С .Масаулов: От Казахстана "советского" к Казахстану "модернистскому".
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
С момента провозглашения независимости в Казахстане, руководство страны предпринимает значительные и успешные усилия по поддержанию и укреплению состояния межэтнического согласия в обществе. Общей рамкой таких действий можно признать реализацию т.н. реформирования сверху. Это происходит в условиях не ломки, но преображения общественных отношений, а также стабильности курса президента. Об этом можно сказать как об институции в казахстанском обществе, позволяющей преодолеть «устойчивые колебания», столь характерные для других стран Центральной Азии, где имели место межэтнические конфликты в различных формах.
29 февраля казахстанскийЦентр аналитических исследований «Евразийский мониторинг» провел круглый стол на тему «Фактор межэтнического согласия вполитическом процессе Казахстана». Публикуем тезисы ведущего эксперта Политологического Центра "Север-Юг" Сергея Масаулова на тему «Механизмы и инструменты укрепления межэтнического согласия вКазахстане». С моментапровозглашения независимости в Казахстане, руководство страны предпринимаетзначительные и успешные усилия по поддержанию и укреплению состояниямежэтнического согласия в обществе. Общей рамкой таких действий можно признатьреализацию т.н. реформирования сверху. Это происходит в условиях не ломки, нопреображения общественных отношений, а также стабильности курса президента. Об этом можносказать как об институции в казахстанском обществе, позволяющей преодолеть«устойчивые колебания», столь характерные для других стран Центральной Азии,где имели место межэтнические конфликты в различных формах. Перваяпроблема, с которой столкнулосьруководство страны в начале 90-х годов, было наличие разнонаправленных векторовразвития страны. Фактически в общественном сознании сталкивались 3 образабудущего: 1. Казахстантрадиционный, где напервое место выходят национальные обычаи, отношения старших-младших,доиндустриальные общественные структуры с тенденцией в архаику. 2. Казахстансоветский, базирующийся нанормах: от производства до распределения и потребления. Олицетворением этогобыла административная иерархия. 3. Казахстан модернистский и демократический. Здесь попытались выстроитьобщественное управление на стандартах деятельности и работающих обычныхдемократических процедурах. Легко увидеть,что в головах у людей отражались разные представления о стране, что требовалорешения управленческой задачи неконфликтного совмещения образов. Но ведьситуация усложнялась тем, что на первый план стало выходить разделения обществана представителей «титульной» нации с растущим национальным сознанием ипредставителей других, получается что, «национальных меньшинств». Однако руководствостраны не стало мириться с таким положением вещей и предприняло усилия поформированию законодательной базы в сфере межэтнических и межконфессиональныхотношений, задав, тем самым, правила жизни и заложив условия перехода обществана новый уровень развития. В основных чертах этот этап завершился к 2007 году. Вторая проблема – естественный рост националистических настроений,связанный с изменением социальной структуры общества и появлением городскихсредних слоёв, развёрнутой системы экспертного и иного обслуживания управления,а также сервисной экономики. Вместе с этим, начиная с 2008-10 гг. началпроявляться фактор выхода в общественную деятельность постсоветского поколения.Основными действиями руководства при решении проблемы стало формированиесистемы НПА: 1. Закон «Об Ассамблее народов Казахстана». Осуществлена конституционная реформа,наделившая Ассамблею правом избирать депутатов Мажилиса РК. 2. Доктринанационального единства. Посвоему статусу как управленческого документа, любая доктрина фиксирует общиепредставления о направлении движения общества и деятельности государства вусловиях описанного проблемного поля. Доктрина национального единства вКазахстане, фактически, заложила понимание условий, при которых возможноформирование «казахстанской нации» как политической общности. 3. Дополненияк Закону «Об образовании» (от19.01.2011). Корпуспринятых основоположений позволил зафиксировать принципы политической нации, где граждане разделяют одну судьбу, имеют равные возможности и участвуютв развитии национального духа. Последнее важно в плане решения вопроса, на чёмвыстраивать национальную идентичность: на самобытности или на наследии.Самобытность разрывает принцип единой судьбы, и губит «нацию» в языковой иисторической противопоставленности друг другу. Наследие – было важнымзакрепляющим единство принципом. Однако и здесь пришлось и приходится боротьсяс интерпретациями т.н. исключающего или, наоборот, включающего наследия. Важнобыло отстоять принцип включающего наследия всех народов Казахстана, участвующихв строительстве независимости и укреплении суверенитета. Третьяпроблема, с которой работает руководство страны на современном этапе – этопрактическая работа с трудностями складывания единства. И здесь приходится работатькак с обыденным конфликтоожидающим сознанием, различающим только поверхностныевещи, так и с различными идеологическими установками национально-либеральноготолка, ребячески не учитывающими сложности процесса реального управления икапризно навязывающими «немедленное счастье» как «у всех цивилизованных»народов. Национализм этого типа истеричен, не системен, подвержен внешнемувлиянию и нуждается в указании на внешнего врага, «мешающего» состоятьсянациональному счастью. Наэтом этапе в декабре 2015 году принятаКонцепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единстваиразличные социальные инновации, такие как День благодарности. Через Закон «О политических партиях» проведён принцип деполитизациимежэтнических отношений. Через различные НПА проводится принцип взаимодействияинститутов гражданского общества, включая этнокультурные объединения. Наконец,и это принципиально, этнические группы не рассматриваются в качестве«меньшинств», но их представители выступают как обладающие всей полнотой правграждане. Именно в этот момент на первое место стали выдвигаться вопросы пониманиястатуса государственного языка и языкового равенства и взаимодействия.Руководство уже заявило свою позицию в виде актуального трёхязычия. И второйвопрос – оценка истории и прописания истории страны в контексте общегоисторического процесса, и вписанности в него Казахстана. Вокруг этих вопросов множество противоречий и даже борьбы, от исхода которой будет зависеть судьба начинанийказахстанского руководства, и всего проекта независимого Казахстана.
Поделиться: