Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Парламентские выборы в Казахстане-2016: особенности и итоги

22.03.2016

Автор:

Теги:

 

 

 

 

 

Видеоконференция

«Итоги досрочных парламентских выборов в Казахстане:


расстановка политических сил в новом Мажилисе,


стратегическая повестка дня, внешний фон»


23 марта, 14.30, телеканал «Астрахань-24» 

 

 

Итоги выборов обсудят участники видеоконференции, организованной Центром международных и общественно-политических исследований "Каспий-Евразия"», телеканалом «Астрахань-24» и ЦАИ «Евразийский мониторинг» (Казахстан)

Состоится презентация доклада "Парламентские выборы в Казахстане-2016: особенности и итоги", подготовленного специалистами ЦАИ «Евразийский мониторинг» (Казахстан).

 

***************************************************** 

 

 

 

В состоявшихся 20 марта 2016 года выборахдепутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан приняли участие 6 из 7 официальнозарегистрированных в органах юстиции политических партий. При этом впервые впарламентских выборах приняла участие партия «Бірлік», созданная в апреле 2013года на основе объединения действующих тогда партий «Әділет» и «Руханият».

Следует отметить, что от участия в данных выборахотказалась Демократическая партия Казахстана «Азат», находящаяся в оппозиции круководству страны. По словам заместителя председателя партии МаржанАспандияровой, «это такие выборы, участие в которых просто не имеет смысла»(см. https://vlast.kz/novosti/15357-partia-azat-veroatno-ne-budet-ucastvovat-v-parlamentskih-vyborah-zampred.html).Вместе с тем с заявлением в сентябре 2013 года бывшим тогда председателем ДПК«Азат» Булатом Абиловым о своем уходе из политики эта партия фактическипрекратила свою деятельность и существует чисто номинально.

Главными особенностями рассматриваемыхвыборов стали, во-первых, их внеочередной характер и, во-вторых, параллельноепроведение с ними выборов депутатов областных, районных и городских маслихатов.В подобном формате парламентские выборы проводятся уже в третий раз, аналогичнос кампаниями 2007 и 2012 гг. Очевидно, что такой формат позволяет властяммаксимально контролировать электоральные процессы и ограничивать возможностидля участвующих в них оппозиционных сил.

В соответствии с утвержденным 20 января2016 года Центральной избирательной комиссией РК Календарным планом основныхмероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов депутатов МажилисаПарламента Республики Казахстан, избираемых по партийным спискам, избирательнуюкампанию можно разделить на следующие основные этапы:

 

1.Этап выдвижения кандидатов и формирования партийных списков (20 января – 8февраля 2016 г.).

 

Значимость данного этапа кампании попроведению парламентских выборов обусловлена определением, во-первых,количественного и качественного состава кандидатов от политических партий вдепутаты Мажилиса Парламента РК и, во-вторых, основного идеологическогокомпонента избирательной кампании соответствующей партии в лице ее предвыборнойпрограммы. Все это осуществлялось на съездах данных партий.

Как и в двух предшествующих парламентскихкампаниях, внеочередной характер проведения прошедших выборов привел кзаметному (по сравнению, например, с парламентскими выборами 1999 и 2004 гг.)сокращению временных сроков для осуществления участвующими в них партиями необходимыхпредвыборных процедур и мероприятий. С другой стороны, это обстоятельство вопределенной степени повлияло на активизацию деятельности данных партий помобилизации своих ресурсов и потенциала. В результате все они смогли быстроопределиться со своими предвыборными программами и кандидатами.

 

Таблица 1. Количественные показателивыдвижения политическими партиями кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК

 

Политическая партия

Дата проведения съезда

Количество выдвинутых кандидатов

«Нур Отан»

29 января

127

Общенациональная социал-демократическая партия

30 января

27

Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»

1 февраля

19

Коммунистическая народная партия Казахстана

2 февраля

22

Демократическая партия Казахстана «Ак жол»

3 февраля

35

«Бірлік»

5 февраля

8

 

Если брать во внимание качественный составкандидатов от той или иной партии, обусловленный, в первую очередь, уровнем ихвесомости в политической элите республики, то условно среди них можно выделитьследующие две группы:

1) ключевые кандидаты, рассчитывающие взависимости от исхода выборов либо стать депутатами Мажилиса, либо продолжитьсвою политическую деятельность в рамках данной партии;

2) вспомогательные кандидаты, чьяпрофессиональная деятельность не связана с партийно-политической работой.Вместе с тем присутствие этих людей в списках соответствующих партий былопризвано сделать их более привлекательными в глазах электората.

 

Таблица 2. Ключевые и вспомогательныекандидаты в депутаты Мажилиса Парламента РК 

 

Политическая

партия

Ключевые

кандидаты

Вспомогательные кандидаты

«Нур Отан»

1. Нурлан Нигматулин, руководитель Администрации Президента РК.

2. Аскар Мырзахметов, первый заместитель председателя партии.

3. Гульшара Абдыкаликова, государственный секретарь РК.

4. Дарига Назарбаева, вице-премьер РК.

5. Бахыт Султанов, министр финансов РК.

6. Арыстанбек Мухамедиулы, министр культуры и спорта РК.

7. Ахметжан Есимов, председатель правления АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017».

8. Куандык Бишимбаев, председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».

9. Алик Айдарбаев, аким Мангистауской области.

10. Даниал Ахметов, аким Восточно-Казахстанской области.

11. Амандык Баталов, аким Алматинской области.

12. Сергей Кулагин, аким Акмолинской области.

13. Бердыбек Сапарбаев, аким Актюбинской области.

14. Бактыкожа Измухамбетов, аким Атырауской области.

1. Кайрат Айдарбеков (Нуртас), эстрадный певец.

2. Дугалова Жанара, эстрадная певица.

3. Нурлан Алимжанов, актер.

4. Геннадий Головкин, профессиональный боксер, чемпион мира.

5.  Илья Ильин, двукратный олимпийский чемпион.

6. Серик Сапиев, генеральный директор ТОО «Профессиональный спортивный клуб «Astana Arlans», олимпийский чемпион.

 

 

ДПК «Ак жол»

1. Азат Перуашев, председатель партии.

2. Ерлан Барлыбаев, заместитель председателя партии.

3. Казыбек Иса, заместитель председателя партии.

4. Екатерина Никитинская, депутат Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.

5. Нурлан Жазылбеков, депутат Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.

6. Меруерт Казбекова, депутат Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.

-

КНПК

1. Жамбыл Ахметбеков, секретарь ЦК партии.

2. Тургун Сыздыков, секретарь ЦК партии.

3. Дмитрий Легкий, секретарь ЦК партии.

4. Владислав Косарев, депутат Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.

5. Айкын Конуров, депутат Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.

-

НДПП «Ауыл»

1. Толымбек Габдильашимов, первый заместитель председаеля партии.

2. Толеген Сыдыхов, заместитель председаеля партии.

3. Борибай Жексембин, секретарь партии.

4. Рустем Жоломан, руководитель Центрального аппарата партии.  

Мейрамбай Оралов, директор Мемориально-музейного комплекса памяти жертв политических репрессий и
тоталитаризма «АЛЖИР».

ОСДП

1. Жармахан Туякбай, председатель партии.

2. Балташ Турсумбаев, член президиума партии.

3. Петр Своик, член президиума партии.

4. Амирбек Тогусов, член президиума партии.

5.  Айдар Алибаев, член президиума партии.

6. Зауреш Батталова, президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане.

7. Уалихан Кайсаров, президент фонда «Кенесары хан».

8. Ермурат Бапи, издатель газеты «Общественная позиция».

1. Жаннат Есентаев, поэт.

2. Аслан Курманбаев, блогер.

«Бірлік»

1. Серик Султангали, председатель партии. 

2. Болат Байкадамов, заместитель председателя партии.

Толеген Куанышев, заместитель председателя партии.

4. Роза Куанышбаева,  начальник управления имуществом и активами Федерации профсоюзов РК.

-

 

По сравнению с парламентскими выборами2012 года партийный список партии «Нур Отан» сохранился в количественномотношении, но претерпел серьезные качественные изменения. Прежде всего, этосвязано присутствие в нем отмеченных выше высокопоставленных персон. Крометого, если на прошлых выборах от данной партии баллотировались 49 бывшихдепутатов Мажилиса Парламента, то в этот раз таковые составили 33 человека.Тем  самым «Нур Отан» демонстрируетсерьезность намерений по обновлению персонального состава своих будущихдепутатов.

Партийный список ДПК «Ак жол» в сравнениис прошлой кампанией претерпел заметное сокращение – с 63 до 35 кандидатов. Судяпо всему, это обусловлено пониманием данной партией своих реальных возможностейи электорального потенциала. При этом в список вошли все бывшие депутаты отэтой партии в последнем созыве Мажилиса Парламента, включая председателя «Акжола» Азата Перуашева. Более половины из кандидатов (20 человек) являютсяпредставителями деловых кругов, что отражает общую ориентацию деятельностирассматриваемой партии.

КНПК в сравнении с 2012 годом сократилачисленность своих кандидатов всего лишь на одного (с 23 до 22 человек). Приэтом из 7 бывших депутатов Мажилиса Парламента РК 5-го созыва в этот раз нестал баллотироваться Тулеш Кенжин. В то же время в составе «народныхкоммунистов» увеличилось количество кандидатов среднего возраста (с 7 до 11человек). Последнее обстоятельство демонстрирует наблюдаемые в последнее времяпроцессы омоложения кадрового состава данной партии.

Партия «Ауыл» вошла в избирательную гонкув новом качестве, проведя в августе-сентябре 2015 года серьезный ребрендинг.Во-первых, состоялась смена ее руководящего состава, включая избрание новымпредседателем партии депутата Сената Парламента РК Али Бектаева. Во-вторых, произошлообъединение партии «Ауыл» с Партией патриотов Казахстана, в которой незадолгодо этого тоже сменилось руководство. В результате этого изменились название иидеологическая ориентация «Ауыла», который из социал-демократической партии преобразовалсяв народно-демократическую патриотическую. Примечательно, что на прошлыхпарламентских выборах КСДП «Ауыл» и Партия патриотов Казахстана выдвигали всовокупности 45 кандидатов (23 и 22 человек соответственно). Однако ужеобъединенная партия ограничила свой список 19 кандидатами. Данноеобстоятельство демонстрирует сравнительно небольшой политический иорганизационный потенциал этой партии. В свою очередь, это во многомобусловлено тем, что при прежнем руководстве «Ауыл» продолжительное время невел активной деятельности. А у нового актива было очень мало времени дляполноценной подготовки к участию в парламентских выборах. 

Сокращение, в сравнении с прошлойпарламентской кампанией, списка ОСДП с 57 до 27 кандидатов стало следствиемраскола в 2013 году между социал-демократами и «азатовцами», которые в 2009году объединялись в одну партию – ОСДП «Азат». Данный раскол критическиотразился не только на количественном, но и на качественном составе кандидатовот ОСДП в связи с отсутствием в этот раз в их составе таких видныхобщественно-политических деятелей, как Булат Абилов, Амиржан Косанов, ТохтарАубакиров, Гульжан Ергалиева и Рысбек Сарсенбайулы. С другой стороны, в ряды социал-демократоввернулись баллотирующиеся от них в Мажилис Парламента еще в 2007 году не менееизвестные и активные политики Зауреш Батталова иУалихан Кайсаров. К минусам ОСДПследует также отнести преобладание в ее списке представителей республиканскогоактива и, как следствие, низкий уровень представительства регионов (6 человек).

Количественный и качественный составкандидатов от партии «Бірлік» является прямым следствием того, что практическис момента своего создания она не вела какой-либо деятельности, по крайней мере,публичного характера.  Показательно вэтом отношении, что свой веб-сайт эта партия открыла только после выражения намеренияучаствовать в прошедших парламентских выборах. Все это позволяет говорить оботсутствии у «Бірліка» принципиальной заинтересованности относительно своегоучастия в прошедшей кампании и ее результатах.

 

2.Этап регистрации партийных списков Центризбиркомом РК (20 января – 19 февраля2016 г.).

 

На 19 февраля 2016 года Центральнойизбирательной комиссией РК были зарегистрированы списки отмеченных политическихпартий, включающие в совокупности 234 кандидатов. При этом 47 (20,1%) из нихбыли депутатами Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.

Следует отметить, что на аналогичном этапепрошлой избирательной кампании 2012 года наблюдалось сокращение количествавыдвиженцев у всех партий, за исключением «Нур Отана», в связи с признаниемЦентризбиркомом РК их несоответствия законодательно установленным требованиям ккандидатам в депутаты Мажилиса Парламента и по другим обстоятельствам. На этихже выборах ничего подобного не произошло, что можно объяснить главным образомотсутствием остроты в отношениях между участниками данной кампании, особенномежду властью и оппозицией.

Единственно, что по неизвестным причинамсамостоятельно сократили число своих кандидатов – с 27 до 23 человек –социал-демократы. При этом среди выбывших оказались первоначально выдвинутыеОСДП представители национал-патриотических кругов Жанузак Аким и Габиден Жакей,входящие в состав Казахского национального совета.

Отдельно от кандидатов, баллотирующихся поспискам политических партий, Центризбиркомом была проведена регистрация 9кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК, избираемых Ассамблеей народаКазахстана (АНК). Их выдвижение состоялось 26 февраля на заседании Совета АНК,а регистрация – 2 марта текущего года. Среди данной группы кандидатов следуетвыделить вице-министра внутренних дел Владимира Божко, президента АО «Республиканскаягазета «Егемен Қазақстан» Сауытбека Абдрахманова и двух депутатов МажилисаПарламента 5-го созыва Ахмеда Мурадова и Романа Кима.   

 

3.Этап проведения предвыборной агитации (20 февраля – 18 марта 2016 г.).

 

Данный этап является наиболее ключевым визбирательной кампании, поскольку в его рамках участвующие в парламентскихвыборах партии заняты активным взаимодействием с избирателями в целях полученияот них поддержки во время  голосования.

Нельзя не отметить, что парламентскиевыборы проходили в условиях критической ситуации в экономике и социальной сфереКазахстана, ставшей во многом следствием проведенной в августе 2015 годадевальвации национальной валюты – тенге, а также кризисных процессов вглобальной экономике, включая снижение мировых цен на нефть. В этихусловиях  произошло ухудшение социальногосамочувствия определенной части казахстанского общества.

Все это создавало риски снижения уровняэлекторальной активности казахстанцев и отсутствия у них интереса кпредвыборной деятельности соответствующих партий. Хотя, с другой стороны,данное обстоятельство стимулировало наиболее заинтересованные в исходе выборовпартии на максимально проявление активности и креатива в процессе работы сизбирателями.

Среди особенностей прошедших выборов выделяетсязаметное преобладание среди участвующих в них партий тех, кто поддерживаетофициальный политический курс. Из оппонентов же действующей власти здесьприсутствовала только ОСДП. Данное обстоятельство позволило резко снизить, посравнению с предыдущими парламентскими кампаниями, в рамках предвыборнойагитации проявление жесткого оппонирования как между самими партиями, так и поих отношению к властям.   

Одним из ключевых инструментовагитационной работы партий являются их предвыборные программы. Для ознакомленияс ними избирателей были главным образом задействованы веб-сайты рассматриваемыхпартий, а также отдельные независимые интернет-порталы. Помимо этого основныетезисы предвыборных программ партий также нашли свое отражение в материалахразличных печатных и электронных СМИ.

Анализ предвыборных программ участвующих впарламентских выборах партий позволяет выявить следующие их основные аспекты.

 

Таблица 4. Основные аспекты предвыборныхпрограмм (платформ) партий

 

Полити-ческая

партия

Название предвыборной программы (платформы)

Ключевые программные лозунги (слоганы)

Ключевые тезисы предвыборной программы (платформы)

«Нур Отан»

«Казахстан-2021: Единство. Стабильность. Созидание»

1. Казахстан – наш общий дом. Казахстан – наша крепость. Нурсултан Назарбаев – наш Лидер.

2. «Нур Отан» единственная политическая сила, которая может сказать сейчас: Мы в ответе за Казахстан!.

3. Мы – партия Национального Лидера. Мы – партия единства Казахстана. Мы – партия общенациональной ответственности.

4. Единство и согласие, подкрепленные сильным лидерство – вот главная формула казахстанского успеха XXI века. «Нур Отан» – партия мира и согласия.

1. Укрепление и защита межэтнического мира и согласия.

2. Консолидация усилий  общества на непримиримое противодействие коррупции и искоренение причин ее возникновения.

3. Содействие продвижению позиции Казахстана на международной арене и проведению многовекторной внешней политики.

4. Строительство открытой Евразии в интересах обретения Казахстаном новой роли в геополитике и мировой экономике.

5. Превращение аграрного сектора в один из ключевых драйверов будущего экономического роста.

6. Формирование в республике инвестиционного климата, соответствующего стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

7. Увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны.

8. Обновление системы адресной социальной помощи с предоставлением ее только тем, кто в ней нуждается, в зависимости от дохода каждой семьи.

9. Формирование Общества Всеобщего Труда посредством поддержания эффективного предложения на рынке труда, повышение уровня квалификации трудовых ресурсов, сбалансированности рынка труда путем роста продуктивной занятости и мобильности населения.

«Ак жол»

«Ак жол – время работать»

1. Государство обязано поддержать тех, кто зарабатывает сам, платит налоги в бюджет и дает работу другим!

2. Главное богатство страны – не нефть и металлы, а наш талантливый и трудолюбивый народ!

3. В Обществе Всеобщего Труда - любой честный труд достоин уважения!

4. У каждого казахстанца должна быть крыша над головой!

5. Село и агропромышленный комплекс – наш надёжный человеческий и экономический ресурс!

6. Нужно поставить государственные органы на службу простым людям!

7. Мир, спокойствие и безопасность каждому казахстанскому дому, каждой казахстанской семье!

1. Переход к избранию депутатов маслихатов всех уровней по спискам политических партий.

2. Развитие институтов местного самоуправления, наделение их необходимыми организационными и экономическими ресурсами для решения вопросов местного значения.

3. Обеспечение справедливого, публичного и прозрачного рассмотрения всех споров и конфликтов граждан с представителями органов власти.

4. Введение всеобщего декларирования доходов и расходов граждан.

5. Добиться реального владения 90% казахстанцев государствен-ным языком к 2020 году.

6. Усиление миграционной политики по возвращению соотечественников (оралманов) на историческую родину

7. Освобождение малого и среднего бизнеса от уплаты налогов в течение трех лет с момента создания предприятия.

8. Обеспечение доступности жилья для людей с различным уровнем доходов.

9. Обеспечение политики поддержки казахстанской продукции в рамках ЕАЭС и ВТО.

КНПК

«За наше общее дело!»

1. Коммунистическая Народная партия Казахстана – партия

ленинского типа.

2. Мы выступаем против западного индивидуализма,

стяжательства и бескультурья.

3. Мы, коммунисты Казахстана выступаем за наше общее дело!

1. Поддержка всех начинаний по

укреплению единства народа, стимулированию творческого и

производительного созидания, качественного социального развития общества.

2. Поддержка в реализации

государственных мер по развитию системы адресной социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.

3. Выступление против изъянов западного потребительского индивидуализма, стяжательства и бескультурья.

4. Продвижение ценностей гражданского патриотизма, коллективизма, интернаци-онализма, ориентации на достижение общего блага.

5. Поддержка политики экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

«Ауыл»

«Вернем традиции аулу!»

1. Мы - партия духовного созидания и нравственного прогресса!

2. Партия «Ауыл» является источником возрождения морально-нравственных устоев нашего народа!

3. Мы сохраним национальное достояние для грядущих поколений!

4. Кто кормит страну - должен жить достойно!

5. Новое созидание начнем с «Аула»!

1. Разработка и реализация государственной программы «Инфраструктура села», направленной на комплексное развитие сельских территорий.

2. Создание продовольственных фондов, гарантирующих ежегодные закупки данной продукции у ее производителей по стабильным и справедливым ценам

3. Восстановление плодородия сельскохозяйственных земель.

4. Введение налога на роскошь.

5. Принятие Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года.

6. Установление квотирования первого рабочего места для выпускников средних специальных и высших учебных заведений.

7. Увеличение масштабов строительства социального жилья для молодых семей.

ОСДП

«Верни себе голос, верни себе страну!»

1. ОСДП идет на выборы, чтобы добиться от власти осуществления много лет предлагаемых нашей партией преобразований, сделать Казахстан экономически эффективным, социальным, успешным, свободным, подлинно стабильным и независимым государством!

2. Верни себе голос! Верни себе страну!

1. Обеспечение всей полноты политических прав граждан.

2. Наделение парламента полномочиями по самостоя-тельному формированию правительства.

3. Создание в городах и сельских населенных пунктах выборной системы местного самоуправ-ления, обладающей всеми полномочиями для решения местных вопросов.

4. Сокращение минимум в два раза численности госслужащих.

5. Отмена частной собственности на земли сельхозназначения.

6. Бесплатное и бессрочное предоставление каждому желающему жителю аула сельхозучастка для целевого использования, а горожанам - участков в пригородной зоне для жилищного строительства и садово-огородного хозяйства.

7. Выработка подходов к возвращению государству стратегических секторов экономики в соответствии с законодательством.

8. Двукратное увеличение прожиточного минимума с соответствующим повышением зарплат, пенсий и пособий.

9. Перевод всей государственной системы образования на бесплатную основу.

«Бірлік»

«Чистые помыслы! Чистые дела! Чистая среда!»

1. Главной заботой Политической партии «Бiрлiк» является народ Казахстана, его надежды, интересы и устремления.

2. Мы - партия, уверенная, что прогресс, благополучие и сила Казахстана - в единстве его граждан. Мы должны быть вместе!

3. Мы за чистоту среды, справедливость и духовное возрождение народа.

4. Мы готовы внести свой вклад в общее для всех казахстанцев дело – построить свободный, сильный и процветающий Казахстан.

1. Обеспечение межэтнического, межкультурного и межконфессионального согласия.

2. Последовательное расширение сферы применения государственного языка.

3. Возрождение сферы культуры и расширение сети культурно-образовательных учреждений.

4. Обеспечение высокого качества жизни граждан, соответствующего мировым стандартам.

5. Модернизация сельско-хозяйственного производства и активное развитие сельского предпринимательства.

6. Экологизация промышленного и территориального развития, введение обязательного экологического аудита, внедрение и развитие разных форм экологического страхования.

7. Повышение экологической культуры и формирование экологического правосознания общества, создание общественного контроля за охраной окружающей среды.

Очевидно, что партия «Нур Отан» однозначнопозиционирует себя в качестве партии Президента РК – Лидера нации ируководствуется в своей деятельности его стратегией. Это дает ей основныепреимущества, так как она может рассчитывать на фактор Главы государства каксвоего лидера с точки зрения его популярности и поддержки его политическогокурса среди населения страны. В пользу «Нур Отана»  также сказался акцент на единство иконсолидацию всех слоев казахстанскогообщества, этносов и религиозных конфессий республики.

Что касается остальных партий, то они всвоем большинстве не раскрыли своих возможностей и конкретных механизмов пообеспечению отраженных в их предвыборных программах целей и намерений. Ещеодним слабым местом можно считать отсутствие здесь примерных расчетовположительного эффекта предлагаемых соответствующими партиями мерсоциально-экономического характера. Все это способствует превалированию всодержании их предвыборных программ явно популистского стиля.

В программах ДПК «Ак жол» и КНПК такжеобращает внимание отсутствие конкретных результатов деятельности их депутатскихфракций в Мажилисе Парламента РК 5-го созыва. Хотя упоминание соответствующихрезультатов усилило бы предвыборные программы и агитационный потенциал данныхпартий. В отличие от них партия «Нур Отан» аналогичное отсутствие компенсирует демонстрациейсвоего единства с системой государственной власти.

В отличие от прошлой избирательнойкампании ДПК «Ак жол» в этот раз не позиционировала себя в качествеидейно-политического преемника национально-освободительного движения «Алаш».Скорее всего, это обусловлено недостаточным подкреплением данного имиджаконкретными практическими делами.

Только ОСДП и ДПК «Ак жол» выступили спредложениями относительно проведения реформирования политической системыреспублики. При этом последняя из них коснулась в данном случае толькопредставительных органов власти и институтов местного самоуправления. Практическивсе партии, за исключением социал-демократов, в своих программах выступили скрайне минимальным количеством предложений и намерений именно политическогохарактера. Очевидно, что тем самым они проявили свою лояльность к руководствустраны, доверив решать соответствующие вопросы ему.

Партии в своем большинстве фактическитакже распределили между собой разные сферы интересов. У «Ак жола» - эторазвитие экономики и поддержка частного бизнеса, «Ауыла» - развитие сельскогохозяйства и инфраструктуры сельских населенных пунктов, «Бiрлiка» - экология,КНПК – борьба с фаст-фудом, киноблокбастерами, тривиальной литературой идругими продуктами западной потребительской культуры. Определеннуюуниверсальность относительно дальнейшего развития Казахстана выдержали «НурОтан» и ОСДП. Хотя последняя сильно отстает от партии власти уровнеммасштабности предложенных мер и возможностей по их реализации.

4.Этап проведения голосования и подведения его итогов (20–21 марта 2016 г.). 

 

Согласно предварительным итогампарламентских выборов, которые были озвучены ЦИК РК 21 марта, при участии вголосовании 7 564 281 человек (77,1% от общего числа внесенных в спискиизбирателей) политические партии получили следующее количество голосов:

1) «Нур Отан» - 82,15 %;

2) ДПК «Ак жол» - 7,18%;

3) КНПК - 7,14%;

4) НДПП «Ауыл» - 2%;

5) ОСДП - 1,18%;

6) «Бірлік» - 0,29 %.

Таким образом, можно говорить о сохранениипо итогам прошедшей избирательной кампании прежнего статус-кво в МажилисеПарламента РК, представленного «Нур Отаном» как партией парламентскогобольшинства и его партнерами по парламентской работе в лице находящихся вменьшинстве «Ак жолом» и КНПК.

Очевидно, что на такой расклад повлиялосочетание определенного проявления традиционного для Казахстанаадминистративного воздействия на электоральные процессы и их результаты иотсутствие у значительной части населения республики запроса на проведениекаких-либо кардинальных изменений в системе государственной власти и на новыепартии, в которых многие казахстанцы не видят выразителей своих интересов.

Основным фактором очередной победы «НурОтана» является официальное положение этой партии. Причем речь здесь идет нетолько о роли главы государства как ее лидера, но и достаточно активной работысамой партии в межвыборный период, благодаря своему статусу и ресурсам.

В пользу «Ак жола» и КНПК свою роль,видимо, сыграли относительно хорошие показатели работы их депутатских фракций вбывшем созыве Мажилиса Парламента, а также достаточно активная агитационнаядеятельность на выборах.

Партии «Ауыл», несмотря на проведенный ребрендингдо выборов и предпринятых усилий во время избирательной кампании, все-таки нехватило времени проявить себя в своем новом качестве и привлечь вниманиепотенциальных избирателей. Поэтому она пока не смогла выйти за пределы своегообычного электорального рейтинга.

Против ОСДП сыграли низкий уровень ее активностив межвыборный период, неспособность выступить объединяющим ядром протестногоэлектората на фоне кризисных процессов в экономике и социальной сферы страны,снижение авторитета в оппозиционной среде после безуспешной попытки объединенияс «азатовцами» в ОСДП «Азат» и политическая непоследовательность в виде частыхколебаний представителей руководящего состава партии междусоциал-демократическими и национал-патриотическими ценностями и идеями.

Партии «Бірлік» с учетом довольно неоднозначныхособенностей ее деятельности до выборов изначально было уготовано пополнитьсобой круг «аутсайдеров» партийной среды Казахстана. Фактически она занялапозиции партии «Руханият», на основе которой и была образована в 2013 годупосле ее объединения с Демократической партией «Әділет».

В любом случае Мажилис Парламента РК 6-госозыва сохранил свой многопартийный и плюралистический формат, что должноположительно отразиться на результатах его предстоящей работы. Налицо также приверженностьзначительной части населения Казахстана стабильному развитию страны, чтообуславливает легитимность прошедших выборов и их результатов.

 

 

 

 

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение