований, может привести к увеличению ВВП страны на 1-2 процентных пункта.Совместная реализация обеих, гармонично сочетающихся стратегических инициативможет обеспечить синергетический эффект для экономического развития Казахстанаи расширения внешней торговли. Тем более, они содействуют диверсификации,индустриализации и модернизации национальной экономики, что приобретает особоезначение на фоне прошлогоднего стремительного снижения мировых цен на нефть –главного драйвера экономического роста Казахстана.Дляувеличения масштабов перевозки грузов и пассажиров между Европой и Азией по кратчайшемурасстоянию через территорию Казахстана с наименьшими затратами средств ивремени необходимо формирование единой национальной сети магистральных путейсообщения, включая железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты.Данная транспортная инфраструктура должна соответствовать высоким требованияммировых стандартов.Помимоэтого, в целях максимального использования транзитного потенциала Казахстанаважно оптимизировать работу пограничных пропускных пунктов на железнодорожных иавтомобильных переходах, расширять торгово-экономические связи состранами-партнерами, защищая национальные интересы, развивать международныетранспортные коридоры для транзитных перевозок грузов и пассажиров. Тем более,Казахстан занимает выгодное положение для транзита китайских товаров в Европу.В перспективе больше половины китайских грузов, направляемых в ЕС, по мнениюряда экспертов, может перевозиться через территорию Казахстана.Продолжение следует.

Поделиться: