Эксперт: Казахстан не должен допустить утраты позиций русского языка, как это произошло, например, в Грузии или в Прибалтике.Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На сегодняшний день у нас наработан богатый опыт преподавания казахского языка как второго, и как иностранного, существует множество методик, талантливых преподавателей-казаховедов. Конечно же, и современные методики есть, и специалисты есть.
Эксперт: Казахстан не должен допустить утраты позиций русского языка, как это произошло, например, в Грузии или в Прибалтике.Ч.2
Продолжение.Начало см:  http://ia-centr.ru/expert/23025/- Министр образования такжеупомянул проблему преподавания казахского языка в русских школах. Какие путиулучшения вы видите в этой сфере? Есть ли на вооруженииспециалистов-казаховедов современные методики?-На сегодняшний день у нас наработан богатый опыт преподавания казахского языкакак второго, и как иностранного, существует множество методик, талантливыхпреподавателей-казаховедов. Конечно же, и современные методики есть,  и специалисты есть. К сожалению, сообществу специалистовне хватает согласованности, они не могут, наконец-то, объединиться и выработатьединую систему преподавания казахского языка, проводить мастер-, конференции пообучению и преподаванию казахского языка в школе и вузе, чтобы делиться своимопытом, приглашая зарубежных специалистов. Возможно, надо на телевидении вестиуроки казахского языка с тем, чтобы видеть лучших специалистов. Необходимокритико-обобщающее исследование учебников казахского языка с тем, чтобыопределить, наиболее  образцовые, которыедолжны быть внедрены в обучение повсеместно. Конечно, не все могут сориентироватьсяв таком огромном количестве информации и поэтому изучающие казахский язык частожалуются на нехватку эффективных методик. Что касается школьных учебников вцелом и по казахскому языку, в частности, то их качество неизбежно будетотличаться от зарубежных аналогов. Им всего-то 25 лет, и трудно ожидать, чтоони сразу станут шедеврами. Для языка 25 лет – это не так много. Другое дело,что нужно их непрерывно дорабатывать, улучшать, включать в них лучшие разработкии методики специалистов-практиков, проводить независимую экспертизу. Надо,чтобы докторанты PhD брали темы для исследования, связанные с теорией  и методикой преподавания казахского языка вразличных аудиториях и чтобы докторские работы имели практический выход. На этоведь государство выделяет большие деньги на эту программу обучения. Я покавидела очень мало докторcких PhD, которые бы дали весомый  практический результат и рекомендации. И проекты,выполненные в рамках  МОН РК, такжедолжны быть направлены на  исследованиефункциональной грамотности, трехъязычия, возрастания читательского интереса собязательным выходом на публикацию учебников и содержащие рекомендациями поулучшению качества обучения.Явижу основную проблему в недостаточном престиже работы школьного учителя ивузовского преподавателя. Особенно учителя, которому сегодня приходитсяработать в совершенно новых условиях, им приходится туго. В то время как большаячасть казахстанских учителей привыкла работать в традиционном русле, некоторые изних все еще не научились пользоваться Интернетом. Я убеждена, что их нужнообучать новейшим методикам, что им нужно время для овладения новымитехнологиями. А когда им учиться, если они работают фактически с утра до вечера?Я думаю, надо создавать нашим учителям особые возможности, не загружать ихогромным количеством бумаг отчетов, проверок, повышать зарплаты и престижностьпрофессии будет возрастать. Учителей надо любить. В наше время – это самаятрудная профессия.- Возможно,стоит сделать программу «Болашак» для учителей? - Почему бы и нет? Пусть они дажене выезжают за рубеж на все два года. Почему мы решили, что по «Болашаку» нужнообязательно ехать за рубеж – в Англию, в Америку, чем дальше, тем лучше? Апочему бы не обучать в рамках «Болашака» учителей и преподавателей с высокойстипендией здесь, в Казахстане? При этом чтобы по рекомендации школ и вузов шлиспециалисты на обучение и возвращались в свои родные стены, пройдя годичное идвухгодичное повышение квалификации. У нас ведь много собственных хорошихметодистов и преподавателей вузов, которые могли бы обучать школьных учителей,есть Центр педагогического мастерства НИШ. Но это не будет и подготовка врамках двух недель, а будет годовой курс. Чтобы за это время они имеливозможность посетить разные города Казахстана и выехать на конференцию зарубеж, например, на Педагогические чтения, проводимые в рамках деятельностигуманной педагогики. Это будет обучение, включающее курсы языковые, предметныеи многое другое. Главное – создать им условия.Ксожалению, пока мы  очень мало говорим отом, как будем поддерживать наших учителей, надеюсь, вновь избранныйдепутатский корпус и МОН РК чаще будут обсуждать именно этот вопрос. - Как Вы считаете, не приведут ли всеэти реформы к тому, что русский будет преподаваться в казахстанских школах какиностранный?-Пока вопрос так не стоит. Подчеркну, что пока, поскольку я не знаю, как будет дальшеразвиваться языковая ситуация в Казахстане, это зависит от многих факторов.Пока русский язык в Казахстане – это второй и более того в скобках частоуказывается, что это для большинства второй (родной) язык.  В целом я не думаю, что именно трехъязычиеспособно привести к подобной ситуации. Наоборот трехъязычие будет стимулироватьребенка овладевать всеми тремя языками. И у каждого языка будет своя функция.  Как мы наблюдаем сейчас, казахский язык будетоставаться государственным языком, языком культурного наследия и этническойидентификации, русский будет представлять собой важный коммуникативный и культурныйкапитал, английский язык будет необходим как язык новейших категорий – языкнауки и Интернета, осмысления и вхождения в новую технологическую реальность. Впринципе, дети сегодня это уже понимают, главное, чтобы это осознали учителя,родители и было бы побольше хороших специалистов. Дляменя очень важно в любой  ситуации бытьпрофессионалом. 21 в.–это век профессионалов и полиглотов. Мы сами открыли границы,и  смело вошли в этот новый, наполненныйинновациями мир,  а в этом мире толькопрофессионал и человек любящий свою работу будет все делать с отдачей и  сможет взрастить новое трехъязычноепоколение. Будут профессионалы-предметники со знанием казахского, русского ианглийского языков,  изменится реальностьв пользу трехъязычия. Надеюсь на это.

Поделиться: