Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А.Ревский: Накануне парламентских выборов Казахстан остается верным проводником евразийской интеграции. Ч.1

12.03.2016

Автор:

Теги:

Накануне парламентских выборов Казахстан остается вернымпроводником евразийской интеграции  

 

В России с большим вниманием наблюдают запроведением досрочных парламентских выборов в Казахстане. Это можно объяснить заинтересованностью Москвы встабильном развитии политических процессов у стратегического партнера,отношения с которым отличаются прочностью контактов на самом высоком уровне имногоплановым сотрудничеством.

Казахстани Россию связывают тесные исторические и культурно-гуманитарные связи, которыеслужат прочной основой для геополитического и экономического взаимодействия.

ВРоссии высоко ценят вклад Казахстана в развитие интеграционных процессов наЕвразийском пространстве. Не секрет, что республика является идеологом илокомотивом евразийской интеграции. Символично, что именно в стенах МГУ им.М.В.Ломоносова в 1994 году Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым былапредложена идея по созданию Евразийского союза.

Спустя20 лет удалось воплотить в жизнь эту инициативу, на практике запустивевразийскую экономическую интеграцию. Сегодня Астана и Москва координируют своюдеятельность на таких региональных и глобальных площадках как Евразийскийэкономический союз.

 

Дальновидность лидера Казахстаназаключается в том, что еще в начале 1990-х годов он как будто бы предрек стремительное нарастание нарубеже XX и XXI столетий процесса глобализации – принципиальнонового тогда явления мировой истории.

Сегодня мы являемся свидетелями того, какусиление торгово-экономических связей государств и роста объемов трансграничнойи внутренней торговли, а также транзитных грузопотоков влияют на ситуацию вмире, и на евразийский регион в частности. Подобные процессы сопровождаютсяусилением международной и региональной экономической интеграции.

Мэйнстримом развития мировой экономикивот уже несколько десятилетий стали глобализация и интеграция. Причем это не просто умножение иусложнение межгосударственных и международных экономических связей, которыеразвиваются не одну тысячу лет. Это качественный, революционный скачок фор­мированияединого планетарного сообщества, на уровень которого переносится решениеглобальных проблем, определяющих судьбу человечества, будущее каждогогосударства и народа.

Процессы глобализации являются закономернымэтапом динамики общества, т.к. они объективно обусловлены, их невозможноповернуть вспять. Они находят выражение во всех сторонах жизни планетарногосообщества как единой, целостной системы.

Имея объективные основы и открывая новыевозможности для мирового сообщества, глобализация в то же время рождает острыепроблемы и противоречия. Об этом Президент Казахстана Нурсултан Назарбаевговорил еще в сентябре 2000 года всвоем выступлении на саммите тысячелетия ООН. Он совершенно ясно говорил, что решение взаимосвязанныхдемографических и экологических проблем невозможно в рамках национальныхгосударств или их региональных объединений. Это общепланетарные проблемы,требующие глобального подхода, объединения усилий всего человечества. Радикальныеперемены произошли в геополитическомпространстве.На смену противостоянию двух мировых систем пришло взаимодействие локальныхцивилизаций формирующегося четвертого поколения.

Поэтому не случайно, что глобализация находит своевыражение в усилении и ускорении процессов интеграции. Эти процессы находятся в центре внимания Казахстана и его лидер еще всередине 1990-х годов в своей книге «Евразийскийсоюз: идеи, практика, перспективы» писал: «Уверен: вариантов не существует – толькоглобальная интеграция, в первую очередь на евразийском пространстве. Этоотвечает интересам всех наших народов и стран. Это единственный путь защиты отокончательного развала и единственная гарантия от возможных геополитическихкатастроф и социально-политических катаклизмов. Весь мир сегодня стремится кинтеграции, к объедине­нию усилий, к разумному регулированию отношений. Переднами опыт Европейского сообщества, Лиги арабских государств, Австралийскогосоюза, объединений южноамериканских стран и стран Тихоокеанского региона,многих других сообществ. Все они развиваются и укрепляют свои отношения, всевремя ищут и находят взаимоприемлемые решения и от этого только выигрывают вмировом сообществе, на мировом рынке. Мы должны извлечь уроки из их истории ипрактики, понять наконец, что вхождение какой-либо страны в мировое сообществосегодня невозможно в одиночку».

Сегодня формулой прогресса современногогеополитического пространства является интеграция государств на основевзаимоуважения и равноправия, с сохранением политической независимости исложившегося культурного своеобразия суверенных государств в противовескризисным явлениям и хаосу.

В этом смысле интеграционные инициативы Казахстанавыглядят еще более привлекательными, т.к. даже в условиях кризиса Астана непросто не отказывается от экономических реформ, но, скажем больше, всяческифорсирует их. Казахстан как бы подтверждает истину, что кризис способенподталкивать экономические реформы. Главное вовремя принять правильные решения.

В этих целях с 1 января 2016года в Казахстане взят курс на модернизацию экономики – начался практическийэтап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5институциональных реформ». Впроцессе таких масштабных экономических реформ проведение досрочныхпарламентских выборов в стране является одним из важных их этапов. Онинекоторым образом создают необходимую политическую и институциональную подпоркудля этих реформ.

Очевидно, что нынешние экономические трудностиявляются временными, и за периодом спада обязательно наступит подъем. Этообъективная логика мирового экономического процесса. Главное не опускать руки иидти вперед. В этом смысле проведение досрочных парламентских выборов вКазахстане призвано сохранить единство страны в период сложных экономических игеополитических вызовов.

Вдобавок к этому данныепарламентские выборы являются важным элементом сохранения в странесоциально-политической стабильности и гражданского мира. Это обусловлено тем,что мандат народного доверия призван укрепить внутриполитическую стабильность ипринять новый пакет законов для проведения дальнейших социально-экономическихреформ и повышение качества управления государством.

Сохранение стабильности вКазахстане приобретает огромное значение и с точки зрения региональнойбезопасности. Нельзя забывать, что Астана, как и Москва, является якоремрегиональной стабильности. Казахстан и России являются одними из основателейОрганизации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайскойорганизации сотрудничества (ШОС).

ПрезидентНазарбаев неоднократно отмечал, что последствия распространения на евразийскомпространстве экстремизма и терроризма в одинаковой степени опасны для всехстран. Те, кто сегодня недооценивает эту истину, делают большую ошибку.Процессы глобализации одинаково катализируют как положительные, так иотрицательные процессы, происходящие в отдельных регионах и странах. Всовместных действиях в равной степени заинтересованы все наши государства.Причем успех в противодействии терроризму и экстремизму во многом будетобусловлен тем, насколько скоординированными станут наши действия. Инымисловами, проблемы безопасности в ряду стимулов интеграционных процессов выходятна первый план.

РольКазахстана и его лидера в содействии поддержанию глобальной стабильности ирегиональной безопасности обуславливает столь пристальное внимание в России квнеочередным парламентским выборам в этой стране.

Принимаяво внимание все вышеуказанные социально-экономические, геоэкономические игеополитические обстоятельства, Казахстанвсегда выступал сторонником углубления взаимодействия между евразийскимистранами на основе концепции разноуровневой и разноскоростной интеграции.

Ярким примером тому является Евразийский экономическийсоюз (ЕАЭС), имеющий на сегодня рынок с населением более 170 млн. человек итерриторию более 20 млн. квадратных километров. Как и любое межгосударственноеобразование, создание ЕАЭС имеет свою интересную предысторию.

 

Как это начиналось

 

Если быть исторически корректным, то, как мы ужеговорили, история создания ЕАЭС началась 29 марта 1994 года, когда ПрезидентКазахстана Нурсултан Назарбаев, выступаяс лекцией в Московском государственном университете им. Ломоносова впервыевыдвинул идею формирования Евразийского союза.

Идея состояла в том, чтобы, наряду с дальнейшимсовершенствованием Содружества Независимых Государств, сформировать новуюинтеграционную структуру – Евразийский Союз. Его целью стало бы формированиесогласованной экономической политики и принятие совместных программстратегического развития. Евразийский Союз государств, наиболее подготовленныхк углублению сотрудничества, должен был, в отличие от Содружества, иметь болеечеткую и развернутую институциональную структуру и обладать достаточным объемомрегулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, а также в политической,оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах.

Однако с момента распада Советского Союза не прошлоеще и трех лет, и новые государства были охвачены эйфорией «парадасуверенитетов». Евразийская инициатива прозвучала на самом пике дезинтеграции. Видимопоэтому данный «Евразийский проект» дальнейшей поддержки не получил.

Второй блок идей был озвучен Нурсултаном Назарбаевым в1998 году в виде программы «10 шагов навстречу простым людям», которая потомбыла принята межгосударственным советом Казахстана, России, Кыргызстана,Беларуси. В этой программе предлагалось выполнять ряд шагов: введениеупрощенного порядка принятия гражданства, обеспечение гражданам свободного иравного права пересечения границ четырех государств, пограничного, таможенногои иных видов контроля и др.

Исходя из этого, можно сказать, что в 1994 и 1998 годахзакладывалась будущая конфигурация интеграционного объединения.

Намерение перейти к более тесному сотрудничеству наоснове унификации нормативной базы и согласования процессов структурнойперестройки экономик привело к созданию в 2000 году новой интеграционнойструктуры – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

В августе 2006 года в авангард работы по формированиюТаможенного союза и Единого экономического пространства ушла «тройка» –Беларусь, Казахстан и Россия. И уже через год, в октябре 2007-го был подписанДоговор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенногосоюза.

В ускорении интеграционных процессов свою немалую рольсыграл мировой финансово-экономический кризис 2008 года. Он заставилгосударства искать новые форматы сотрудничества для устойчивого экономическогороста и новые модели минимизации экономических рисков.

С 1 января 2010 года стартовал Таможенный союзБеларуси, Казахстана и России (ТС). Уже полтора года спустя, с 1 июля 2011года, ТС заработал в полноформатном режиме – таможенные территории «тройки»были объединены в единую таможенную территорию, где применяются нормы единогоТаможенного кодекса, действует Единый таможенный тариф, единая системавнешнеторгового и таможенного регулирования, единое правовое поле в областитехнического регулирования.

С 1 января 2012 года начался следующий этап –формирование Единого экономического пространства (ЕЭП). Был создан единый рынокв 170 млн. потребителей с унифицированным законодательством, свободнымпередвижением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В основе ЕЭП лежатсогласованные действия в ключевых областях регулирования экономики: вмакроэкономике, в сфере конкуренции, в области промышленных исельскохозяйственных субсидий, транспорта, энергетики, тарифов естественныхмонополий.

В 2012-2014 годах была проделана колоссальная работапо подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе. В разработке проектаДоговора совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) приняли участиеболее 700 экспертов различного профиля от органов исполнительной властигосударств-членов ТС и ЕЭП.

Об уровне подготовки данного документа свидетельствуеттот факт, что только президенты рассматривали проект Договора 8 раз назаседаниях Высшего Евразийского экономического совета. Дискуссия шла непросто,и это объяснимо – никогда прежде нашим государствам не приходилосьдоговариваться по такому огромному объему вопросов, затрагивающих самыеразличные отрасли экономики.

На этой основе был создан Евразийский экономическийсоюз – самый амбициозный и вместе с тем наиболее реалистичный, опирающийся начетко просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды интеграционныйпроект в современной Евразии.

29 мая 2014 года в сердце Евразии, городе Астане,президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о Евразийскомэкономическом союзе. Благодаря усилиям парламентариев трех стран этот Договоруспешно прошел процедуру ратификации в национальных законодательных органах.

Договор о Союзе вступил в силу, как и планировалось, 1 января 2015 года. В2015 году к ЕАЭС присоединились Армения и Кыргызстан. В 2016 году Казахстан приступилк своему председательствованию в этой организации.

К 2025 году государства-члены ЕАЭС после завершениягармонизации своего законодательства в сфере финансового рынка примут решение осоздании наднационального органа по регулированию финансового рынка. Ужерешено, что его штаб-квартира будет находиться в г. Алматы, которую иногданеформально называют «финансовым центром Казахстана».

Конечно же, в развитии ЕАЭС немало проблем итрудностей, которые обусловлены различными причинами. К ним, например,относятся сохраняющиеся и даже усиливающиеся различия между странами-партнерамив уровнях экономического развития, в структурах экономики, в обеспеченностиприродными ресурсами, в степени зависимости от внешних связей, в избранныхмоделях рыночной трансформации. Но время показывает, что все эти вопросырешаемы. Важно, что государства-члены ЕАЭС могут получить от этого объединения.

Прродолжение следует 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение