Эдуард ПОЛЕТАЕВ: «Оппоненты «Нур Отан» заранее посыпали голову пеплом»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Все-таки политтехнологов у нас в стране мало, да и сама особенность предвыборных кампаний, политическая культура избирателей не предполагают излишне креативных вещей, как это было, например, на прошлогодних выборах на Украине. Электоральные процедуры воспринимаются, как устоявшиеся, идут по проложенным рельсам – к чему раскачивать вагоны поезда!
Эдуард ПОЛЕТАЕВ: «Оппоненты «Нур Отан» заранее посыпали голову пеплом»
Электоральная кампания в Казахстане по выборам депутатов Мажилиса(нижней палаты парламента) и маслихатов (местных законодательных органов)близится к логическому завершению. Агитационный этап уже преодолел «экватор» и,по мнению экспертов, на финишной прямой вряд ли стоит ожидать каких-либо неординарныхходов в борьбе за симпатии избирателей как от политических партий, так и отконкретных претендетов на депутатские мандаты. О развитии процесса рассказализвестный казахстанский политолог Эдуард ПОЛЕТАЕВ.  - Эдуард, принято считать,что агитационный период – традиционно наиболее интригующая часть электоральногопроцесса, в которой претенденты стремятся покорить сердца электоратакреативными решениями, а иногда и эпатировать публику. Распространяется ли этатрадиция на нынешние выборы в Казахстане?  - Очевидно, Казахстан в этом смысле исключение из правила. Нынешняя кампанияв плане креатива и нестандартности поведения политических партий мало чемотличается от предыдущих. Партии используют традиционную риторику и средства агитации, ничего сенсационного в ихповедении не наблюдается. И, вероятно, уже не будет наблюдаться. Вряд ли что-тоинтересное заготовлено «на десерт». В плане эмоций для меня лично наиболее запоминающейся была акция Коммунистическойнародной партии Казахстана (КНПК), когда на небольшом тракторе ее представителидавили диски с фильмами, пропагандирующими западные ценности. Однако этого недостаточно,на мой взгляд, чтобы привлечь внимание избирателей к своим действиям. К слову, если в России подобными показательными акциями отличаютсяпредставители ЛДПР. У нас – народные коммунисты. Они же в большей степени присутствуютв социальных сетях, в отличие от некоторых других партий, у которых дажесобственные сайты появились относительно недавно. В целом характер кампании несколько диффузный – после объявления решенияо проведении выборов начался процесс взаимного проникновения идей, перетеканияидеологических молекул. Очень сложно отличить, чем предвыборные программыполитических сил отличаются друг от друга. К примеру, все шесть партий,участвующих в выборах, используют антикризисную риторику в своих программах. Вих преамбулах, заголовках, первых пунктах неизменно присутствует формулировкатипа: «мировой экономический кризис, такой-сякой, надо с ним бороться»! Этояркий показатель, что все вышли из одной шинели и какие-то серьезные отличиянайти довольно сложно. В России также наступает электоральный цикл, грядут выборы вГосударственную Думу, но, думаю, там ситуация будет несколько иной: возвращениек смешанной выборной системе, при которой появилось большее количество партий, призванораскачать политическую конкуренцию, и это отвечает на возросшие запросыэлектората. В Казахстане же выборный процесс можно определить понятием «модернизационныйконсерватизм». Во-первых, с каждыми выборами уменьшается количество политических партий-участниц.Если в кампании по выборам четвертого созыва Мажилиса участвовало восемьпартий, пятого – семь, то в нынешнем цикле участвуют лишь шесть партий. Во-вторых, считается, что все партии по умолчанию имеют свой электорат.Скажем, «Нур Отан» – это «центристы»: госслужащие, учителя, врачи, пенсионеры.Народные коммунисты – в первую очередь рабочий класс, «Ауыл» - сельские жители,«Ак жол» – представители бизнеса и так далее. То есть, по сути, электорат укаждой политической силы сформирован и вряд ли стоит надеяться, что кому-тоудастся перетянуть голоса избирателей у конкурентов. Тем более мало ктосомневается, что партия парламентского большинства в прошлом созыве - «Нур Отан»- одержит победу и на сей раз. Это понятно даже из того, что все политические оппоненты фаворита гонкизаранее посыпали себе голову пеплом. Если взглянуть на количество выдвинутыхкандидатов, становится понятно, что «Нур Отан», в списке которой 127 кандидатовна 98 мандатов, рассчитывает на убедительную победу. Остальные партии выдвинулиот 8 до 35 кандидатов. Даже «Ак жол», которую принято считать второй попопулярности политической силой, судя по числу своих выдвиженцев, гипотетическиможет претендовать лишь на 38% представительства, без учета ресурса остальныхпретендентов. То есть политические партии заведомо ограничили формат своих амбиций.Впрочем, удивления это не вызывает. Принимая во внимание авторитет «НурОтана», который во многом формируется авторитетом ее лидера – президентаНурсултана Назарбаева, предпринимать какие-то политические ходы, развиватьбрендинг, улучшать имидж и тем более использовать «грязные технологии», характерныедля электоральных кампаний в других странах, у нас просто не имеет смысла.  - То есть из этого,гипотетически, опять же, следует, что структура Мажилиса вряд ли изменится? Вновом созыве в палате будут представлены те же три партии: «Нур Отан», «Ак жол»и КНПК?  - Некоторые эксперты в число реальных претендентов на сей раз включаютпартию «Ауыл» и не исключают прохождения ее в Мажилис нового созыва. У этойполитической силы объективно неплохая электоральная база. Но другой вопрос: сколько вторая-третья-четвертая партии получат голосови мест в парламенте? Это, пожалуй, самый любопытный аспект выборов. А принципиально, повторюсь, интриги нет. Процесс проистекает спокойно,противоборства не наблюдается, более того – партии, как кажется, вполне лояльныдруг к другу. Все-таки политтехнологов у нас в стране мало, да и сама особенностьпредвыборных кампаний, политическая культура избирателей не предполагаютизлишне креативных вещей, как это было, например, на прошлогодних выборах наУкраине. Электоральные процедуры воспринимаются, как устоявшиеся, идут попроложенным рельсам – к чему раскачивать вагоны поезда! Не думаю, что это недостаток, скорее – особенность. В Казахстаневосприятие  партий основывается не нахлестких лозунгах, а на конкретных делах, во многом – на персоналиях. Многиеголосуют за ту или иную партию, потому что знают, того или иного кандидата, егодепутатские запросы, поддерживают его деятельность.  - А реально имеют ли партиивозможность проявить свой потенциал? Я имею в виду доступ к средствам агитациина равных? - Судя по всему, для этого создаются адекватные условия –  СМИ стараются уделять внимание всем участникамкампании: в новостных лентах ежедневно фигурируют все партии. Формально импредоставляются одинаковые возможности для ведения агитации. Но, конечно,весовая категория и ресурсы для раскрутки существенно отличаются. Одно дело –«Нур Отан», задействовавшая огромное число активистов, которые давно работают впубличном поле. Другое – созданная недавно партия «Бирлик», насчитывающая всего53 тысячи членов. В принципе, о ней еще пока мало кто знает. Понятно, чтотяжеловесы и легковесы очень сильно контрастируют. Но, в целом, повторюсь, какого-тодавления одной партии над другой я не наблюдаю.  - Возможно ли возвращениеКазахстана, в той или иной степени, к мажоритарной системе выборностикандидатов?  - Теоретически такую возможность исключать нельзя, если будет проведена  конституционная  реформа, о которой заявил в прошлом годупрезидент. Я имею в виду переход от президентской к парламентско-президентскойформе политического устройства. Хотя, в предыдущей реформе, когда была исключена мажоритарная система ивведена система выборов по партийным спискам, это считалось эволюционным шагом.Но здесь есть и минусы, и плюсы. В пропорциональной системе малые партиипрактически лишаются шансов прохождения в парламент, а такие партии, которые безпарламентского микрофона существуют достаточно долгое время, в Казахстане есть.О них также мало кто знает, потому что они оживляются эпизодически – от выборовдо выборов.  - В частности,Общенациональная социал-демократическая партия? Как ОСДП проявляет себя внынешней кампании? - У этой партии достаточно сбалансированный состав выдвиженцев, есть рядизвестных личностей, деятелей культуры. И, к слову, они выдвинули 23 кандидатав своем списке, это фактически третье место после «Нур Отана» и «Ак жола».Другое дело, насколько адекватны их организационные и финансовые возможности,чтобы раскачать избирателей и обратить на себя внимание, без которого они оставалисьдолгое время. Ведь возможность выступления в парламенте и донесения так илииначе своей позиции очень большую роль играет в рейтинге партии. Возвращаясь к возможности «реанимирования» мажоритарной системы – в  принципе, запросы такие иногда появляются. Нопоявляются они в среде специалистов – у политологов, экспертов, а населениедостаточно индифферентно к подобным нюансам. Если в России обновление политической системы частично произошло послесобытий на Болотной площади и после того, как некоторые губернаторы, министры ипредставители руководства страны начали дистанцироваться от Единой России, унас пока позиция такая:  есть «правящая»партия, которой руководит глава государства, она исполняет свои предвыборныепрограммы, реализует стратегические задачи. А это значит, что политическаясистема адекватна запросам общества.  - Сейчас на повестку днявыходит вопрос электоральной активности. Какие виды на этот счет у экспертов?Можно ли спрогнозировать явку избирателей на выборы? - Опять же, исходя из особенностей политической системы, у нас болееактивно всегда голосуют на президентских выборах. К тому же, нынешние выборыприходятся на выходные дни: с 21 по 23 марта в Казахстане отмечают Наурыз, плюсдва дня выходных дня. Итого – пять дней каникул. Многие на этот периодзапланировали выезд за пределы страны еще до принятия решения о проведениидосрочных выборов. Это факторы в пользу прогнозов о невысокой явке избирателей.С другой стороны, привлечению внимания электората способствует тот факт,что одновременно будут проходить выборы и в Мажилис, и в маслихаты всехуровней. Соответственно избирательная поддержка теоретически должна быть большей,чем, если бы выборы проводились в разное время.Роль маслихатов в политической жизни страны пока еще остаетсянедооцененной. И здесь очень сложно что-то изменить принципиально в ближайшеевремя. Однако нужно отметить такую тенденцию: интерес избирателей все большеуходит в сторону маслихатов. Это, кстати, заметно и по наглядной агитации – наплакатах и баннерах в Алматы, например, гораздо чаще представлены не символытой или иной партии, а лица кандидатов в маслихаты, их слоганы и опорные тезисыпредвыборных программ. И, несмотря на то, что в прошлом созыве в маслихатахтакже доминировали представители политических партий, в частности «Нур Отана»,именно в этом сегменте большой ресурс обновления законодательной власти.Все-таки это более трех тысяч мандатов и гораздо большая вероятность того, чтов состав представительных органов попадут активисты гражданского общества, способныеотстаивать интересы тех или иных групп населения.  Ольга Казанцева

Поделиться: