Галия Мовкебаева: "Формируя евразийскую идентичность, мы будем сохранять национальную идентичность"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Процесс создания евразийской идентичности, формирование евразийского сознания «мы» осложняется многообразием национальных, культурных, этнических и других идентичностей граждан стран ЕАЭС, так как существует и будет существовать их приоритетная идентификация, прежде всего с собственной страной, культурой, своим языком. Поэтому, формируя евразийскую идентичность, мы будем сохранять национальную идентичность.
Галия Мовкебаева: "Формируя евразийскую идентичность, мы будем сохранять национальную идентичность"
  Профессор кафедры международных отношений и мировой экономикифакультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби, директор Евразийскогонаучно-исследовательского центра Галлия Мовкебаева считает, что на протяжениитысячелетий на прострнствах Евразии была обретена способность кмежконфессиональному, межцивилизационному диалогу. Это то, что может статьобъединяющим фактором для всех государств ЕАЭС. Об этом она сказала назаседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Евразийское сознание:формирование мировоззренческой парадигмы в культурно-гуманитарномсотрудничестве» Рассуждаяо евразийском сознании и сравнивая его с европейским, я бы отметила важностьидентичности, европейской идентичности и формирующейся евразийской. Для чегоона нужна, зачем необходимо ее формирование? Во-первых, формирование  идентичности отражает потребность встабильном общественном развитии. Во-вторых, в условиях глобализацииидентичность может выступить консолидирующим фактором, как национальнойсолидарности, так и коллективного сознания. Коллективная идентичность исходитиз собственного осмысления принадлежности отдельных людей к определеннойобщности. Это происходит главным образом в процессе коммуникации, общегопережитого опыта и воспоминаний.  Мычасто сравниваем евразийскую интеграцию с европейским опытом, говорим о том,как формировалась европейская идентичность, и какие ценности там выступали напервый план. Европейское культурное и историческое наследие созидает Европу седиными корнями. В своих намерениях соотнести эти ценности со специфическимипотребностями настоящего и будущего Европа конституируется как «сообществоценностей», «сообщество общей воли» и «сообщество равной ответственности». Идекларация об идентичности 1973 года не утратила своей актуальности до сих пор. Но,надо сказать, что объективно эти ценности существуют везде, существуют они и встранах Евразии. Экономическая подоплека ЕАЭС должна была создать порядок,основанный на экономической стабильности и благополучии. Европейская модельинтеграции была оптимальным примером для всех остальных интеграционныхобъединений. Кстати говоря, можно заимствовать эту модель европейскогопартнерства и для пространства ЕАЭС, которое я думаю, тоже будет расширяться, ипонадобится опыт ЕС.  Поаналогии Европейской политики соседства мы можем инициировать программуЕвразийской политики соседства, для тех стран, которые хотят войти вЕвразийский экономический союз, но для этого надо разработать четкие критериивступления. Еще одной целью европейской интеграции было ни в коем случае неповторить опыт Второй мировой войны, и для этого они создают пространствобезопасности – мирную Европу. Создание подобного пространства безопасности вевроазиатском регионе является архиважной задачей и для нас. Хотелосьбы остановиться вот на каком моменте – жителей Европы больше считаютевропейцами представители, проживающие вне этого региона. Социологическиеисследования, которые проводились в 2013 и 2014 годах, показали, что только 3%жителей Европы считают себя европейцами. 38% считают себя гражданаминациональных государств. Поэтому раздвоенность идентичности европейцев будетвсегда присутствовать, то есть принадлежность к Европе, с одной стороны, а сдругой – чувство принадлежности  к малойродине, к своему собственному государству, к региону.  Поэтомудля европейцев ближе идея  «Европырегионов», нежели «единой Европы».Процесссоздания евразийской идентичности, формирование евразийского сознания «мы»осложняется  многообразием национальных,культурных, этнических и других идентичностей граждан стран ЕАЭС, так каксуществует и будет существовать их приоритетная идентификация, прежде всего ссобственной страной, культурой, своим языком. Поэтому, формируя евразийскуюидентичность, мы будем сохранять национальную идентичность.  Вместес тем, на евразийском пространстве для нас характерно еще и то, что мы напротяжении тысячелетий формировали способность к межконфессиональному,межцивилизационному диалогу – это то, что, действительно, может статьобъединяющим фактором для всех государств ЕАЭС.  Ещеодин сближающий фактор – русский язык. К нему можно по-разному относиться, ноон дает нам большие преимущества по сравнению с Евросоюзом. Часто приводитсятакой пример, что если посадить в одну лодку финна, румына, поляка, француза ипустить их в дальнее плавание, то они, если и договорятся, то на уровне жестов.Нам в этом плане намного легче. Русский язык есть и в дальнейшем может статьэлементом и основой взаимодействия. Я часто говорю на разных дискуссионныхплощадках, что для нас, более старшего поколения, интеграция, русский язык –это естественные понятия, для молодого поколения – это более абстрактныерассуждения. Поэтому, во-первых, нужно популяризировать идеи евразийскойинтеграции, во-вторых, развивать полиязычие, культурную интеграцию. Еслиговорить с профессиональной точки зрения, я думаю, необходимо усиливатьвзаимосвязи в области преподавания. Процесс гармонизации образовательных программ, взаимное признание дипломов - этодолгий процесс, но уже сейчас можно было бы вводить такие курсы, как«Формирование ЕАЭС», «Евразийская интеграция» и др. Необходимо создаватьевразийское информационное поле. Действительно, тех каналов, которыесуществуют, недостаточно. Можно создать массовую площадку межкультурнойкоммуникации «Евразийский диалог». Кроме того, по примеру Евразийскогонационального университета им. Гумилева в Астане можно создать такие жеуниверситеты в столицах государств ЕАЭС, создать кафедры евразийскойинтеграции. Нужно формировать научные, ресурсные, исследовательские центрыевразийских исследований, и такие центры должны быть не только в столицах, но ив региональных вузах.  Попримеру ЕС, где существует стипендия Эразмус Мундус, которая позволяетстудентам не только из Европы учиться в европейских вузах, можно ввестиподобную стипендию и в ЕАЭС. Или использовать многолетний успешный опыт функционирования программы DAAD(Германской программы академических обменов), а Россия могла бы взять на себятакую функцию – организовать подобную программу. При этом студенты могут учитьматематику, заниматься какими-то проектами в области ядерной физики илибиологии. Имеется в виду, что само название программы будет «Евразийская».  Сегодняна первый план должно выступить региональное сознание. Региональнаяидентичность складывается на основе общности территории, особенностейрегиональной жизни, определенной системы ценностей и  может послужить основой для особоговосприятия общенациональных проблем и евразийской интеграции в различныхсферах.
Теги: Казахстан

Поделиться: