Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Экспертный доклад "Механизмы совершенствования социальных коммуникаций в рамках деятельности российских некоммерческих организаций в приграничных регионах государств Евразийского экономического союза"

06.04.2016

Автор:

Теги:

Объект и цели исследования:

 

Объектом данного исследования являются организации, осуществляющие своюдеятельность в приграничных  регионахРоссийской Федерации, в центральных областях и в г. Москве. Это некоммерческиеорганизации из Челябинска, Екатеринбурга, Оренбурга, Уфы, Новосибирска, Саратова,Самары, Астрахани и Москвы.

Было проанкетировано30 респондентов, из 11 СО НКО указанных выше областей. В основу исследованиялегли данные опросов региональных некоммерческих организаций осуществляющихсвою деятельность в регионах более 1 года.

Основнымнаправлением деятельности этих структур является развитие информационных,экспертных, научных коммуникаций с партнерами из стран центрально-азиатскогорегиона (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана), а также  других государств-участников СНГ.

 

Цель исследования – оценить динамику роста и меры государственной поддержки социально ориентированныхнекоммерческих организаций приграничных регионов, проанализировать проблемы, скоторыми сталкиваются в своей деятельности СО НКО, определить перспективныенаправления взаимодействия СО НКО с органами государственной власти длясодействия межсекторному партнерству в социальной сфере.

 

Понятие НКО и социально ориентированных НКО

На современном этаперазвития российской государственности роль и значение некоммерческихорганизаций становятся все более значимыми. Некоммерческие организации, в томчисле общественные объединения, оказывающие серьезное воздействие не только навнутреннюю, но и на внешнюю политику государства, занимают все более емкую нишу в широком спектре общественныхотношений, привнося в них новые элементы самоуправления и гражданскихинициатив.

Первые шаги в сфере институционализацииорганизаций «третьего сектора» в новейшей истории России были предприняты всередине 90-х годов прошлого столетия.

Основы деятельностинекоммерческого сектора на территории России заложил Федеральный закон N 7-ФЗ«О некоммерческих организациях», вступивший в силу 12 января 1996 года. В немвпервые было законодательно закреплено понятие «некоммерческая организация».

Так, п.1 ст.1упомянутого законодательного акта устанавливает, что некоммерческойорганизацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качествеосновной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль междуучастниками. В этом состоит принципиальное отличие некоммерческих организацийот организаций коммерческих.

В этом же законе (п.2ст.1) нашли отражение цели, для достижения которых могут создаватьсянекоммерческие организации. К ним относятся социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные иуправленческие цели. Содействие в охране здоровья граждан, развитии физическойкультуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностейграждан, защита прав и законных интересов граждан и организаций, разрешениеспоров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иные цели,направленные на достижение общественных благ.

До настоящеговремени Федеральный закон N 7-ФЗ остается базовым законодательным актом,регламентирующим деятельность некоммерческих организаций на территории России.Однако с момента его принятия законодательная база РФ пополнилась новымизаконами, а также поправками и дополнениями в существующие законы,регламентирующие деятельность некоммерческих организаций.

Так, в апреле 2010года Федеральным законом N 40-ФЗ от 05.04.2010 положения базового закона были дополнены новым понятием – «социально ориентированная  некоммерческая организация».

В соответствии с п.2.1 ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ в новой редакции, таковыми признаютсянекоммерческие организации, созданные в предусмотренных базовым законом об НКОформах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний,общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющиедеятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданскогообщества в Российской Федерации.

Новым законом былиопределены и основные виды деятельности СО НКО. К ним, в частности, отнесеныследующие направления:

1) социальнаяподдержка и защита граждан;

2) подготовканаселения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических,техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощипострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных илииных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам ивынужденным переселенцам;

4) охрана окружающейсреды и защита животных;

5) охрана и, всоответствии с установленными требованиями, содержание объектов (в том числезданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурноеили природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказаниеюридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческиморганизациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав исвобод человека и гражданина;

7) профилактикасоциально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительнаядеятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности идобровольчества;

9) деятельность вобласти образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения,профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни,улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры испорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовномуразвитию личности;

10) формирование вобществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитиемежнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры,языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность всфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания гражданРоссийской Федерации.

Важно отметить, чтофедеральными законами, законами субъектов Российской, Федерации, нормативнымиправовыми актами представительных органов муниципальных образований наряду свышеуказанными видами деятельности могут устанавливаться также другие видыдеятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданскогообщества в Российской Федерации.

ПринятиеФедерального закона N 40-ФЗ от 05.04.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческихорганизаций» ознаменовало новый этап в развитии государства и «третьегосектора».

Тот факт, чтозаконодатели не только выделили социально ориентированные НКО в отдельный видНКО, но и закрепили в законе «О некоммерческих организациях» перечень мер ихподдержки путем предоставления субсидий за счет федерального бюджета, бюджетовсубъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свидетельствует о признанииважной роли СО НКО в жизни общества.

 

Периоды становления НКО в России

Здесь стоитотметить, что такое признание пришло не сразу. И в целом опыт взаимодействиягосударства и НКО не всегда был безоблачным.

Со времени начала вРоссии радикальных социально-экономических реформ и особенно после принятия в1996 году  Федерального закона «Онекоммерческих организациях» начался стремительный рост «третьего сектора».

В тот период наофициальной правовой базе активно начали создаваться сети социально-культурныхучреждений и фондов – школ, театров, домов призрения, библиотек, музеев – в томчисле через привлечение имущественных и финансовых вкладов учредителей (граждани частных коммерческих предприятий, банков и др.).

Если за 90-е годы числозарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций в Россиисоставило почти 275 тысяч, то по состоянию на начало 2000 года их в стране былоофициально зарегистрировано около 485 тысяч.

Одновременнонаметилась тенденция к сокращению форм и методов государственной поддержкинекоммерческого сектора, а также сужения областей их применения. Это былообусловлено рядом причин как объективного, так и субъективно-политического характера – ухудшениемфинансово-экономической ситуации в стране, наличием фактов злоупотреблений инеправомерного присвоения льгот некоммерческими организациями и инымипричинами.

Совокупностьнегативных факторов нашла отражение в смене вектора государственной политики вотношении «третьего сектора», в ограничении налоговых льгот, что заметноухудшило положение некоммерческих организаций.

С введением вдействие с 1 января 2002 года 25 главы Налогового кодекса РФ (часть 2) былиотменены практически все существовавшие льготы по налогу на прибыль, вотношении как самих некоммерческих организаций, так и их инвесторов. С этогомомента российское налоговое законодательство последовательно двигалось по путидальнейшего сокращения налоговых льгот (при одновременном постепенном сниженииставок налогов).

Однако, начиная с2009 года, тема поддержки и стимулирования деятельности субъектов «третьегосектора» стала регулярно подниматься в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

А начиная с 2010года, факт растущей социальной значимости НКО нашел отражение в принятии рядановых законов. База, регламентирующая их деятельность, существенно расширилась.В настоящее время она насчитывает около 20 федеральных законов, а такжемножество законодательных актов регионального значения.

В целях созданияблагоприятных условий для развития благотворительной деятельности,добровольчества и некоммерческих организаций приняты следующие федеральныезаконы, вступившие в силу в 2011 году и (или) с 1 января 2012 года:

•        Федеральный закон от 23 декабря 2010 г.№ 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительнойдеятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социальногострахования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

•        Федеральный закон от 3 июня 2011 г. №115-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»;

•        Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РоссийскойФедерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организацийи благотворительной деятельности»;

•        Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческихорганизаций»;

•        Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. №379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственныевнебюджетные фонды».

В конце 2012 –начале 2013 годов были приняты федеральные законы, дополнительно улучшающиеусловия деятельности социально ориентированных НКО:

•        Федеральный закон от 29.11.12 N202-ФЗ,корректирующий ст.374 Налогового кодекса РФ. В п.4 указанной статьи введенновый подпункт 8, в соответствии с которым "движимое имущество, принятое(некоммерческими) организациями с 1 января 2013 года на учет в качествеосновных средств, не признается объектом обложения налогом на имуществоорганизаций";

•        Федеральный закон от 30.12.2012 N325-ФЗ, который с 2013 г. расширяет список видов деятельности СО НКО, приосуществлении которых НКО может получать поддержку органов государственной властии органов местного самоуправления;

•        Федеральный закон N 44 - ФЗ «Офедеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»,который предусматривает для государственных и муниципальных заказчиковобязательные закупки у негосударственных социально ориентированных НКО вразмере не менее 15% общего годового объема закупок при начальной(максимальной) цене контракта до 20 миллионов рублей.

В 2016 году в Законоб НКО вводится статья о территориальных подразделениях общественныхорганизаций и ассоциаций (союзов).

Такжепредусматривается, что учредители (участники) некоммерческих корпораций,учредители фондов и АНО вправе выйти из состава учредителей и (или) участниковв любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направивсведения о выходе в регистрирующий орган.

Кроме того,физические и (или) юридические лица согласно изменениям вправе войти в составучредителей (участников), с согласия других учредителей и (или) участников.

Деятельность,порядок регистрации некоммерческих организаций, перерегистрации и внесенияизменений в учредительные документы регулируются Гражданским кодексом РФ,Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей», Федеральным законом «О некоммерческихорганизациях», законом «Об общественных объединениях» и другимизаконодательными актами, а также законодательными актами субъектов РоссийскойФедерации.

В 2015 году вРоссийской Федерации зарегистрировано более 220 тысяч некоммерческих организаций,за исключением государственных и муниципальных учреждений. Из них около 200тысяч позиционируются как социально ориентированные НКО.

 

Меры государственной поддержки и стимулирования деятельности НКО и СОНКО

В 2014 году,обращаясь с Посланием к Федеральному собранию, президент Владимир Путинподчеркнул: «Мы будем и дальше поддерживать социально ориентированныенекоммерческие организации. В такие НКО, как правило, объединяются люди, острочувствующие свой гражданский долг, понимающие, как много значат милосердие,внимание, забота, доброта. Надо использовать их предложения и опыт, в том числепри реализации социальных инициатив.

Мы должны исключитьдискриминацию негосударственного сектора в социальной сфере, убрать для неговсе барьеры. Подчеркну, не только законодательные, которые в основном сняты, нои те, что ещё сохраняются, имею в виду организационные, административные. Нужнообеспечить равный доступ негосударственного сектора к финансовым ресурсам.

...Сейчас мы видим,насколько активно и конструктивно проявляют себя граждане. Они не только ставятперед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, в решении проблем.Понимают, что от их личных усилий многое зависит. Воля, поступки и великодушиеэтих людей формируют бесценный социальный гражданский потенциал страны.

Каждый, кто готовбрать на себя ответственность, должен быть вовлечён в реализацию плановразвития страны, конкретных регионов и муниципалитетов. Если государство иобщество действуют в одной повестке, в атмосфере сотрудничества и доверия, –это гарантия достижения успеха».

(Послание Президента Российской Федерации Федеральному СобраниюРоссийской Федерации 2014 г.)

В программномдокументе 2015 года глава государства уже по итогам состоявшегося гражданскогофорума «Сообщество», предложил ряд конкретных решений для укрепления статусаНКО и их роли в становлении гражданского общества.

В частности, быланонсирован запуск специальной программы президентских грантов для поддержкиНКО, работающих в малых городах и селах.

Для НКО, которыезарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, предложеноустановить правовой статус «некоммерческая организация - исполнительобщественно-полезных услуг» с предоставлением им ряда льгот и преференций.

«И, наконец, считаюправильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10 процентовсредств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО моглиучаствовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счетбюджетов. Мы исходим из того, что мы хорошо с вами знаем действующеезаконодательство, мы ничего не навязываем, но я прошу руководителей регионов имуниципалитетов учитывать это в своей работе», - предложил В. Путин. (Послание Президента РФ Федеральномусобранию 3 декабря 2015 года)

Между тем, еще вапреле 2015 года Общественная палата РФ внесла свои предложения Президенту РФпо созданию многоуровневой системы грантовой поддержки СО НКО.

В частности, внаправлении совершенствования системы госгрантов было предложено:

·                  Разработать многоуровневую систему финансирования проектов СО НКО изсредств госбюджета, разделив гранты на типы в зависимости от суммызапрашиваемых средств («малые», «средние» и «крупные» гранты), выделив отдельногранты на инновационные проекты и проекты начинающих НКО, а также на поддержаниетекущей операционной и административной деятельности СО НКО с разработкойсоответствующих формул распределения средств.

·                  Рассмотреть возможность резервирования денежных средств нафинансирование крупных долгосрочных проектов, дифференцировать эти проекты понаправлению деятельности, проводить их поэтапную финансовую оценку в процессереализации.

·                  Рассмотреть возможность выделения в общем объеме грантовых средствежегодных квот на финансирование приоритетных направлений конкурсной поддержки,определенных на основе мониторинга общественных потребностей.

·                  Унифицировать формы и процедуры подачи заявок и публичных отчетов СОНКО вне зависимости от обращения к тому или иному грантовому оператору,разработать единую балльную оценку заявок для всех операторов.

·                  Все уполномоченные органы и организации, выделяющие средства бюджетнойподдержки, должны публиковать в открытом доступе информацию о получателяхбюджетных средств и поддержанных проектах, указывается в предложениях ОП РФ.

 

Также была высказанацелесообразность создания единого реестра НКО:

·                  Общественная палата РФ выступает за создание единого реестра НКО,отмечая, что сегодня отсутствует единый системный подход к сбору и отображениюинформации деятельности НКО, что не позволяет эффективно распределять средствагосударственной поддержки.

·                  На сегодняшний день законодательством предусмотрены 16 видов НКО,ведутся четыре специальных реестра НКО, характер отображаемой информации вкоторых разрозненный. При создании единого реестра необходимо учитывать ужесуществующие реестры, в том числе СО НКО, дополнив новый реестр такойинформацией, как сведения о расходовании средств господдержки, о проектах ипрограммах НКО, географическом охвате деятельности, статистическую и контактнуюинформацию.

·                  Это должен быть постоянно актуализируемый информационный электронныйресурс, который позволит оперативно и качественно обрабатывать информацию оНКО, обеспечит прозрачность распределения грантовой поддержки и деятельностиНКО, будет содействовать привлечению частных средств некоммерческую сферу иусовершенствованию механизма получения льгот и иной поддержки. На основереестра впоследствии может быть создана карта потребностей в социальных услугахв регионах, предлагает ОП РФ.

 

Еще одно новаторскоепредложение Общественной палаты состояло в том, чтобы выделить в структуре НКОи СО НКО «НКО повышенной социальной пользы»:

·                  Необходимо выделить внутри закрепленного в законодательстве понятия«социально ориентированная НКО» новое понятие «НКО повышенной социальнойпользы». Этой новой категории НКО предлагается присваивать соответствующийстатус исходя из определенных критериев отбора тех НКО, которые осуществляютобщественно значимую деятельность в большей степени. Это позволит определитьнаправления по принятию дополнительных мер стимулирования СО НКО в различныхсферах деятельности, в том числе путем предоставления налоговых и иных льгот.

·                  Присваивать специальный статус «НКО повышенной социальной пользы» необходимов разрешительном порядке уполномоченным органам при обязательном участииобщественных палат, тогда как присвоение общего статуса «СО НКО» оставитьзаявительным.

 

Специфика деятельности приграничных СО НКО

Пока озвученныепредложения не обрели силу закона.  В соответствииже с действующим законодательством оказание финансовой поддержки социальноориентированным некоммерческим организациям может осуществляться за счетбюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РоссийскойФедерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетныеассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социальноориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестрасоциально ориентированных организаций - получателей поддержки), включаясубсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке,установленном Правительством Российской Федерации.

Динамика  последних лет свидетельствует об устойчивойтенденции роста объемов субсидий некоммерческим организациям, участвующим вразвитии институтов гражданского общества из федерального бюджета. Если в 2010и 2011 годах на эти цели было выделено по 1 млрд. руб., в 2012 году  – более 1,5 млрд. руб., то в 2013 году этасумма выросла до 2,32 млрд. руб.

При этом в 2011 годуна участие в конкурсном отборе социально ориентированных НКО для предоставлениясубсидий из федерального бюджета было подано 496 заявок. Победителями конкурсастали 35 организаций. Общий объем предоставленных им субсидий составил 132 млн.руб.

В 2012 году получателямитаких субсидий на общую сумму 162 млн. руб. стали 48 социально ориентированныхНКО из 702 организаций, подавших заявки на участие в конкурсном отборе.

В 2013 году  выделено 266,5 млн. руб. 42 программы из 606заявок

Параллельноувеличивается и количество операторов президентских грантовых программ. Если наначало 2013 года такими полномочиями были наделены всего 3 организации, то внастоящий момент их насчитывается восемь: Общество «Знание» России; Некоммерческий фонд Институт социально-экономическихи политических исследований (Фонд ИСЭПИ); Лига здоровья нации; Российский союзмолодежи; Национальный благотворительный фонд; Общероссийская общественнаяорганизация «Союз пенсионеров России»; Общероссийское общественное движение «Гражданскоедостоинство»;  Общественная организация«Союз женщин России».

В действующейзаконодательной базе прописан достаточно широкий спектр форм и методовгосударственной поддержки СО НКО, заложена основа для системного измененияотношений субъектов «третьего сектора» с органами государственной власти иместного самоуправления.

Однако, какпоказывает практика, эти меры недостаточны. Более того, они не всегдакоррелируются со специфическими задачами, которые решают в процессе своейдеятельности приграничные СО НКО, работающие на внешнем треке.

Помимо формированияустойчивых коммуникаций с местными органами власти и представителямибизнес-сообщества Российской Федерации, актуальной задачей для этой категорииНКО является установление контактов и активное взаимодействие с партнерами изстран ЕАЭС и СНГ, подготовка совместных интеллектуальных продуктов, активнаяработа  в молодежной и диаспоральнойсреде. Все это требует дополнительных финансовых, материально-технических,информационных ресурсов, профессионального кадрового обеспечения.

Усугубляетсяситуация еще и тем, что многие направления деятельности исследованных НКОявляются новыми, напрямую не подпадают под традиционный перечень направлений деятельностиСО НКО.

Анализ результатов анкетированияпредставителей объектов исследования, позволяет выделить ряд общих направленийв их деятельности.

Первое - содействие экономическойинтеграции и формирование позитивного имиджа Евразийского экономического союза,мониторинг приграничного сотрудничества.

Второе - работа с национальными диаспорами, проживающими на приграничныхтерриториях субъектов Российской Федерации. Через представителей диаспоросуществляется выход на общественные организации и органы власти всоответствующих республиках. Проводимые совместные мероприятия имеют цельюконсолидацию многонационального состава субъектов РФ и популяризацию болеетесных гуманитарных связей с жителями приграничных областей сопредельныхгосударств.

Третье - работа с научной, образовательной и экспертной средой. Используяконтакты среди высших образовательных учреждений, приграничные СО НКО создаютэкспертные сети из ученых разных профилей, объединенных русским языком ижеланием способствовать укреплению тесных дружественных связей междугосударствами ЕАЭС и СНГ. Во многих городах евразийского пространстваустановлены контакты с экспертным сообществом, которые в следующем периодеработы необходимо закрепить и сделать более развитыми, налаженными и массовыми.

Четвертое – актуализация проблем регионов с неблагоприятной  социально-политической обстановкой. Целиданной деятельности: обозначить присутствие Российской Федерации, ее участие ижелание услышать проблемы представителей общественности в отдаленных уголкахевразийского пространства; вызвать интерес у местных СМИ и тем самымспособствовать увеличению медиацитирования и приращению паблицидного капиталатемы.

В этом направленииСО НКО активно поднимают религиозные и национальные вопросы, проблемы функционированияЕАЭС, аспекты деятельности России на международной арене.

 Пятое –работа с молодежной аудиторией с целью воспитания «евразийской идентичности»,интернационализма и толерантности у представителей нового поколения, неимеющего опыта советского строительства.

Основной аудиториейприграничных СО НКО в осуществлении деятельности по указанным направлениямвыступают молодые эксперты, ученые из стран ЕАЭС и СНГ, студенческая молодежь,региональные СМИ, Интернет-СМИ, блогеры, журналисты государств ЕАЭС и СНГ,представители национальных диаспор.

Изучение ипрогнозирование общероссийской и региональной политики России в ЦентральнойАзии в сфере экономики, политики, культуры и образования требует устойчивыхконтактов с представителями государственных органов, некоммерческих организаций,экспертной среды и образовательных учреждений сопредельных государств. При этоминициативы по налаживанию контактов с ними зачастую настороженно воспринимаютсяи региональными властями субъектов РФ, и зарубежными партнерами.

Между тем важность иактуальность этих направлений деятельности в нынешних геополитических условияхсложно переоценить.

 

Актуальные проблемы в деятельности приграничных СО НКО

Проведенный анализвысветил наиболее актуальные проблемы, которые сегодня стоят передприграничными СО НКО.

К ним относятся:

•        Отсутствие постоянных и надежныхисточников финансирования, необходимость заниматься фандрайзингом (привлечениемресурсов). При этом на региональном уровне зачастую отсутствуют гранты понаправлениям деятельности, связанным с развитием международного сотрудничества.Финансирование этой сферы возможно исключительно из федеральных источников;

•        Нехватка профессиональных кадров, низкаяпроектная культура сотрудников. Дефицит фиксируется как в сегменте  специалистов по фандрайзингу, стратегическомупланированию и социальному маркетингу, так и в сегменте специалистов, имеющихопыт организации мероприятий международного уровня, разбирающихся в геополитическихтрендах и процессах, происходящих в соседних государствах;

•        Слабая поддержка СО НКО на региональномуровне.  В ряде регионов отсутствуетсистемный подход и долгосрочные стратегии развития и поддержки субъектов"третьего сектора", имеет место низкий уровень доверия власти иинтереса населения к деятельности СО НКО;

•        Отсутствие стратегии развития регионов вконтексте приграничного сотрудничества;

•        Настороженное отношение к некоммерческиморганизациям со стороны коллег в приграничных регионах;

•        Ограниченный доступ к СМИ сопредельныхгосударств, которые ориентированы на решение других задач;

•        Недостаточное развитие Интернет-СМИ исоциальных сетей на территории практически сопредельных государств;

•        Низкий уровень социально-экономическогоразвития регионов, международных связей, неразвитость инфраструктуры,логистики, транспорта.

•        Удаленность от Центра многих СО НКО иблизость к приграничным регионам во многом является преимуществом - этооблегчает контакты с соседями. Но одновременно существуют определенныетехнические трудности с позиции участия в конкурсах.

Несмотря на то, чтобольшинство опрошенных респондентов на первое место ставят проблему обеспечениядеятельности финансовыми ресурсами, в долгосрочном плане не менее остро стоитвопрос повышения квалификации их сотрудников по наиболее востребованнымнаправлениям.

По даннымисследований, 48% НКО испытывают потребность по всем видам знаний, 15% - познаниям, связанным с деятельностью НКО в целом и специализированным знаниям,связанным с конкретной деятельностью НКО. Среди наиболее востребованных тем дляповышения квалификации руководителей НКО были названы: стратегия и тактикавзаимодействия с органами власти (32%); правовые основы деятельности НКО иреализации социальных проектов (30%); эффективные переговоры (27%); финансовыеосновы деятельности НКО и реализации социальных проектов (25%); изменения взаконодательстве о НКО (24%); предупреждение и преодоление конфликтов (24%);управление командой проекта (24%); управление социальными проектами (22%);стратегия подготовки и участия в тендерах и конкурсах (20%).

 

Механизмы и путирешения проблем

Из приведенных выше констатаций формируется запрос на механизмырешения проблем и меры, способствующие установлению устойчивого взаимодействия приграничныхСО НКО с органами власти, другими СО НКО в сопредельных регионах.

                   Развитие партнерства с органами федеральной и региональной власти иуправления должно основываться на понимании того, что  приграничные СО НКО призваны решатьобщегосударственные задачи, обеспечивая информационную  безопасность и социальную стабильность Россиив целом, а не отдельных ее регионов. С учетом этого фактора федеральная властьдолжна выполнять функцию государственного заказчика, определяющего через своюподдержку (финансовую, техническую, информационную, организационную,образовательную) приоритеты деятельности СО НКО, в том числе и в сферемеждународного гуманитарного сотрудничества. Региональная власть - функциюорганизатора.

                   Диверсификация источников финансовой поддержки приграничных СО НКО навсех уровнях. При этом самим НКО необходимо стремиться к выходу на уровеньсамообеспечения, к поиску форм финансирования через реализацию своих услуг сдальнейшим перераспределением средств  насоциально-ориентированные проекты (на примере западного варианта «THINK TANK»).

                   Необходимы совместные действия органов власти (всех уровней) и СО НКОпо профессиональной подготовке и переподготовке работников НКО. Примерывнедрения в высших учебных заведениях образовательных программ по подготовкеспециалистов для НКО уже существуют. В частности, в МГУ им. М.В. Ломоносова нафакультете государственного управления реализуется магистерская программа«Менеджмент некоммерческих организаций»;

                   Целесообразно подключение представителей СО НКО (на уровне экспертов)к деятельности рабочих групп по разработке законодательных актов и стратегическихпрограмм развития регионов;

                   Налаживание устойчивых каналов обмена информацией между структурамигосударственной власти, органами местного самоуправления, а также сгосударственными структурами, учреждениями и НКО государств-партнеров по ЕАЭС;

                   Совместная подготовка, проведение и участие в крупных региональныхпроектах и мероприятиях, имеющих социальную значимость с последующим ихосвещением в СМИ;

                   Подготовка совместных интеллектуальных продуктов;

                   Создание и продвижение СО НКО собственных информационных ресурсов,активная работа в социальных сетях.

 

Доклад подготовленэкспертной группой НП «Политологический центр «Север-Юг» по развитиюинформационных и научных связей со странами кавказского региона»

 

Экспертный доклад выполнен в рамках реализации социальнозначимого проекта-исследования «Механизмы совершенствования социальныхкоммуникаций в рамках деятельности российских некоммерческих организаций вприграничных регионах государств Евразийского экономического союза». Приреализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенныев качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РоссийскойФедерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании протокола об итогах конкурса от30.06.2015 № 4/1/15-КК, проведенного Обществом «Знание».

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение