Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Европейский анабасис Казахстана.

14.09.2008

Автор:

Теги:
 

 

Алексей Власов.

 

 

После того, как казахстанский проект «Путь в Европу» получил документальное подтверждение в виде развернутой программы, стало  радостно и светло за наших евразийских коллег. Точнее говоря, за тех из них, кто видит будущее страны в поступательном движении (вопрос о сроках открыт) к новым стандартам качества жизни, демократии, отношений власти и общества.  Пишу об этом без всякой иронии, хотя элиты на постсоветском пространстве приучили общество к небрежному отношению с уже подписанными документами. Но здесь - другое. Поскольку внешнеполитический курс РК свидетельствует о том, что «европейский выбор» Нурсултана Назарбаева может стать краеугольным камнем новой версии политической и геоэкономической многовекторности, а, значит, в условиях нарастающей конфронтации между Россией и Западом, именно Европа, а вовсе не Китай станет тихой гаванью для казахстанского корабля, груженного нефтью и газом.

Логика движения очевидна: от «самых  успешных экономических реформ» в Центральной Азии к «самой демократической стране на постсоветском пространстве»; от председательства в ОБСЕ (полученного во многом в счет аванса) к новой стратегической цели - превращению жителей азиатской страны в полноценных европейцев.

Поэтому евродвижение Казахстана иногда вызывает озабоченность российских политиков, хотя, еще совсем недавно, тема глубины отношений с ЕС была для Кремля не менее актуальной, чем для Ак Орды. Но, постепенно, произошла смена ориентиров, и теперь европейский тренд для России это обязательно движение в ЕС и НАТО, а «евровыбор» Грузии и Украины рассматривается, как навязанное решение прозападной части  местных элит.

 Временами кажется, что дискуссия по этому поводу совершенно невозможна, ибо спорящие умудряются разом смешивать все - термины, понятия, цели, задачи европейских проектов. Европейская самобытность начинает в России позитивно восприниматься только тогда, когда  политика ЕС хоть в чем-то идет в разрез  с установками Вашингтона. В прочих вариантах -  нарастает раздражение и возникает столь же  неизбежный вопрос: а нужно ли нам все это?

Известный российский политолог Валерий Корецкий отмечает, что, с одной стороны, движение в Европу таких крупных государств, как Россия и Украина может подорвать процесс трансформации ЕС, вызвав реакцию отторжения  у плохо подогнанных социально-общественных организмов. А, с другой стороны,  если Россия, а то же самое можно сказать и о Казахстане, будет «скована европейскими обручами, то это замедлит посттрансформационное развитие бывших республик Советского Союза».

Это точка зрения реалиста, в то время как в Казахстане преобладают скорее романтические ожидания, связанные с европейским будущим страны. Хотя, само по себе декларирование стремления к европейскому качеству жизни - это еще не гарантия успешной модернизации общества и тотального отхода от азиатчины в повседневной жизни.

В заявлении Европейского клуба Казахстана о программе «Путь в Европу»  есть  такие слова «Всеобщая стандартизация Казахстана под европейские стандарты качества жизни, производства и воспроизводства наряду с безукоснительным соблюдением прав и свобод личности, европейскими нормативами национального строительства и суверенности приведут нашу страну на вершины подлинного человеческого существования и развития».

Здесь уместно задать вопрос:  что такое европейские стандарты и ценностные ориентиры, в условиях, когда значительная часть Европы попала в тиски мультикультурализма, и, как справедливо отмечает А. Богатуров,  ЕС, в который хотели попасть российские граждане в начале 90-х и тот, которым он будет через 10-15 лет - это 2 разных ЕС по культуре, образу жизни и ценностным ориентирам.

Не превращается ли «Европейский путь для Казахстана» в некое подобие «особого евразийского пути», о котором так много говорили в Астане на рубеже столетий?          

Прекрасно понимая, что идеальное будущее с легкостью необычайной может менять свое обличие, и в Астане, и в Москве часто используют эти образы прекрасного, как тактические схемы, от которых можно столь же легко отказаться, как и сформулировать. Используют как домашнюю заготовку - иметь на всякий случай логичное объяснение  происходящему - мол, на пути к священному Граалю европейских ценностей были обретены какие-то иные, сугубо индивидуальные и «суверенные» национальные особенности, по формам категорически отличные от карт-схем евробюрократии.

И тогда можно предположить, что на фоне усиления исламского генокода в Европе и процессе столь желанной «европеизации» РФ и РК, рано или поздно эти встречные направления движения в какой-то точке совпадут, и мы получим недоисламскую Европу и полуевропейсий Казахстан.

Что ж, идеальная мечта на то и идеальна, поскольку недостижима. И, как говаривал опричник Комяга  из романа Сорокина «Сахарный Кремль» - «И слава Богу».

P.S По поводу ментальных различий между русским и европейцем есть любопытная цитата из работы С. Катречко: "Если под менталитетом понимать некоторую глубинную структуру сознания, зависящую от социокультурных, географических и языковых и т.п. факторов, - то можно показать, что менталитет присущ европейцу как форма, которая содержит, упорядочивает, организует различные ментальные состояния европейца (понятие "менталитета" сопоставимо с понятиями "государства", "гражданского общества"), но этой формы упорядочивания нет в России. Для России адекватнее говорить о ментальности (экспликация понятия "русской души") как о некоторой структуре "инфантильного сознания", которая характерна для империи".

К какому из вариантов ближе ментальность (менталитет) казахов? 

Впрочем, для самоуспокоения перечитаем еще раз ожидаемые результаты от реализации Программы:
1) выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами в политической, экономической и гуманитарной областях;
2) создание благоприятных условий для ежегодного увеличения товарооборота с европейскими странами на 10 %;
3) ежегодный обмен не менее 5 визитами на уровне глав государств и правительств Европы (в соответствии с графиком международных мероприятий);
4) подписание с ЕС Меморандума о взаимопонимании по развитию транспортных сетей в контексте стыковки казахстанских сетей с панъевропейскими транспортными сетями;
5) принятие технических регламентов и гармонизированных стандартов, соответствующих требованиям стран ЕС;
6) совершенствование национального законодательства с учетом европейских норм;
7) продвижение интересов Республики Казахстан на европейском континенте.

Вполне допускаю, что авторы проекта и не озадачивались столь глобальными вопросами, а как это часто бывает сконцентрирoвались на чисто технической стороне вопроса.

 

Об авторе: Алексей Власов - генеральный директор ИАЦ


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение