Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«Третий сектор» – первостепенные задачи

29.03.2016

Автор:

Теги:

«Третий сектор» – первостепенные задачи

 

Политологический центр«Север-Юг» совместно с Центром исследований гражданского общества инекоммерческого сектора Национального исследовательского университета Высшаяшкола экономики (НИУ ВШЭ) при поддержке российского Общества «Знание» провелиисследование на тему: «Механизмы совершенствования социальных коммуникаций врамках деятельности российских некоммерческих организаций в приграничныхрегионах государств Евразийского экономического союза».

 

Первая презентациядоклада состоялась недавно в НИУ ВШЭ в рамках тематического круглого стола. Егоучастники – представители социально ориентированных некоммерческих организаций(СО НКО) приграничных регионов России – обсудили задачи, стоящие перед СО НКО,рассмотрели меры государственной поддержки региональных некоммерческихорганизаций, основные направления сотрудничества с партнерами в станахЕвразийского экономического союза и ряд других актуальных вопросов.

Объектом исследования выступилиСО НКО Челябинска, Екатеринбурга, Оренбурга, Уфы, Новосибирска, Саратова,Самары, Астрахани и Москвы. В основу исследования легли данные опросов сотрудниковрегиональных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в регионахболее 1 года по направлениям развития информационных, экспертных, научныхкоммуникаций с партнерами из стран Центрально-Азиатского региона (Казахстан,Кыргызстан, Таджикистан), а также из других государств СНГ.

Участники круглого столаотмечали, что роль и значение некоммерческих организаций становятся все болеезначимыми в общественной жизни российского общества. В настоящее время НКО оказываютсерьезное воздействие не только на внутреннюю, но и на внешнюю политикугосударства, занимают все более емкую нишу в широком спектре общественныхотношений, привнося в них элементы самоуправления и гражданских инициатив.

В Российской Федерациистановление и расширение сферы влияния «третьего  сектора» базируется на достаточнопрогрессивной законодательной базе и сопровождается мерами поддержки со стороныгосударства. 

Первые шаги в сфереинституционализации НКО в современной России были предприняты в середине 90-хгодов. Основы деятельности некоммерческого сектора заложил Федеральный закон «Онекоммерческих организациях», вступивший в силу 12 января 1996 года. В немвпервые было законодательно закреплено понятие «некоммерческая организация»,цели НКО, а несколько позже введенными поправками было определено и понятие «социальноориентированных НКО», осуществляющих деятельность, направленную на решениесоциальных проблем и развитие гражданского общества.

Тот факт, чтозаконодатели не только выделили социально ориентированные НКО в отдельный вид,но и закрепили в законе перечень мер их поддержки путем предоставления субсидийза счет средств федерального и местных бюджетов, свидетельствует о признанииважной роли СО НКО в жизни общества.

Однако такое признаниепришло не сразу. Опыт взаимодействия государства и НКО не всегда былбезоблачным. Он характеризовался и периодом бурного роста (1996 - 2000 годы), ипериодом застоя (2000-2009 годы), и новым всплеском внимания со стороныгосударства.

Начиная с 2010 года фактрастущей социальной значимости НКО нашел отражение в ряде новых законов,принятых в целях создания благоприятных условий для развития благотворительнойдеятельности, добровольчества и некоммерческих организаций. С тех пор правоваябаза деятельности НКО существенно расширилась. В настоящее время онанасчитывает около 20 федеральных законов, а также множество законодательныхактов регионального значения.

По состоянию на 2015 годв Российской Федерации зарегистрировано более 220 тысяч некоммерческихорганизаций, 200 тысяч из которых позиционируют себя как социальноориентированные.

В 2014 году, обращаясь сПосланием к Федеральному Собранию, президент Владимир Путин подчеркнул: «Мыбудем и дальше поддерживать социально ориентированные некоммерческиеорганизации. В такие НКО, как правило, объединяются люди, остро чувствующиесвой гражданский долг, понимающие, как много значат милосердие, внимание,забота, доброта. Надо использовать их предложения и опыт, в том числе приреализации социальных инициатив.

Мы должны исключитьдискриминацию негосударственного сектора в социальной сфере, убрать для неговсе барьеры. Подчеркну, не только законодательные, которые в основном сняты, нои те, что еще сохраняются, имею в виду организационные, административные. Нужнообеспечить равный доступ негосударственного сектора к финансовым ресурсам».

В программном документе2015 года глава российского государства уже по итогам состоявшегосягражданского форума «Сообщество», предложил ряд конкретных решений дляукрепления статуса НКО и их роли в становлении гражданского общества.

В частности, быланонсирован запуск специальной программы президентских грантов для поддержкиНКО, работающих в малых городах и селах.

Для НКО, которыезарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, предложеноустановить правовой статус «некоммерческая организация - исполнительобщественно-полезных услуг» с предоставлением им ряда льгот и преференций.

Кроме того, на высшемуровне была озвучена идея поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10%средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО моглиучаствовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счетбюджетов.

Между тем, еще в апреле2015 года свои предложения президенту РФ по созданию многоуровневой системыгрантовой поддержки СО НКО внесла Общественная палата РФ.

В частности, внаправлении совершенствования системы госгрантов было предложено:

         Разработать многоуровневую систему финансирования проектовСО НКО из средств госбюджета, разделив гранты на типы в зависимости от суммызапрашиваемых средств («малые», «средние» и «крупные» гранты), выделив отдельногранты на инновационные проекты и проекты начинающих НКО, а также наподдержание текущей операционной и административной деятельности СО НКО сразработкой соответствующих формул распределения средств.

         Рассмотреть возможность резервирования денежных средств нафинансирование крупных долгосрочных проектов, дифференцировать эти проекты понаправлению деятельности, проводить их поэтапную финансовую оценку в процессереализации.

         Рассмотреть возможность выделения в общем объеме грантовыхсредств ежегодных квот на финансирование приоритетных направлений конкурснойподдержки, определенных на основе мониторинга общественных потребностей.

         Унифицировать формы и процедуры подачи заявок и публичныхотчетов СО НКО вне зависимости от обращения к тому или иному грантовомуоператору, разработать единую балльную оценку заявок для всех операторов.

         Все уполномоченные органы и организации, выделяющие средствабюджетной поддержки, должны публиковать в открытом доступе информацию ополучателях бюджетных средств и поддержанных проектах, указывается впредложениях ОП РФ.

Также была высказанацелесообразность создания единого реестра НКО:

         Общественная палата РФ выступает за создание единого реестраНКО, отмечая, что сегодня отсутствует единый системный подход к сбору иотображению информации деятельности НКО, что не позволяет эффективнораспределять средства государственной поддержки.

         На сегодняшний день законодательством предусмотрены 16 видовНКО, ведутся четыре специальных реестра НКО, характер отображаемой информации вкоторых разрозненный. При создании единого реестра необходимо учитывать ужесуществующие реестры, в том числе СО НКО, дополнив новый реестр такойинформацией, как сведения о расходовании средств господдержки, о проектах ипрограммах НКО, географическом охвате деятельности, статистическую и контактнуюинформацию.

         Это должен быть постоянно актуализируемый информационныйэлектронный ресурс, который позволит оперативно и качественно обрабатыватьинформацию о НКО, обеспечит прозрачность распределения грантовой поддержки идеятельности НКО, будет содействовать привлечению частных средствнекоммерческую сферу и усовершенствованию механизма получения льгот и инойподдержки. На основе реестра впоследствии может быть создана карта потребностейв социальных услугах в регионах, предлагает ОП РФ.

Еще одно новаторскоепредложение Общественной палаты состояло в том, чтобы выделить в структуре НКОи СО НКО «НКО повышенной социальной пользы»:

         Необходимо выделить внутри закрепленного в законодательствепонятия «социально ориентированная НКО» новое понятие «НКО повышеннойсоциальной пользы». Этой новой категории НКО предлагается присваиватьсоответствующий статус исходя из определенных критериев отбора тех НКО, которыеосуществляют общественно значимую деятельность в большей степени. Это позволитопределить направления по принятию дополнительных мер стимулирования СО НКО вразличных сферах деятельности, в том числе путем предоставления налоговых ииных льгот.

         Присваивать специальный статус «НКО повышенной социальнойпользы» необходимо в разрешительном порядке уполномоченным органам приобязательном участии общественных палат, тогда как присвоение общего статуса«СО НКО» оставить заявительным.

Пока озвученныепредложения не обрели силу закона. Однако динамика  последних лет свидетельствует об устойчивой тенденциироста объемов субсидий некоммерческим организациям, участвующим в развитииинститутов гражданского общества из федерального бюджета. Если в 2010 и 2011годах на эти цели было выделено по 1 млрд. руб., в 2012 году  – более 1,5 млрд. руб., то в 2013 году этасумма выросла до 2,32 млрд. руб.

При этом в 2011 году научастие в конкурсном отборе социально ориентированных НКО для предоставлениясубсидий из федерального бюджета было подано 496 заявок. Победителями конкурсастали 35 организаций. Общий объем предоставленных им субсидий составил 132 млн.руб.

В 2012 году получателямитаких субсидий на общую сумму 162 млн. руб. стали 48 социально ориентированныхНКО из 702 организаций, подавших заявки на участие в конкурсном отборе.

В 2013 году  выделено 266,5 млн. руб. 42 программы из 606заявок.

Параллельноувеличивается и количество операторов грантовых программ.

Как видим, в действующейзаконодательной базе РФ прописан достаточно широкий спектр форм и методовгосударственной поддержки СО НКО, заложена основа для системного измененияотношений субъектов «третьего сектора» с органами государственной власти иместного самоуправления.

Однако, как показываетпрактика, эти меры недостаточны. Более того, они не всегда коррелируются соспецифическими задачами, которые решают в процессе деятельности приграничные СОНКО, работающие на внешнем треке.

Помимо формированияустойчивых коммуникаций с местными органами власти и представителямибизнес-сообщества Российской Федерации, актуальной задачей для этой категорииНКО является установление контактов и активное взаимодействие с партнерами изстран ЕАЭС и СНГ, подготовка совместных интеллектуальных продуктов, активнаяработа в молодежной и диаспоральной среде. Все это требует дополнительныхфинансовых, материально-технических, информационных ресурсов, профессиональногокадрового обеспечения.

Усугубляется ситуацияеще и тем, что многие направления деятельности исследованных НКО являютсяновыми, напрямую не подпадают под традиционный перечень направленийдеятельности СО НКО.

Проведенный анализвысветил наиболее актуальные проблемы, которые сегодня стоят передприграничными СО НКО.

В первую очередь к нимотносится отсутствие постоянных и надежных источников финансирования,необходимость заниматься фандрайзингом (привлечением ресурсов).

В условияхэкономического кризиса и перегрузки региональных бюджетов именно федеральныйцентр должен взять на себя основную нагрузку по финансированию деятельности СОНКО, уверен Сергей Козлов, исполнительный директор некоммерческого партнерства«Экспертный клуб «Сибирь-Евразия» (Новосибирск). При этом, по мнению эксперта,необходимо обозначать более четкие проектные условия и задачи, определяющиеактуальные форматы мероприятий, реализуемых в сфере приграничногосотрудничества.

«Именно структурыфедерального Центра должны взять на себя функционал, связанный с координациейдеятельности региональных НКО по реализации государственной политики в этойсфере», - отмечает С. Козлов.

Его коллега из Саратова– директор Информационно-аналитического Центра «Евразия-Поволжье» МаринаЛапенко, считает, однако, что уповать исключительно на поддержку государства НКОне стоит: «Первое условие – это наличие финансовой поддержки либо со стороныфедеральной власти, либо со стороны – региональной. Второе – это выход науровень самообеспечения, поиск форм финансирования через реализацию собственныхуслуг, а далее – перераспределение средств на социально-ориентированные проектыпо примеру западного варианта «THINK TANK».

Второй наиболееактуальной проблемой участники исследования определили нехваткупрофессиональных кадров, низкую проектную культуру сотрудников НКО. Дефицитфиксируется как в сегменте специалистов по фандрайзингу, стратегическомупланированию и социальному маркетингу, так и в сегменте специалистов, имеющихопыт организации мероприятий международного уровня, разбирающихся вгеополитических трендах и процессах, происходящих в соседних государствах.

Всеволод Стеблецов,представитель Политологического центра «Север-Юг» (Москва), уверен, что низкийуровень подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере СО НКО,определяет аналогичный уровень качества проводимых ими мероприятий.

«СО НКО должны перестатьбыть «замкнутыми» системами, которые реализуют свои цели исключительно за счетгосподдержки. Они должны повышать качество и эффективность своей работы,выходить на рынок социальных услуг в качестве компетентных поставщиков», -уверен В.Стеблецов.

Среди иных актуальныхпроблем представители приграничных СО НКО выделили слабую поддержку нарегиональном уровне, отсутствие системного подхода и долгосрочных стратегийразвития и поддержки «третьего сектора», низкий уровень доверия власти иинтереса населения к деятельности СО НКО. На эффективности работы сказывается инастороженное отношение к российским некоммерческим организациям со стороны государств-соседей. 

Из приведенных вышеконстатаций формируется запрос на механизмы решения проблем и меры,способствующие установлению устойчивого взаимодействия приграничных СО НКО сорганами власти, другими СО НКО в сопредельных регионах.

В этом контексте отмечается,что развитие партнерства с органами федеральной и региональной власти должноосновываться на понимании того, что приграничные СО НКО призваны решать общегосударственные задачи, а не проблемыотдельных регионов. С учетом этого федеральная власть должна выполнять функциюгосударственного заказчика, определяющего через свою поддержку (финансовую,техническую, информационную, организационную, образовательную) приоритетыдеятельности СО НКО, в том числе и в сфере международного гуманитарногосотрудничества.

В связи с этимвице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций НодариХананашвили задачей первостепенной важности определил формирование адекватногоединого реестра СО НКО, несовершенство которого в его нынешнем воплощенииотмечали многие участники исследования.

«Коллеги совершенноверно отметили предложения по развитию грантовой поддержки с тем, чтобыулучшалась и самостоятельность, и устойчивость НКО. И здесь очень важенпостепенный переход от поддержки новой услуги к устойчивому оказанию такойуслуги, если она оказалась эффективной, приносящей важные изменения дляпотребителей. Этот переход сегодня сформулирован не очень удачно в виде реестраНКО. Мы хорошо знаем, что создан реестр. Но я начинаю смотреть, как в немописаны услуги, и понимаю: те, кто их описывал, понятия не имеют, каковаструктура услуги, из каких расходов она состоит. А это означает, что людипросто не пойдут в такой реестр», - констатировал эксперт.

Что касается темы приграничногосотрудничества, то здесь, по мнению Н. Хананашвили, объективный интересгосударства состоит не в том, чтобы  диктовать организации, как нужно работать, апомогать налаживать партнерство.

«Партнерство  будет снижать риски подозрительности,  формировать атмосферу доверия. Добрососедство– та основа, на которой строится сотрудничество. Если мы хотим выстраиватьотношения соседями, мы должны к ним идти с идей налаживания межкультурных контактов.Мне кажется, было бы интересным подумать над рекомендацией формированиясовместных программ поддержки приграничных НКО в регионах России и в соседнихгосударствах».

Высказанные в ходезаседания круглого стола рекомендации дополнили исследование, проведенноеПолитологическим центром «Север – Юг». Они будут включены в окончательнуюредакцию доклада для последующего обсуждения в экспертном сообществе и в заинтересованныхинстанциях.

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение