А.Ревский: Накануне парламентских выборов Казахстан остается верным проводником евразийской интеграции. Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как зачинатель и верный проводник евразийской интеграции, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев твердо стоит на своих позициях и постоянно подчеркивает, что совместная история должна помочь всем народам Евразии лучше понять корни нашего единства.Видимо поэтому глубокое видение перспектив развития Евразии, стремление к тому, чтобы древняя казахская земля стала домом для органичного сосуществования цивилизаций Востока и Запада, Азии и Европы, на долгие годы определило евразийский характер внешней политики Казахстана. Наверное, можно сказать, что в определенном смысле это – историческая миссия Казахстана в новом столетии.
А.Ревский: Накануне парламентских выборов Казахстан остается верным проводником евразийской интеграции. Ч.2
Что дает нам Союз?   Здесь, прежде всего, надо сказать, что созданиеЕАЭС вывело евразийский интеграционный проект на качественно новый уровень,открыло широкие перспективы для экономического развития, создало дополнительныеконкурентные преимущества на глобальной арене.К примеру, в 2010-2014 годах ТС продемонстрировалдостаточно хорошие темпы экономического роста – выше, чем некоторые нашиторговые партнеры из развитых стран. Притом что это происходило на фонеухудшения мировой конъюнктуры и продолжения глубокого кризиса, особенно вЕврозоне. Создание ЕАЭС способствовало также улучшению общейэкономической ситуации и обеспечению более комфортных условий ведения бизнеса.За 2009-2014 годы оборот взаимной торговли между государствами-членами ТС и ЕЭПвырос более чем в полтора раза с 36,4 млрд. долл. до 57,4 млрд. долл.Наибольший темп роста товарооборота был отмечен в 2010 году (в первый годфункционирования ТС) и составил 134%.Доля государств-членов ЕАЭС в мировой экономике (ВВПпо паритету покупательной способности) выросла с 2,6% в 2010 году до 3,9% в2014 году. При этом Россия, Казахстан и Беларусь вместе составляли лишь 2,4%населения Земли. За период 2010-2014 годов прирост ВВП государств-членов ЕАЭСсоставил 16,5%. (6,3% в ЕС и 11,6% в США). Суммарный объем внешней торговли товарамигосударств-членов ЕАЭС с третьими странами за январь-июль 2015 года составил343,7 млрд. долл., в том числе экспорт товаров – 229 млрд. долл., импорт –114,7 млрд. долл.Следует отметить еще одну очень важную тенденцию.Постепенно складываются условия, когда инвестор, приходя на территорию одногоиз наших государств, понимает, что перед ним открывается рынок пяти государств.Ранее, когда инвестиции делались в экономику Беларуси или Казахстана, инвесторрассчитывал на рынок лишь одного конкретного государства, на 9-15 млн. человек.Совсем другое дело сейчас, когда размер рынка превысил 175 млн. человек (170млн. + 2 млн. Крым + 3 млн. Армения).В продвижении к этому продолжаетсякропотливая работа по совершенствованию норм функционирова­ния единого рынкатоваров и созданию условий для функционирования единых рынков услуг, капитала ирабочей силы.Очень важным фактором углубленияинтеграционного взаимодействия в рамках ЕАЭС, расширения торгово-экономическихсвязей между его участниками является развитие инвестиционного сотрудничества. Следуетотметить, что работа, проводимая государствами ЕАЭС, позволяет создаватьперспективные совместные предприятия. В ближайшем будущем, например, планируетсяреализовать трехсторонний российско-белорусско-казахстанский проект по созданиюединой транспортно-логистической компании, в которой будут участвоватькрупнейшие железнодорожные перевозчики трех стран. Проект должен статьконкурентоспособным не только на внутреннем, но и на международном уровне, атакже принести доходы инфраструктурным объектам, логистическим и транспортнымкомпаниям стран-участниц.Еще одним плюсом евразийской интеграциидля бизнеса является возможность выбора для своей деятельности той страны, гдепроще условия для ведения предпринимательской деятельности, где меньшеадминистративных барьеров, где национальная юрисдикция более привлекательна.В частности, одним из важнейших факторовинвестиционной привлекательности юрисдикций является уровень налоговой нагрузкина компании и граждан. Уже сегодня в Казахстане инвестор может получить т.н. натурныйгрант в размере до 30% от объема инвестиций в фиксированные активы. Это могутбыть переданные инвестору земельные участки, здания, сооружения, машины иоборудование. Налоговые льготы для приоритетных инвестиционных проектов такжечрезвычайно заманчивы: корпоративный подоходный налог – 0% на 10 лет; земельныйналог – 0% на 10 лет; имущественный налог – 0% на 8 лет; инвестиционныесубсидии – до 30% на строительно-монтажные работы и приобретение оборудованияпосле ввода в эксплуатацию. В связи с этим в последнее время наблюдаетсяувеличение числа российских компаний, регистрирующихся на территорииКазахстана.В связи с присоединением к ЕАЭС новых членов 21 мая2015 года в Астане на площадке VIII Астанинского экономического форума былоподписано Соглашение о создании Делового совета ЕАЭС. Созданный Деловой советЕАЭС заменил собой площадку Бизнес-диалога трех государств на объединениекрупнейших национальных бизнес-ассоциаций пяти государств.В государствах-членах ЕАЭС улучшается бизнес-климат.Еще в 2014 году рейтинг условий ведения бизнеса «Doing business»,рассчитываемый группой Всемирного банка, был повышен для всех трех государств,входивших тогда в ТС и ЕЭП. Суммарно Беларусь, Казахстан и Россия поднялись на37 позиций за период с 2010 по 2014 год. В 2015 году Беларусь оказалась на 57-йпозиции, Россия – на 62-й, Казахстан – 77-ой, Кыргызстан – 102-й. Что жекасается Армении, то она занимает 45-ю позицию, опередив такие страны, какТурция, Италия, Люксембург, Греция и Кипр.По прогнозам экспертов, интеграционный эффект отучастия в ЕАЭС может принести каждому из государств-членов ЕАЭС до 20% приростаВВП. В сумме это составит около 700 млрд. долл. Это, несомненно, говорит об экономическойцелесообразности евразийской интеграции и свидетельствует о том, чтотоварооборот в рамках нашего объединения находится на довольно стабильнойоснове, несмотря на нестабильную мировую экономическую конъюнктуру.В принципе интеграция сама по себе, в особенностиэкономическая, – процесс нелегкий. Так уж сложилось, что этап становления ЕАЭСпришелся на период заметного ухудшения макроэкономической ситуации, войнысанкций, снижения цен на нефть, «парада» девальваций национальных валютстран-участниц Союза. Однако исторический опыт со всей наглядностьюсвидетельствует, что такие негативные препоны для интеграции рано или поздноуйдут. Можно их воспринимать как своего рода «жесткое испытание» дляевразийской интеграции. И первые итоги функционирования ЕАЭС вселяют надежду нато, что данное объединение с достоинством пройдет эти испытания. И, в конечномсчете, усилия стран-партнеров по ЕАЭС не будут напрасными, все они получат отсвоего членства в этом объединении гораздо больше плюсов, нежели минусов. Несколько слов о перспективах С точки зрения перспектив развития ЕАЭС можно отметитьдва основных момента. С одной стороны, дальнейшее поступательное развитие ЕАЭС позволитего государствам-членам эффективно вписаться в современную глобальнуюэкономику, снизить экономические риски и воспользоваться преимуществамимеждународной системы торговли.С другой стороны, на фоне время от времени случающейсяэкономической нестабильности на глобальном рынке экономическая интеграция врамках ЕАЭС станет для его стран-членов важнейшим фактором роста. Совместноеформулирование и отстаивание интересов государств-участников Таможенного союзана глобальной арене даст шанс сообща стать важным «полюсом» формирующегосянового мира.Помимо этого, здесь есть еще один не менее важныймомент. Дело в том, что Евразийский интеграционный проект – это союз равных. Какуже говорилось, вступление в ЕАЭС открывает для стран рынок с населением более 175млн. человек, со свободным передвижением товаров, услуг, капитала и рабочейсилы. Отмена пошлин и снятие бюрократических барьеров позволяет значительноактивизировать взаимную торговлю государств с членами ЕАЭС и повысить уровеньдвустороннего сотрудничества с партнерами по интеграционному блоку, создаватьблагоприятные условия для увеличения потоков прямых иностранных инвестиций.ЕАЭС открыт для присоединения и других государств. Выстраиваетсядиалог с рядом стран и международными организациями в части создания зонсвободной торговли. В соответствии с современными глобальными практиками в этихформатах обсуждается не только таможенно-тарифная тематика, но и гармонизацияправоприменительной практики, правил технического регулирования, санитарного ифитосанитарного контроля, доступа к инфраструктурным, строительным, технологическимпроектам.Расширяется взаимодействие и с международнымиорганизациями – с Общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР), с Ассоциациейгосударств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), с ЮНКТАД и т.д.В настоящее время насчитывается более 30 государств иинтеграционных объединений, заинтересованных в создании с ЕАЭС зон свободнойторговли. Деятельность ЕАЭС высказывает интерес страны Латинской Америки,Западной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Ведь Евразийский экономическийсоюз – это еще и экономическая связка между европейскими рынками и динамичноразвивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом.К примеру, государства-члены Союза имеют прочные и устоявшиесяторгово-экономические связи с Китаем. ЕАЭС рассматривает КНР в качестве одногоиз своих стратегических торгово-экономических партнеров вАзиатско-тихоокеанском регионе. Поскольку руководство государств-членовЕАЭС и руководство КНР пришли к единому мнению о необходимости развития иуглубления торгово-экономических отношений, 8 мая 2015 года было принятоРешение Высшего совета ЕЭК №15 о начале переговоров с КНР по заключениюсоглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Одной из предпосылок к началу данного переговорногопроцесса послужила выдвинутая китайской стороной инициатива по реализации проекта«Экономический пояс Шелкового пути». Будучи с визитом в Казахстане в сентябре2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин, заявил о стратегической концепциисоздания Экономического пояса Шелкового пути, которая предполагает созданиеторгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготныхусловиях, а также экономическое развитие регионов, расположенных наисторическом маршруте Великого Шелкового пути. Сопряжение проектов ЕАЭС и«Шелкового пути» означает выход на новый уровень партнерства и, по сути,подразумевает общее экономическое пространство на континенте.В этой связи недавно Президент Казахстана в качествеПредседателя Высшего Евразийского экономического совета обратился к главамстран-членов ЕАЭС с новой инициативой. Нурсултан Назарбаев предложил объявить2016 год годом углубления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами иосновными интеграционными объединениями. В частности, он подчеркнул, что 2016год должен положить начало практической работе по формированию в будущем зонысвободной торговли государств ЕАЭС и ШОС. По мнению экспертов, такая инициатива лидераКазахстана по углублению евразийской интеграции выгодна всем заинтересованнымсторонам. Прежде всего, и это логично, интеграция ЕАЭС и ШОС привлекательна сэкономической точки зрения. Сейчас общий торговый оборот между ШОС и ЕАЭСсоставляет менее 150 млрд. долл. в год, тогда как потенциально он можетсоставить свыше 600 млрд. долл. То есть прогнозный потенциал роста в 4 раза.Вполне понятно, что возможное расширение «зонывлияния» ЕАЭС не ограничивается только лишь Китаем. Есть обширная территория,простирающаяся дальше КНР на юго-восток, на юг и юго-запад в сторону исламскогои арабского мира. В более далекой перспективе можно рассматривать и западноенаправление.В то же время, надоотметить, что путь к обретению такой новой евразийской общности будет нелегким.Евразийская интеграция будет прочной и устойчивой только при условиибаланса интересов всех евразийских народов, равной ответственности заэкономическое, социальное, культурное развитие. Процесс трансформации в интеграционные объединения исключительносложен, поскольку затрагивает практически все стороны жизни людей. И вместе стем этому процессу нет альтернативы. Как зачинатель и верный проводник евразийскойинтеграции, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаевтвердо стоит на своих позициях и постоянно подчеркивает, что совместная историядолжна помочь всем народам Евразии лучше понять корни нашего единства.Видимо поэтому глубокое видение перспектив развитияЕвразии, стремление к тому, чтобы древняя казахская земля стала домом дляорганичного сосуществования цивилизаций Востока и Запада, Азии и Европы, надолгие годы определило евразийский характер внешней политики Казахстана. Наверное,можно сказать, что в определенном смысле это – историческая миссия Казахстана вновом столетии.

Поделиться: