А.Ревский: Фундамент казахстанской стабильности.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В конце февраля казахстанский политологический Центр «Евразийский мониторинг» провел экспертную дискуссию по проблемам межэтнического и межконфессионального диалога в Казахстане, связав эту тему с проблематикой политической стабильности на государственном уровне.
А.Ревский: Фундамент казахстанской стабильности.
А.Ревский: Фундамент казахстанскойстабильности. В конце февраляказахстанский политологический Центр «Евразийский мониторинг» провел экспертнуюдискуссию по проблемам межэтнического и межконфессионального диалога вКазахстане, связав эту тему с проблематикой политической стабильности нагосударственном уровне.   Причина обращения к даннойпроблеме вполне очевидна – накануне парламентских выборов экспертное сообществоРК стремится проанализировать основные тренды развития политической ситуации встране, определить зоны риска и окна возможностей для дальнейшего развитиясистемы.Не случайно, что в качествеосновного спикера был приглашен известный политолог Сергей Масаулов, которогохорошо знают на киргизских и российских экспертных площадках. А теперь международныйэксперт стал частым гостем и у казахстанских коллег, во многом благодаряфундаментальному, системному подходу к оценке и анализу политических процессов,происходящих на постсоветском пространстве.Примечательно, что средиучастников круглого стола были не только журналисты и эксперты, но и активистыряда политических партий, которые готовятся к выборам 20 марта. Дискуссия,таким образом, имела не только сугубо научный, но и в какой-то степенипрактический смысл.Что же можно сказать поитогам прошедшего обсуждения. Прежде всего, очевидно, что фактор сохранениямежэтнической стабильности является краеугольным камнем для сохраненияустойчивости всей политической модели РК. Это не просто дань признания особомустатусу АНК или деятельности многочисленных национально-культурных обществ, этообъективная оценка эффективности всей конструкции межэтнического имежконфессионального диалога.Здесь очень важно отметить,что казахстанская модель межэтнического согласия не находится в статичномформате, а реагирует на меняющиеся внешние условия, возникновение новых рисковв этой сфере. О чем свидетельствуют последние решения руководства РК на этомнаправлении. Поэтому содержание и инструменты поддержания межэтническогосогласия за последние 25 лет претерпели глубокую эволюцию, что и отметил СергейМасаулов, ретроспективно очертив курс движения страны от Казахстана советскогок Казахстану модернистскому.Конечно, этот процесс неможет идти абсолютно гладко и безболезненно. Особенно, если учитывать внешниефакторы воздействия на религиозную сферу, где налицо острый дефицит грамотныхспециалистов, способных противостоять попыткам внедрения в сознание молодежирадикальной идеологии. И, конечно, можно согласиться с Б,Байкадамовым в том,что система эффективной государственной политики в сфере межэтническихотношений должна сопровождаться не менее ответственными шагами власти в сфереэкономических и политических реформ.Однако нельзя не отметить,что за последние годы именно в Казахстане мы видим целый ряд принятых нагосударственном уровне программ, реализация которых и является ответом наперечисленные выше вызовы и риски. Именно на этом аспекте и делает упорС.Масаулов в своем выступлении, когда отмечает такие вехи как Концепциюукрепления и развития казахстанской идентичности и единства, принятую в декабре2015 года, различные социальные инновации, такие как День благодарности, Закон«О политических партиях», который четко проводит принцип деполитизациимежэтнических отношений. Вопрос о том, достаточно лиэтих мер для сохранения устойчивости и стабильности казахстанской политическойсистемы, на мой взгляд, не вполне корректен на уровне экспертной дискуссии. Втакой постановке вопроса, ответ может дать только время. Но если говорить отекущей политической ситуации в РК, то даже на уровне программ политическихпартий, участвующих в выборах можно заметить единство позиций в одном вопросе –любой ценой необходимо сохранить межнациональное согласие в стране. Пожалуй,это и есть ответ на вопрос, какую роль играют в современном Казахстанемежэтнический и межконфессиональный диалог.

Поделиться: