В степи танцевальной

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
«Танец настолько красив, что когда его смотришь, то чувствуешь запах полыни, дуновение степного ветерка, полет орла или бег лошадей», - так говорил о калмыцком танце великий Игорь Моисеев, создатель и руководитель Государственного ансамбля народного танца. Вот уже 70 лет в репертуар знаменитого танцевального коллектива входит «Калмыцкий танец» - жемчужина, по мнению Игоря Александровича, творчества ансамбля.
В степи танцевальной
В степи танцевальной«Танец настолько красив, что когда его смотришь, то чувствуешь запах полыни, дуновение степного ветерка, полет орла или бег  лошадей», - так говорил  о калмыцком танце  великий Игорь Моисеев, создатель и руководитель Государственного ансамбля народного танца. Вот уже 70 лет в репертуар знаменитого танцевального коллектива входит «Калмыцкий танец» - жемчужина, по мнению Игоря Александровича, творчества ансамбля.Народные танцы калмыцкого народа – уникальное явление, которое еще не изучено в полной мере. Многочисленные награды на международных и всероссийских творческих конкурсах говорят о том, что танцы калмыков востребованы и воспринимаются зрителем весьма положительно.«Коленки не тряслись. Было огромное желание прославить свой народ на сцене Кремля. Хотя нет, немного побаивался, что разойдусь в танце так, что забуду про время, и никто меня не остановит...», - это слова Эмбы Манджиева, который в 1977 году вместе с Лидией Замбаевой представил калмыцкий танец «Чичердык» на сцене Кремлевского Дворца Съездов.Калмыцкие танцы характеризуются многообразием танцевальных па и приемов, требующих довольно высокой исполнительской техники. Вот почему в современной Калмыкии так ценится умение танцевать национальные танцы, особенно в молодежной среде. Женские танцы, как правило, плавны и спокойны, рисунок танца выполняется мелким шагом, руки как бы парят в воздухе. Для мужских танцев характерны энергичные, временами стремительные движения.Для каждого калмыцкого танца свойственен особый шаг, ритм и, разумеется, движения. Большой популярностью, особенно на международных форумах, пользуется танец «Чичердык», тот самый, с которым Эмба Манджиев и Лидия Замбаева блеснули в 1977 году. «Чичердык» в буквальном переводе с калмыцкого – «трясущийся». Во время исполнения тело танцора трясется, ноги двигаются очень быстро, а вот руки выполняют плавные движения в воздухе.Существует парный танец «Ишкимдык» - он нетороплив и грациозен. Еще одним весьма известным калмыцким танцем является «Товшур». В этом танце особый ритм отбивают ноги. Глагол «товшх» означает «шагать».Кроме того, существует ряд танцев, в которых калмыцкий народ постарался изобразить движения животных и птиц, населяющих степь. Существует «Танец журавлей», или, например, очень оригинальный танец зайца. Его исполняют сольно, и артисту весьма важно обладать живой мимикой, дабы подражать зайцу.На сегодняшний день в Калмыкии существует множество крупных и мелких танцевальных ансамблей, куда берут с самого маленького возраста. Безусловно, огромную роль в пропаганде национальных танцев играет деятельность  государственных ансамблей – «Ойраты» и «Тюльпан». Петр Надбитов – первый калмыцкий балетмейстер, человек, создавший и руководящий коллективом Государственного театра танцев «Ойраты». Калмыцкие артисты гастролируют по всему миру, неизменно получая награды и завоевывая все больше и больше поклонников. А в маленькой Калмыкии подрастает новое поколение танцоров. У «Тюльпана» есть будущее в лице «Тюльпанчика». Дети приходят на танцы в раннем школьном возрасте, и при должном усердии каждый из них может пополнить ряды взрослого «Тюльпана». Хореографические коллективы существуют во многих образовательных учреждениях, что свидетельствует о том, что калмыцкий танец будет существовать еще много лет.Сергей Темиров

Поделиться: