Последние казахи Таджикистана: жизнь вдали от родины

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На юге Таджикистана в Джиликульском районе в местечке Эсокул дружной семьей из шестисот человек живут этнические казахи. Несмотря на то, что появились они здесь почти сто лет назад, их традиционный уклад жизни за все это время практически не изменился. Ну, разве что перестали жить в юртах…
Последние казахи Таджикистана: жизнь вдали от родины
На юге Таджикистана в Джиликульском районе в местечке Эсокул дружной семьей из шестисот человек живут этнические казахи. Несмотря на то, что появились они здесь почти сто лет назад, их традиционный уклад жизни за все это время практически не изменился. Ну, разве что перестали жить в юртах… Реклама В дальний путь со своим караваномВ Таджикистан этнические казахи стали приезжать после революции. Одни отправлялись на работу или учебу, а потом создавали здесь семьи и оставались, другие попадали в страну в качестве ссыльных. Есть и те, кто пытался бежать от внезапно наступившей советской власти, но всесильная рука большевиков настигла их в Таджикистане. Именно такой была судьба у предков Ходжамкула Нурматова – старейшины селения Эсокул. Аксакал рассказывает, что его зажиточная родня пыталась спасти от большевиков свои огромные стада и отары. Курс держали на Афганистан, но не дошли.- В 20-е годы отец из Кызылординской области Казахстана шел в Афганистан. В Таджикистане его поймали большевики и всю скотину забрали в колхоз, - рассказывает аксакал. – В то время здесь как раз начинали строительство дорог, его верблюдов передали в качестве вьючного транспорта на стройку. Отца забрали туда в качестве рабочего. Так он и остался в Таджикистане.Отец Ходжамкула 20 лет строил высокогорные дороги на востоке страны. Жил в Дангаринском районе Таджикистана. А потом узнал, что в соседнем Джиликульском районе проживают ссыльные казахи. Не раздумывая, семья Нурматовых перебралась поближе к землякам.- Так мы тут и оказались, - вспоминает старейшина. – Здесь было много ссыльных, причем не только казахов. В районе проживали представители 16 национальностей: немцы, чеченцы, русские, украинцы, туркмены – кого только не было. В 80-е годы все стали уезжать. Например, сейчас в нашем селе нет ни одного потомка тех казахов, которые находились здесь в ссылке. Весь наш кишлак – это потомки моего отца, и все мы родственники.  Родину не выбираютКогда Нурматовы переехали в Джиликульский район, глава семейства смог уговорить власти, чтобы ему позволили забрать хотя бы пару своих верблюдов. Подумав, чиновники согласились – ведь раскулаченная казахская семья сделала огромный вклад в укрепление советской власти.- Для отца это было очень важно, потому что мы, казахи, очень привязаны к своим животным, - говорит Ходжамкул-ата. - Его просьбу удовлетворили, и вместе с ним в колхозе появилась пара верблюдов. Потом колхозы рухнули, и мы выкупили внуков тех наших верблюдов. Но теперь у нас остался только один – наверное, уже праправнук тех казахских верблюдов, которых отец с родины привел сюда.Этот верблюд, к слову, стал своеобразным символом казахского аула. Для Эсокула он даже служит ориентиром. Когда кто-то спрашивает дорогу до селения, знающие люди отвечают: «Ищи кишлак, где живет верблюд».  Когда-то предки Нурматова пытались поставить здесь юрты, но что-то пошло не так, и из-за неимоверной жары в войлоке завелись блохи. Пришлось эту идею оставить. В ауле уже много лет нет обучения на казахском языке. Ближайшая школа – узбекская. Местные дети вынуждены ходить в нее.- Последняя казахская школа закрылась еще в советское время, - вспоминает старик, - и это наша большая проблема. Мы не претендуем на то, чтобы нам сейчас открыли школу с казахским языком обучения, но пусть бы открыли на таджикском языке. Иначе куда нашим детям потом податься? Они – казахи, живут в Таджикистане и учатся на узбекском языке… Это же нонсенс!Эта проблема заставила жителей Эсокула задуматься над тем, как бы перебраться в родной Казахстан. Ходжамкул Нурматов несколько раз ездил на свою историческую родину, был в Уральске и Костанае, присматривался. Но на переезд так и не решился.- Во-первых, там очень холодно. Во-вторых, по программе переселения оралманов (репатриантов – прим. ОА) выделяют совсем мало земли – всего 10 соток, а где же мне скотину разводить? - сетует аксакал.Зов предковВ Эсокуле огромное семейство Нурматовых владеет крупным домашним хозяйством: сотни голов скота, несколько гектаров бахчевых полей. - Раньше мы здесь выращивали и лимоны, и виноград, но уже лет двадцать в Эсокуле нет воды, - говорит старейшина, - приходится возить ее из реки Вахш, а до нее 17 километров. Но это не проблема, мы уже привыкли: приобрели себе водовоз и раз в месяц заполняем цистерны водой. А еще рядом с нами с прошлого года начали работать китайцы, им дали в аренду земли под хлопок, они-то точно скоро воду сюда подведут. Впрочем, воду в Эсокуле теперь ждет только старшее поколение. Молодежь все же намерена переехать на историческую родину. Несколько местных ребят сейчас учатся в Казахстане, и родители им советуют оставаться там, обзаводиться семьями и жить на земле отцов.- Я люблю Таджикистан, это моя родина, и никогда у нас здесь не было конфликтов или неприязни, - с гордостью заявляет Ходжамкул-ата. - Наши дома всегда для всех открыты. Двери наших соседей, хоть таджиков, хоть узбеков, для нас тоже всегда открыты. Но вот школа не дает мне покоя, поэтому мы, старики, уже умрем здесь, а молодежь пусть ищет себя на своей исторической родине. Источник: theopenasia.net

Поделиться: