Бишкек поддерживает реформирование СНГ, но не будет выступать в роли ее могильщика

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В комитете отметили, что с 2004 года уже были упразднены семь органов СНГ, в то же время были созданы и новые структуры. "Со стороны может показаться несколько избыточным количество органов и структур СНГ, но когда глубже изучишь деятельность конкретных советов, поговоришь с непосредственными участниками переговорного процесса, ознакомишься с конкретными договорами, соглашениями, концепциями и другими решениями, которые принимаются в результате и реализуются в практической работе профильных министерств и ведомств, то складывается совсем другое мнение",— заверили "Ъ" в исполкоме СНГ.
Бишкек поддерживает реформирование СНГ, но не будет выступать в роли ее могильщика
Бишкек поддерживает реформирование СНГ, но не будет выступать в роли ее могильщика, - «Ъ»   CA-NEWS (KG) - Одной из ключевых тем намеченного на пятницу, 8 апреля заседания Совета министров иностранных дел СНГ станет реформа организации, пишет газета "Коммерсантъ". С предложением сделать работу союза более эффективной, а структуру — менее громоздкой выступил Казахстан. В МИДе председательствующей в СНГ Кыргызстана "Ъ" также заявили, что реформа назрела, при этом отметив: Бишкек не будет выступать в роли могильщика организации. Россия в целом поддерживает идею усовершенствования СНГ, но избегает термина "реформа". В Исполкоме же СНГ "Ъ" заверили: многие из недостатков в работе организации "обусловлены не зависящими от нее объективными обстоятельствами". Проблематике СНГ добавляют остроты Встреча глав МИДов стран СНГ пройдет в Москве. Инициативу же по изменению структуры и принципов работы Содружества, которому в этом году исполняется 25 лет, по данным "Ъ", осенью 2015 года выдвинула Астана. В МИД Казахстана "Ъ" в месячный срок не смогли представить официальный комментарий о сути предлагаемых преобразований. Однако дипломатический источник "Ъ", знакомый с позицией казахской стороны по этому вопросу, пояснил: Астана считает необходимым сделать СНГ "компактной организацией, которая не дублировала бы функции более продвинутых интеграционных структур, таких как ЕАЭС и ОДКБ, но использовалась бы 11 входящими в нее странами в качестве площадки для обсуждения острых региональных проблем, таких как кризисы вокруг Украины и Карабаха". "Сейчас в рамках СНГ такие проблемные темы не обсуждаются, чтобы не было ссор. Астану это не устраивает, ведь Содружество остается единственной структурой на постсоветском пространстве, в которую входят и Украина, и Россия, и где представители Азербайджана и Армении сидят рядом друг с другом",— пояснил собеседник "Ъ". По его словам, в Казахстане также считают необходимым отказаться от ряда отраслевых органов СНГ (всего их около 70), что позволило бы сделать организацию "менее громоздкой и более эффективной". За реформирование СНГ выступает и Кыргызстан, ныне председательствующая в Содружестве. Как пояснили "Ъ" в МИД Кыргызстана, Бишкек "поддерживает предложения об оптимизации и реформировании отраслевых органов СНГ, сокращении излишних рабочих структур и секретариатов, снижении затрат на проведение мероприятий и содержание аппаратов". Власти Кыргызстана считают необходимым передать основной массив документов на уровень правительств и внешнеполитических ведомств, оставив на рассмотрение глав государств только "концептуальные вопросы глобальной и региональной политики". В целях снижения затрат Бишкек предлагает проводить заседания Советов глав государств, правительств, министров иностранных дел один раз в год (вместо нынешних двух). В МИД КР дипломатично подчеркивают: речь идет не о массовом упразднении отраслевых органов СНГ, а об их "оптимизации и реформировании, исходя из оценки эффективности и практической пользы их деятельности, устранении дублирования выполняемых функций". Кыргызская сторона предлагает произвести группировку отраслевых органов по четырем блокам: безопасность и оборона, экономика и финансы, транспорт и связь, гуманитарные вопросы. Шесть ключевых органов (Межгосударственный статистический комитет, Координационная служба Совета командующих пограничными войсками, Экономический суд, секретариат Совета министров обороны, секретариат Координационного совета генпрокуроров, Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств СНГ) Кыргызстан предлагает сохранить в качестве отдельных институтов "при условии оптимизации численности и структур". При этом во внешнеполитическом ведомстве Кыргызстана подчеркнули, что Бишкек "считает СНГ основной диалоговой площадкой для взаимодействия стран на постсоветском пространстве". "Мы выступаем за сохранение Содружества как региональной межгосударственной организации и не будем выступать в роли ее могильщика",— заверили "Ъ" в МИДе страны. Не реформа, а изменения Москва относится к инициативе Астаны положительно, хотя и с оговорками. "У нас за плечами 25-летний опыт успешного взаимодействия в формате СНГ. Но время не стоит на месте. Мы должны учитывать происходящие в регионе изменения,— заявил "Ъ" директор 1-го департамента стран СНГ МИД РФ Михаил Евдокимов.— Имею в виду как появление новых, более продвинутых интеграционных объединений — ОДКБ и ЕАЭС, так и те вызовы, с которыми сталкиваются наши страны. В первую очередь это непростая экономическая ситуация в государствах-участниках СНГ". В то же время российский дипломат отметил, что намеренно избегает термина "реформа". "Реформа в классическом понимании предполагает радикальные изменения. Мы же исходим из того, что любые возможные шаги по усовершенствованию деятельности СНГ нужно делать поэтапно, взвешенно, дабы не растерять накопленный нами успешный опыт сотрудничества. Важно, чтобы СНГ оставалось региональной международной организацией с присущими такой структуре атрибутами: уставом, институтом председательства, постоянно действующим исполнительным органом",— отметил Михаил Евдокимов, добавив: этот подход разделяют "практически все государства Содружества". По его убеждению, "СНГ не нуждается в кардинальном переформатировании". "Вряд ли целесообразно говорить о полном упразднении каких-либо структур организации, скорее необходимо сделать упор на их объединении и укрупнении, оптимизации работы их аппаратов, сокращении финансовых расходов на их содержание",— пояснил Михаил Евдокимов. Бюджет СНГ формируется за счет взносов государств-участников в зависимости от объема их ВВП. Более 70% бюджета составляет взнос России. В исполкоме СНГ "Ъ" сообщили, что "с учетом финансово-экономических трудностей в странах Содружества бюджет организации не был индексирован и увеличен в 2016 году". "При формировании бюджета на 2017 год мы исходим из того, что он останется в прежних размерах — около 800 млн руб.(более $11,6 млн.)",— уточнили в ведомстве. В Исполкоме СНГ также говорят, что готовы обсуждать реформу. "Привнесение новаций в СНГ, адаптацию его деятельности к новым условиям мы рассматриваем как логичный и естественный процесс и, более того,— как необходимость. Если этого не делать, то наступают торможение и застой в делах",— заявили "Ъ" в комитете. В ведомстве признали, что видят "недостатки в работе своей организации", но оговорились: "Многие из этих недостатков обусловлены не зависящими от нас объективными обстоятельствами", такими как "осложнение финансово-экономической ситуации в мире, введение санкций в отношении ряда стран Содружества". В комитете отметили, что с 2004 года уже были упразднены семь органов СНГ, в то же время были созданы и новые структуры. "Со стороны может показаться несколько избыточным количество органов и структур СНГ, но когда глубже изучишь деятельность конкретных советов, поговоришь с непосредственными участниками переговорного процесса, ознакомишься с конкретными договорами, соглашениями, концепциями и другими решениями, которые принимаются в результате и реализуются в практической работе профильных министерств и ведомств, то складывается совсем другое мнение",— заверили "Ъ" в исполкоме СНГ.

Поделиться: