Виталий Журавлёв: О религиозной ситуации в Белоруссии.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Празднества 1020-летия крещения Руси дают основание проанализировать как складывается религиозная ситуация на постсоветском пространстве, значительная часть которого, за исключением Армении и Грузии, относится к канонической территории Русской Православной Церкви. Вопрос этот напрямую касается не только клириков и прихожан РПЦ, но, также, всех граждан и политиков России и государств постсоветского пространства.
Виталий Журавлёв: О религиозной ситуации в Белоруссии.

Празднества 1020-летия крещения Руси дают основание проанализировать как складывается религиозная ситуация на постсоветском пространстве, значительная часть которого, за исключением Армении и Грузии, относится к канонической территории Русской Православной Церкви. Вопрос этот напрямую касается не только клириков и прихожан РПЦ, но, также, всех граждан и политиков России и государств постсоветского пространства.

Вопрос этот принципиален как вследствие православного ренессанса, роста количества воцерковлённого населения на территории России, Белоруссии, Украины, Молдовы и других республик с наличием православного населения, так и вследствие важности сохранения интеграционной идентичности в лице Православия.

Как подчёркивалось в выступлениях российских президентов Владимира Путина и Дмитрия Медведева, Россия - одна из немногих стран, осуществляющих суверенную внешнюю политику и, в первую очередь, на постсоветском пространстве.

Как известно, система культурных символов определяет ценностные установки, мотивацию поведения людей, их образ жизни, а значит, в конечном счёте, и историческую судьбу народов и государств.

В концептуальном плане для России это находит своё отражение в идее Русского мира. Русский мир обладает своими культурными кодами, которыми обозначается система культурных символов, в таких сферах как: религия, традиции, язык, обычаи, национальные особенности психического склада, представления о добре и зле, отношение к собственной истории и т.д.

Особенно необходимо подчеркнуть роль Русской Православной Церкви в сохранении единства Русского мира. Речь не идёт о том, что Русский мир должен состоять исключительно из глубоко воцерковлённых в Православной вере людей. Речь идёт о том, что Русский мир как цивилизация исторически сформировался на духовно-нравственных основах Русской Православной Церкви.

В настоящее время количество епархий Русской Православной Церкви - 136, в том числе в России - 68, на Украине - 36, в Белоруссии - 11, Молдавии - 6, Казахстане - 3, Прибалтике - 3, Средней Азии - 1, имеется также Бакинско-Прикаспийская епархия.

Из приведённой статистики видно, что половина епархий РПЦ находится за пределами Российской Федерации, то есть в ближнем зарубежье. Это делает РПЦ влиятельной интегрирующей духовной силой на постсоветском пространстве, но в тоже время создаёт дополнительную специфику в деятельности за рубежом, в целом в функционировании институтов РПЦ.

Необходимо учитывать, что если на части этой территории (России, Белоруссии, Украине, Молдавии) православие по факту в силу традиционной распространённости является господствующей религией, то на значительной части её территории, например, в Средней Азии, на Кавказе и в Прибалтике, а так же в странах дальнего зарубежья, православные составляют меньшинство.

Как реально развивается религиозная ситуация в самой близкой союзнице России - Белоруссии?

Обратимся к фактам. В настоящее время в Белоруссии насчитывается 2 825 религиозных общин 26 направлений, в том числе 1 265 православных общин, 432 католических, 268 общин евангельских христиан-баптистов, 492 - христиан веры евангельской.

По словам белорусских чиновников и оценкам экспертов, верующими в республике себя считают около 50 % населения.

Среди верующих к православным себя относят 80 %, к католикам - 14 %, к протестантам - 2 %. Это соотношение не является случайным, а имеет глубокую историческую подоплёку.

В 992 г. была учреждена Полоцкая епархия, что считается началом устроения Православной Церкви в белорусских землях. Во многом способствовали распространению Православия жизнь и деятельность Полоцкой княжны-игумении Евфросинии, которая считается небесной покровительницей Белой Руси.

В ХIII веке многие западнорусские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, в котором большинство населения и государственный язык были русскими, а политическую верхушку составляли балты.

В 1385 - 1387 гг. Польшей и ВКЛ заключается Кревская Уния, по которой великий князь литовский Ягайло принимает католичество и становится польским королем.

Конец XIV - начало XV века ознаменовались укреплением позиций католичества при стеснении православной шляхты (дворянства) в правах.

В тоже время в целом в течении XY- XVI вв. православному дворянству и населению литовского государства в результате борьбы удавалось отстаивать свои интересы и добиваться равноправия с католиками.

Так, в 1434 г. была принята Троцкая привилегия, в которой православная шляхта в Литве в основном уравнивалась в правах с католической. В 1563 г., в период активных действий войск московского царя Ивана Грозного, католическая и православная шляхта были уравнены в правах Виленской привилегией, подписанной королем Сигизмундом II.

Таким образом, Православная церковь оставалась наиболее многочисленной религией в Великом княжестве Литовском до конца XVI века.

В первой половине XVI в., в период распространения реформации в Западной Европе, на белорусских землях появился протестантизм в форме кальвинизма, лютеранства, арианства, которые получили заметное распространение среди всех слоев белорусского общества.

В 1569 г. была заключена Лю́блинская у́ния - соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство - Речь Посполита.

В условиях активной церковной борьбы протестантов и католиков на Брестском соборе 1596 г. была заключена Брестская уния - форма присоединения православных к католичеству, при сохранении восточной обрядности.

После заключения Брестской церковной унии на Беларуси при поддержке польских властей началось распространение греко-католичества.

Следует отметить, что протестантизм не прижился в ту эпоху на территории Речи Посполита, будучи вытесненным активной политикой католического ордена иезуитов.

В течение XYII-XVIII вв. происходит процесс культурной полонизации Литвы и Белоруссии, переходом большинства населения в унию, а большей части магнатов и шляхты - в католичество.

По трем разделам Польши (1772, 1793, 1795 гг.) большая часть Белоруссии входит в состав Российской Империи (запад Гродненщины до 1807 г. входил в состав Пруссии). Титул Великого Князя Литовского включается в полный титул Императора Всероссийского.

Первое время царское правительство особенно не вмешивалось в административные, культурные и религиозные дела Польши. Так, иезуитский католический орден во времена Екатерины II продолжал контролировать систему образования на территории Польши, Литвы и Белоруссии.

Однако после подавления польского восстания 1830 - 1831 гг. начинается политика нейтрализации польского влияния в Белоруссии, в том числе последовали и антиуниатские действия. В частности, полоцкий акт 1839 г., ликвидировал унию в Белорусской епархии, в 1875 г. ликвидирована уния на Холмщине и в губерниях Царства Польского

В 1921 г. Западная Белоруссия вошла в состав Польши.

30 декабря 1922 г. Белорусская ССР входит в состав СССР. К этому времени в составе БССР осталась только часть минской губернии.

В 1924 и 1926 гг. к БССР был присоединен ряд регионов, ранее входивших в состав РСФСР.

Положение Православной Церкви в Белоруссии было крайне тяжелым. В Восточной Белоруссии к 1939 г. не осталось ни одного действующего храма.

На Западной Белоруссии польские власти и ксендзы проводили враждебную по отношению к православным политику, хотя до полного запрета православия дело не доходило.

Многочисленные идеологические и политические эксперименты на белорусской земле привели к тому, что в советский период Белоруссия считалась самой атеистической советской республикой. Ситуация стала меняться с наступлением «перестройки», ознаменовавшейся, в том числе, и церковным возрождением.

16 октября 1989 г. Преосвященный Филарет - митрополит Минский и Белорусский, назначен Экзархом Белоруссии.

Экзарх Белоруссии носит титул «Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси».

В 1994 г. в Белоруссии был принят Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях", который открыл широкие возможности для религиозной деятельности.

Наряду с исторически преобладающими Православной (около 80% верующих) и Римско-католической церквями, со второй половины 90 гг. XX в. в Белоруссии активно стал распространяться протестантизм. Эксперты отмечали тогда, что протестантские общины растут как грибы, динамика и темпы их роста просто поражают: только за 1999 г. а республике зарегистрировано 115 новых общин приверженцев протестантских верований различного толка (всего 865). Из 12 разновидностей протестантских религиозных организаций, наиболее влиятельными стали Христиане веры евангельской (пятидесятники) и Евангельские христиане-баптисты. Особенно эффективные протестантские организации возникли в Минской и Брестской областях.

В 2002 году был принят закон "О внесении изменений и дополнений в закон республики "О свободе совести и религиозных организациях"

В преамбуле новой редакции закона "О свободе совести и религиозных организациях" особенно выделено православие, а также католицизм, лютеранство, ислам и иудаизм.

В июне 2003 г. Патриаршим Экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Слуцким Филаретом и премьер-министром республики Г. Новицким состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Православной церковью и правительством Республики Беларусь.

Соглашением определены приоритетные направления церковно-государственного сотрудничества: общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды.

По заявлению митрополита Филарета основой для сотрудничества между государством и православной церковью в Белоруссии является признание за Церковью исторической, культурной роли в прошлом, настоящем и будущем, а также того, что государство является "гарантом сохранения духовных и культурных традиций белорусского народа".

В свою очередь, отношение Церкви к государству базируется на принципе уважения к нему как социальному институту, призванному обеспечивать порядок.

7 января 2008 г. в день Рождества во время посещения минского православного Свято-Духова кафедрального собора, президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил, что «Церковь давно выступила у нас главным идеологом страны, и мы в будущем будем опираться на помощь православной церкви, на помощь всех добрых конфессий, и католиков, и других, которые живут в нашей стране и готовы идти вместе, создавая и защищая наш добрый и уютный дом".

Таким образом, через 10 с лишним веков Белая Русь продолжает хранить верность православной традиции и относить себя к восточно-христианской цивилизации, являясь естественным западным союзником России.

Поделиться: