Реинкарнация Восточного партнерства – казахстанская экономика и европейская геополитика

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В пресс-службе главы Казахстана сообщили о подписании Нурсултаном Назарбаевым закона «О ратификации Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейским союзом и его государствами-членами, с другой стороны». Таким образом, Республика Казахстан стала первым государством Центральной Азии, вступившим в программу «Восточное партнерство» второго поколения. При этом, стоит отметить, первая аналогичная программа признана европейскими чиновниками отчасти несостоявшейся.
Реинкарнация Восточного партнерства – казахстанская экономика и европейская геополитика
В пресс-службе главы Казахстана сообщили о подписании Нурсултаном Назарбаевым закона «О ратификации Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейским союзом и его государствами-членами, с другой стороны». Таким образом, Республика Казахстан стала первым государством Центральной Азии, вступившим в программу «Восточное партнерство» второго поколения. При этом, стоит отметить, первая аналогичная программа признана европейскими чиновниками отчасти несостоявшейся.По словам президента Казахстана, особое значение в соглашении уделяется модернизированному торговому разделу, который «учитывает обязательства, принимаемые Казахстаном в рамках вступления во Всемирную торговую организацию, а также принятые в рамках Таможенного союза и Договора о Евразийском экономическом союзе». Возможно, экономическая часть соглашения с Казахстаном в рамках программы «Восточное партнерство» предполагает привлечение в страну новых объемов инвестиций. С другой стороны, пока не оглашаются конкретные позиции по усилению экономического взаимодействия. Эксперты полагают, что инвестиционное сотрудничество сторон будет продолжено в рамках реализуемых проектов. Например, финансовые потоки могут пойти на возведение объектов казахстанского месторождения «Кашаган», или в другие проекты нефтегазового сектора Республики.В то же время, торгово-экономический раздел соглашения нового поколения «Восточного партнерства», ожидаемо, будет являться лишь частью всего документа. Можно утверждать, что политическая составляющая соглашения также имеет для сторон большое значение. Однако если Астана уже традиционно показывает прагматичность в вопросах сближения с внешними игроками, рассчитывая прибыльность подобного рода сотрудничества, то Брюссель преследует цели максимального политического сближения со странами постсоветского пространства.Экспертное сообщество неоднократно подчеркивало политическую направленность программы «Восточного партнерства» первой модели. Переработка уже принятых норм взаимодействия стран ЕС и государств-участников программы позволяет говорить о том, что первый вариант «Восточного партнерства» устарел. К слову, не так давно глава МИД Польши Витольд Ващиковский отмечал, что первоначально концепция сближения с Востоком «создавала для этих стран (прим. участников программы) иллюзию, но не создавала перспективы членства в Евросоюзе. Политика, принятая предыдущим правительством закончилась катастрофой, поскольку Евромайдан поставил ее под вопрос». Иными словами, по мнению европейских чиновников, страны постсоветского пространства выступали в качестве буферной зоны между Россией и европейским пространством, при этом были максимально отстранены от перспектив членства.Пока рано говорить о том, представляет ли новая модель «Восточного партнерства» базис максимального интеграционного сближения участников с ЕС. В то же время, можно с уверенностью утверждать, что в Астане этот проект рассматривается только с позиций возможности привлечения новых финансовых потоков в экономику. Иными словами, Астана и Брюссель, разрабатывая соглашение в рамках «реинкарнации» программы преследуют разные цели. Для Казахстана участие в «Восточном партнерстве», прежде всего, тождественно наращиванию инвестиционного потенциала страны. ДляЕвропейского союза сближение с Казахстаном необходимо с позиций ведения геополитики. Однако многовекторность Астаны вряд ли пропустит политическую составляющую европейской программы в экономику в ущерб сотрудничеству с другими партнерами Республики.Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Поделиться: