Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Наталия Чеботарева: Специально над своим публичным имиджем кандидаты в президенты, наверняка, не работали

Наталия Чеботарева: Специально над своим публичным имиджем кандидаты в президенты, наверняка, не работали

Отмечаемой многими особенностью нынешней избирательной кампании в Казахстане является смещение акцентов с содержания на картинку: население уже не изучает предвыборные платформы кандидатов и ориентируются главным образом на визуальные сигналы: как кандидат выглядит, какова его манера держать себя, о чем он говорит в видеороликах. Мемы с соцсетях, фотоколлажи, видеоролики, стикеры для аватарок становятся все более значимым инструментом политической конкуренции. Визуальную составляющую электоральной кампании мы обсудили с коучем, имидж-консультантом Наталией ЧЕБОТАРЁВОЙ:

- Наталия, как вы считаете: насколько важна визуальная, имиджевая составляющая в восприятии кандидатов? И не приводит ли сдвиг с содержательной части в сторону «вижуала» к снижению качества политической состязательности, примитивизации политического процесса. Может ли предвыборная конкуренция свестись к «борьбе имиджев»? 

- Приятно, что Вы пригласили меня на этот актуальный разговор. Действительно, визуальный имидж очень важен. Он всегда был таковым. Вспомните поговорку: «По одежке встречают…». Такова природа, что мы сначала воспринимаем человека визуально, на уровне «нравится/не нравится». Сейчас у многих людей, а особенно у молодёжи, главенствует «клиповый менталитет». Т.е. это когда человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации и у него снижена способность к анализу. Информации слишком много и переварить её можно только разделив на маленькие кусочки. А ещё лучше просто показать картинку. Но это нельзя отнести к примитивизму (есть, конечно, и такое, но сейчас не об этом). Скорее это веяние нового времени, новая культура подачи информации. И к этому надо уметь адаптироваться. Старые методы подачи информации становятся неэффективными.

Именно поэтому участники текущей президентской кампании должны учитывать эту особенность восприятия и делать ставку на визуальный материал. При всей лёгкости восприятия картинок и коротких текстов, они очень часто требуют работы профессионалов высокого уровня. Чтобы сжать длинный текст до уровня одной мысли, надо чётко продумать и выделить эту мысль. Чтобы картинка зацепила и запомнилась, в ней тоже должна быть мысль, выраженная как в графическом, так и в цветовом образе. Это всё хотелось бы увидеть и в агитационных материалах кандидатов. 

Итак, что мы видим, взглянув на билборды и плакаты претендентов на президентский пост. 

У кандидата Амиржана КОСАНОВА слоган «Судьба нации – национальные ценности». Причём написан он только на казахском языке. Картинка на плакате очень неинтересна ни в цветовом, ни в графическом плане.

У Амангельды ТАСПИХОВА слоган «Время работать !». Текст на двух языках, фото профессионально сделано, есть логотип и сочетание белого и тёмно-синего цветов смотрятся достойно. 

На этом фоне приятно выделяется билборд кандидата Дании Еспаевой: прекрасное профессиональное фото на фоне государственных символов, современный и актуальный слоган «Нацеленность на успех !». Сразу видно, что женщина деловая, активная, современная. В наше время почти все хотят стать успешными. Прямо в точку!

Очень красивый билборд в стиле ретро у представителя коммунистов Жамбыла АХМЕТБЕКОВА. Слоган «Честный труд на благо общества!», очень актуальный и на двух языках. Яркие цвета, красно-белый фон. Хорошее фото кандидата в костюме и белой рубашке с красным галстуком.

У Толеутая РАХИМБЕКОВА слоган «Главная цель – труд во благо страны!» выполнен на белом цветовом фоне, есть логотип партии «Ауыл». Фото кандидата удачное, в тёмно-синем костюме и синем галстуке. Всё просто и понятно.

Интересный фиолетово-розовый цветовой фон для своей избирательной кампании выбрал кандидат Садыбек ТУГЕЛ. Текст только на казахском языке. Кандидат в костюме, но без галстука. Мечтательный взгляд направлен в будущее. 

Конечно же, на этом фоне билборды Касым-Жомарта ТОКАЕВА выглядят очень выигрышно. Они сделаны профессионально и в них учтено всё: цветовая гамма, символика страны, чёткие лаконичные тексты – «Благополучие для всех!», «20 лет успеха: 1998-2018», «Преемственность. Справедливость. Прогресс». Всё очень современно и достойно. Сразу видна работа профессионалов. Там каждое слово распаковывается. У каждого сочетания есть свой смысл и контекст. Хорошее фото серьёзного интеллигентного человека. Всё очень органично вписывается в выборную кампанию. А красная галочка в конце фамилии практически уже делает выбор за вас. 

Борьба имиджей, видимо, тоже идет. Но, следует иметь в виду, что практически всегда внешнее отражает внутреннее. Т.е., как ты себя чувствуешь внутренне, так выглядишь и внешне. В целом, уметь бороться имиджами весьма полезно. Это стимулирует людей к развитию.

- В этой связи интересен феномен ЗЕЛЕНСКОГО, который, по мнению некоторых экспертов, сводится к безошибочно просчитанному пиару, умело разработанному имиджу, визуальной составляющей. В чем, на ваш взгляд, заключается его успех, в том числе в Казахстане - восторженные отзывы о его инаугурационной речи переполнили казахстанский сегмент Фейсбука. Не представляют ли пиар и имиджевые технологии, которые способны привести к власти популиста и дилетанта в сфере госуправления, угрозы для устойчивости политических систем?

- В чём успех Зеленского? На мой взгляд, он не похож ни на кого из его предшественников в Украине. А украинцы устали от плохой жизни, от войны. Уже нет доверия народа ни к чиновникам, ни к бизнесменам. Народ хочет новой жизни, нового светлого будущего. Нужен абсолютно новый герой, лучше из сказки... А вот и сказка: полюбившийся всем с экранов президент из сериала «Слуга народа» может стать реальным президентом. Классно! Мы его знаем. Он хороший. Он свой. Мы его поддержим и т.д. Вся предвыборная кампания Зеленского строилась на воззвании к чувствам людей, к их мечте о новой хорошей жизни. Герой с экрана становится героем в реальной жизни. Значит, мечты сбываются! Вот она – сказка. Вот оно чудо. Разве не красиво? Каждый хочет чувствовать свою сопричастность к чуду. Я выбираю чудо!

Это, конечно, лирика. Реальность такова, что Зеленский объективно харизматичный, обаятельный человек с прекрасным чувством юмора. Более того, он – актёр. Причем актёр, сыгравший президента. Он уже вошёл в эту роль. К тому же он молодой (ему 41 год), перспективный. Относится к новому поколению украинцев, знает чаянья и нужды молодёжи. Из него легко было сделать президента-мечту, президента-символ. В силу своей профессии Зеленский чувствует себя, выступая перед народом, легко и непринуждённо, умеет входить в роль, правильно общаться с любым человеком, умеет достучаться до умов и сердец. А это главное. Технические вопросы решали уже члены его команды. И в команду он явно взял высокопрофессиональных людей. 

- Как бы вы оценили кандидатов в президенты Казахстана - их публичный имидж, внешний вид, визуальный ряд, которым сопровождается их агитационная кампания? Соответствуют ли они электоральным ожиданиям и предпочтениям казахстанцев? Какой месседж считывается в их публичном образе? Насколько он близок казахстанцам?

- Это очень интересный вопрос. Но я не в праве на него отвечать, чтобы не обидеть никого из претендентов в президенты. Скажу только одно, что, наверняка, они специально не работали над своим публичным имиджем. Про визуальный ряд их рекламных кампаний я уже сказала выше. 

В развитых зарубежных странах политики, которые претендуют на выборные должности, начинают готовиться практически сразу после завершения предыдущих выборов, а иногда и ещё раньше. 

Могу рассказать, как это обычно делается. Представим, что человек Z хочет стать главой города X. Технология такова, что мы сначала разбираем его имидж на составляющие части: габитарный, вербальный, кинетический, средовой, ментальный. Смотрим, где следует сделать корректировку в соответствии с задачей, потом встраиваем новшества и собираем новый  усовершенствованный образ, как пазл.

На практике это будет выглядеть примерно так. Во-первых, изучаем целевую аудиторию, т.е. своих избирателей. Их жизненные ценности (чего хотят, что для них важно и значимо, о чём думают, о чём мечтают). Во-вторых, внешний вид избирателей для создания похожести. Они должны принять кандидата за своего. В-третьих, как они разговаривают (какие-то жаргонизмы, возможно, или просто местный диалект, манеру речи). В-четвёртых, их привычки (куда ходят, что едят, как проводят досуг и т.п.).

В результате, составляем портрет идеального избирателя и, в конечном итоге, предлагаем кандидату стать похожим на него. Далее важно изучить город Х (буквально территорию, где что находится) и его основные проблемы. Потом идёт этап составления своей программы (как Я смогу решить ЭТИ проблемы для ЭТИХ людей). Одновременно ведется работа по ораторскому искусству, презентационным навыкам, даже где-то актёрскому мастерству (как двигаться, как стоять, как использовать жесты и т.д.). Тем самым человек работает над собой, чтобы идеально вписаться в образ желаемого большинством кандидата на ту или иную выборную должность. Конечно, очень часто бывает, что кандидат сам является представителем своей целевой аудитории. В таком случае всё облегчается и сокращается.

Но у нас, похоже, пока такой культуры подготовки к избирательным кампаниям не сложилось. Хотя любому профессиональному политику, на мой взгляд, важно думать о своем имидже и его трансляции целевой аудитории постоянно.

- Принято считать, что в последнее время наблюдается рост политической протестности в среде урбанизированной образованной молодежи, которые принимает формы акционизма - флешмобов, политизированных перфомансов. Не связано ли это с тем, что молодёжь не видит среди кандидатов в президенты представителя своего поколения, или хотя бы кого-то близкого по возрасту - казахстанского Пашиняна, Зеленского, Макрона, наконец. Могут ли кандидаты в президенты, участвующие в президентской гонке, сформировать публичный образ, близкий и понятный молодежи? Что нужно для этого сделать?

- Предположу, что все эти флешмобы и перформансы – дань моде. Сейчас информация доступна со всего мира, и наша молодёжь проверяет границы дозволенного. Это как в любой семье, где есть подросток: что мне можно, а что – нельзя? Конечно, не исключено, что молодое поколение казахстанцев хочет молодого кандидата. Но в нашем обществе у молодёжи есть традиционно привитое в семьях уважение к старшим. К тому же они понимают, что свой парень у руля страны может и хорошо, но справится ли? Так что поддержка старших здесь обязательна.

Как стать кандидатам близким и понятным молодёжи? Это хороший вопрос. Но я не знаю на него короткого ответа. Единственное, что могу сказать: не надо заигрывать с молодёжью, а тем более молодиться самому. Это смешно и неэффективно. С молодёжью важно общаться, выслушивать новые идеи и мнения, дискутировать, вовлекать в совместную работу, приобщать к своим ценностям, заслуживать их доверие своими делами. Важно постоянно развиваться самому, идти в ногу со временем. Тогда с молодыми людьми можно быть на одной волне и двигаться по жизни вместе, а своими успехами и достижениями стать хорошим примером для них.

В завершении нашего разговора я бы хотела пожелать удачи всем кандидатам в президенты! Свой выбор я уже сделала.



Теги: Выборы в Казахстане

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение