О выборах в Казахстане в контексте международной повестки

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
По мере приближения дня голосования интерес к кампании со стороны наблюдателей и представителей экспертных сообществ не снижается, не только в Казахстане, но и в государствах-партнерах республики. Мнением о предпосылках проведения досрочных выборов в контексте международной повестки поделился директор Аналитического центра МГИМО Андрей КАЗАНЦЕВ.
О выборах в Казахстане в контексте международной повестки
                    Электоральная кампания в Казахстане близится к завершению  –  20 марта в республике состоятся выборы в Мажилис (нижнюю палату парламента) и маслихаты (местные законодательные органы). По мере приближения дня голосования интерес к кампании со стороны наблюдателей и представителей экспертных сообществ не снижается, не только в Казахстане, но и в государствах-партнерах республики. Мнением о предпосылках проведения досрочных выборов в контексте международной повестки поделился директор Аналитического центра МГИМО Андрей КАЗАНЦЕВ. - Экономический кризис, обусловленный падением цен на сырьевые ресурсы, тяжело сказался на национальной экономике Казахстана. Однако в современных условиях непростая экономическая ситуация, к сожалению, усугубляется очень серьезными геополитическими проблемами – ростом угрозы терроризма и  радикализации. Эти проблемы актуальны для всех стран постсоветского пространства. Их как-то надо решать.  В рамках демократической традиции есть один способ решения – получение правительством, руководством страны мандата на проведение позитивных реформ. Механизм проведения досрочных выборов очень широко используется в мировой практике для осуществления кризис-менеджмента, что мы и наблюдаем сейчас в Казахстане. В ходе выборов президент страны во взаимодействии с парламентом получит дополнительный мандат доверия народа для того, чтобы далее проводить глубокие институциональные реформы. Это общий момент, связанный с влиянием международной повестки дня на принятие решения о проведении выборов в досрочном режиме.  Но совершенно очевидно, что нынешние выборы должны привести и к обновлению политической элиты Казахстана. Казалось бы, сегодня никто не сомневается в победе политической партии «Нур Отан», хотя бы в силу очень высокого рейтинга президента республики, который эту партию олицетворяет.  IQ: О каком обновлении в этом случае может идти речь?    Но если проанализировать списки партии, то мы увидим: обновление грядет серьезное. И здесь мы подходим к двум интересным особенностям, которые связаны с нынешней политической ситуацией в Казахстане в ее взаимодействии с внешним миром. Мы нередко забываем, что установление стабильной демократии – это, прежде всего, установление высокой политической культуры, что требует наличия современных образованных элит. И Казахстан, на мой взгляд, является пионером в продвижении образованных, молодых, хорошо ориентирующихся в современном мире элит на всем постсоветском пространстве. Здесь я имею в виду президентскую программу «Болашак» – беспрецедентную практику и очень эффективно потраченные средства, для того, чтобы обновить качество политической элиты.  Замечу, номинальное обновление не несет в себе поколенческой ценности. Речь идет именно об обновлении элит людьми, которые имеют очень хорошее образование. И если с этих позиций оценивать перспективы политической системы Казахстана, они вдохновляют, поскольку создают реальные социальные лифты для продвижения талантливой, образованной молодежи.  Это, кстати, является очень хорошим рецептом против различного рода деструктивных явлений, таких, к примеру, как «арабская весна». Ведь одной из главных внутренних причин социального взрыва в ряде стран Ближнего Востока был поколенческий конфликт – огромная прослойка образованной молодежи, ресурс которой оказался невостребованным.  Та мудрая политика, которую проводит Казахстан, позволяет этой угрозы избежать. Потому что темпы продвижения людей, получивших хорошее образование, за рубежом, как в России, так и на Западе, а Казахстан не стесняется задействовать в этом смысле лучший мировой опыт, это чисто казахстанское «ноу-хау», очень эффективный способ кризис-менеджмента. Досрочные выборы логично укладываться в эту стратегию обновления, даже, повторюсь, с учетом отсутствия особой интриги в том, каким будет новый состав Мажилиса.    Второй важный момент – досрочные выборы это еще и идеальный способ сохранения межнационального мира и согласия в обществе, тех балансов, которые имеет Казахстан. Причем, нам иногда кажется, что межэтничская гармония – это некая данность, нечто само собой разумеющееся, особенно в контексте советского интернационализма, в котором у нас большой опыт.  Но это совсем не так. В этом вопросе все не так просто.    В нынешних условиях для Казахстана – это прежде всего эффект очень сбалансированной политики и внутри страны, и на внешнем треке. Известно, что республика достаточно успешно проводит уникальную многовекторную политику, которая позволяет сохранять как межнациональный баланс внутри страны, так и баланс интересов внешних игроков.  Нурсултан Назарбаев – общепризнанный авторитетный политик, который сумел наладить и поддерживает сбалансированные отношения со всем миром. Отмечая это, я всегда говорю: Казахстан – уникальная страна, у которой нет врагов. Это позволяет если не избежать, то автоматически минимизировать очень многие риски, которые имеют место на выборах в ряде других государств. Понятно, для того, чтобы произошла «цветная революция», помимо внутренних факторов, нужен еще и некий внешний фактор, который работал бы в пользу этого. В Казахстане нет внешних игроков, которые вели бы такого рода деятельность. И это большая заслуга проводимой руководством страны внешней политики, посредством которой превентивно разрешаются риски и создается такая атмосфера, в которой их нет и не может быть. При этом все строится так, что, например, для России Казахстан является наиболее надежным партнером в центрально-азиатском регионе.  С учетом растущих вызовов и угроз на евразийском пространстве, связанных с ближневосточным кризисом, с ситуацией в Афганистане и с нестабильностью в некоторых государствах Центральной Азии, расположенных к югу от Казахстана,  республика, с точки зрения интересов России, становится все более и более значимым «бастионом стабильности» на наших общих рубежах. В этом плане выборы в Казахстане можно рассматривать и как инструмент укрепления этого бастиона.  Еще один аспект необходимо отметить – Казахстан, кроме всего прочего, по очень многим параметрам является лидером в проведении рыночных реформ на пространстве Евразии.   Пример – создание международного финансового центра. Или привлечение иностранных инвестиций, где республика является выдающимся игроком.  Я не буду рассматривать подробно этот аспект, поскольку не экономист. Но с точки зрения международных отношений и безопасности проведение эффективных экономических реформ, способствующих экономическому росту – наилучшая альтернатива росту угроз экстремизма.  Прекрасно известно, что все революции, которые произошли на Ближнем Востоке, были связаны не только с тем, что я уже отметил – большим количеством молодежи, не имеющей перспектив. Еще одной их предпосылкой был тот экономический застой, который возник в ряде арабских государств  на фоне большого роста населения. Казахстан за счет экономической политики, которую он проводит, получил возможность этого застоя избежать. И это тоже уникальная ситуация, потому что типичной реакцией многих центрально-азиатских государств на рост угроз безопасности, терроризма и так далее, является закручивание гаек, что выражается в подрезании возможностей для инвесторов, для малого бизнеса: все закрутить, никого не пускать!  В Казахстане все совершенно наоборот. В тот момент, когда риски растут, там продолжают и даже интенсифицируют экономические реформы. Это, по сути, единственное правильное решение, поскольку многие проблемы связаны со сферой экономики. Грубо говоря, если у людей будут перспективы учебы, работы, перспективы нормальной жизни, ни в какое Исламское государство (ИГИЛ – запрещенная в России международная террористическая организация – ред.) они не пойдут. Последнее, что также особенно важно для России –  в условиях развития сирийского конфликта ряд стран региона, прежде всего Саудовская Аравия, Катар, и некоторые другие, начинают пропагандировать точку зрения о том, что, дескать, Россия поддерживает шиитов на Ближнем Востоке. Но на встречах президентов Назарбаева и Путина, казахстанская сторона неоднократно подчеркивала, что Казахстан, выстраивая союзнические отношения с Россией, доказывает обратное: у России очень хорошие отношения с сунитским исламским миром, поскольку и казахи, и большинство наших мусульман являются сунитами. И что вся эта проблематика ближневосточного сунитско-шиитского конфликта ни в коем случае не может переноситься на нас. Это не наши конфликты. К постсоветскому пространству они никакого отношения не имеют. В данном контексте выборы выступают еще и важным инструментом  поддержания межрелигиозной стабильности, межрелигиозного диалога, и диалога внутри исламского мира.    Ольга Казанцева  

Поделиться: