Кто раздувает угли 1916 года…?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Четвертый год шла Первая мировая, следуя законам, был издан Высочайший указ о мобилизации, ему подлежало все мужское население империи. Из-за необученности, неграмотности и плохого знания русского языка, киргизов велено было призвать только на тыловые работы.
Кто раздувает угли 1916 года…?
Кто раздувает угли 1916 года…, - Вести.uzКиргизы всей республикой готовятся отметить 100-летие Уркуна(Исхода) – кровавого бунта в тылу воющей страны. Местные националисты называют это геноцидом и требуют от современной России миллиарды в "порядке компенсации".Но вот какие факты приводит киргизский публицист Садырбек Чериков:- Четвертый год шла Первая мировая, следуя законам, был издан Высочайший указ о мобилизации, ему подлежало все мужское население империи. Из-за необученности, неграмотности и плохого знания русского языка, киргизов велено было призвать только на тыловые работы.Сегодня ряд киргизских ученых, публицистов, зараженных национализмом откровенно спекулируют на той трагедии. Но есть факты.Например, сохранились немало устных и письменных свидетельствах, официальных архивных данных царского периода, церковных документах, в которых отсутствует классовый и политизированный подход, события освещены с документальной точностью, беспристрастно и непосредственными участниками событий столетней давности.Церковные книги, как известно, велись тщательно, без отсебятины и ответственно, по православным законам и канонам верующих людей. Исходя из этого, приведем сохранившиеся в архивах записки священника Свято-Троицкого монастыря в Пржевальске Михаила Заозерного."Восстание киргиз в Пржевальском уезде началось 10 августа. Уцелели г. Пржевальск и селения Преображенское, и Теплоключенское. Сожжены и разграблены селения: Столыпино, Курское, Долинка, Гриогорьева, Семеновка, Сазановка, Каменка, Алексеевка, Фольбаумское, Михайловское, Бобриково, Отрадное, Лизогубовка, Сколовское, Валерианское, Графа-Палена, Горки, Высокое, Липенское, Богатырское, Иваницкое, Светля Поляна, Тарханы и Барскаун, Гоголевка, Кольцовка, Сухомлиново, Туткуй, Карабула и Титовка. … Убиты церковные старосты сел …. В Пржевальском узде по имеющимся у меня данным убито 1391 мужского пола и 431 женского пола, взято в плен 176 мужского пола и 937 женского пола (русских. – прим. автора). Невозможно описать страдания и мучения взятых в плен женщин. …. Разорен богатый и прекрасный уезд".Ниже описывается другая жуткая картина резни в воспоминаниях другого священника, отца Ираклия:"Не время было умирать, не готов был. Я побежал на колокольню, ищу, где спрятаться. Метался, метался, и полез под тес, под лист железа. Киргизы выбили двери, зашли в монастырь стали требовать драгоценности. Иконы побили, забрали церковную утварь – чаши, подносы, кресты. Потом во дворе началась казнь …. Смотрел, как монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги….Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят…".В приведенных цитатах намеренно опущены кровавые детали того, как восставшие зверствовали над женщинами и детьми.Это мы приводим для того, чтобы односторонне заинтересованные кыргызскоязычные СМИ, ученые и деятели перестали нагнетать общественное настроение против соотечественников-славян, ангажированно описывая и повторяя из года в год сцены жестокости русских в отношении восставших киргизов. При этом намеренно "опуская" тот факт, что ввод войск и карательная экспедиция были ответом на зверства погромщиков беззащитных селений.Зверств в той трагедии хватало с обеих сторон. На войне как на войне. Но кое-кто заинтересован использовать беду 1916 года в интересах, для чего подыгрывают националистическим чувствам и инстинктам киргизов.К примеру, задолго до нынешнего года, как по команде, появились разного рода общественные и гражданские объединения, медиа-ресурсы, в соцсетях сколачивались группы активистов откровенно антирусской и антироссийской националистически-подстрекательской направленности, содержание материалов и постов которых явно раскрывали явную направленность против России и членства Кыргызстана в братском Экономическом Союзе. В них события столетней давности целенаправленно преподносятся в одностороннем, антирусском и антироссийском ракурсе.В то же время в кыргызскоязычных СМИ имеются объективные сведения об истинных причинах, подлинных виновниках начала стихийного и жестокого народного восстания.К примеру, правительственное издание "Кыргыз туусу" пять лет назад опубликовало материал на основе рассказов живых свидетелей Уркуна, данных исторических произведений кыргызских писателей и просветителей, отдельных ученых и публицистов.Одно из таких свидетельств гласит о том, что когда был издан царский указ о призыве туземного населения на тыловые работы, сыновья известного предводителя северных кыргызов Шабдана, а также глава Кочкорской волости Канат ажы, предварительно дав согласие на набор для тыловых работ, затем устроили тайное совещание, где вместе с туземными волостными было решено никого никуда не отправлять, начать войну против русских.После чего и все началось…На фоне всеобщего антирусского психоза тщетными оказались усилия отдельных трезвомыслящих из числа туземных волостных управ.Таких, как авторитетный на восточном Прииссыккулье Кыдыр аке. Его слова на народном сходе о том, что кыргызы уже полвека как подданные белого царя, и будет губительным пойти против царских вооруженных сил, о том, что речь идет не об отправке на фронт, некоторые агрессивно настроенные представители местных кыргызских родов восприняли в штыки, поскольку у них были искаженные сведения о начале бунта в Чуйском регионе и западной части озера.Тем не менее, по данным той же "Кыргыз туусу", некоторым авторитетным личностям из кыргызов сдержать туземцев от губительного восстания удержать удалось.Это, к примеру, аксакал Иманбек, отец репрессированного в 1937 году партийного и государственного деятеля Эркинбека Эсенаманова. О чем вспоминает в своих мемуарах другой, выживший от репрессий 1937 года общественный деятель, известный в Кыргызстане просветитель Зияш Бектенов.Издание также сообщило и том, что призванные по царскому указу и отвезенные на тыловые работы на территорию нынешней Белоруссии 1000 человек из Таласского, 500 человек из Аксыйского региона живыми и невредимыми вернулись на родину. Среди них – Арстанаалы Осмонбеков, впоследствии герой гражданской войны и борьбы с басмачеством на юге Кыргызстана, командир добровольческого конного отряда Красной Армии.Хочу сказать, что освещение и анализ подобных болезненных для всех сторон исторических событий, как Уркун 1916 года, нельзя отдавать на откуп непрофессионалам, ментально и агрессивно настроенным деятелям и организациям, тем, кто явно подыгрывает посторонним геополитическим игрокам-неучастникам той трагической драмы.Честный, беспристрастный и трезвый анализ на основе подлинных документов и живых, не ангажированных воспоминаний непосредственных участников трагедии двух наших народов без вмешательства третьих сторон – вот главные условия и значение оценки трагедии вековой давности. Источник - vesti.uz

Поделиться: