Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Роль Казахстана в обеспечении региональной безопасности

29.02.2016

Автор:

Теги:
Айдар Кенжебекович Курмашев, преподаватель кафедры международных отношений Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва  (Астана, Казахстан)

 

 

 

В настоящее время международный терроризм, наркобизнес, политический и религиозный экстремизм представляют собой новые источники угроз для безопасности мирового сообщества.

Международный терроризм в любых своих проявлениях: по своим масштабам и сферам действия, оснащенности самыми современными техническими средствами, концентрации сил и средств, финансовым возможностям и интеллектуальным способностям превратился в одно из опаснейших явлений на рубеже XXI столетия. Террористическая деятельность все больше увязывается с национальными, религиозными, этническими конфликтами, сепаратистскими и освободительными движениями. Терроризм - один из факторов, под воздействием которых развивалась и развивается международная военно-политическая обстановка с конца двадцатого столетия.

Терроризм и религиозный экстремизм не рассматривались н нашем государстве в качестве реальной угрозы до трагических событий в Атырау, Актобе, Алматы, Таразе в 2011 г. В своей работе «Критическое десятилетие» Глава государства Н.А. Назарбаев подчеркивает, что если говорить отдельно о Казахстане, то относительно центральноазиатских республик мы имеем ряд преимуществ перед лицом терроризма. Одним из них является то, что республики Центральноазиатского региона как бы закрывают собой Казахстан от зон высокого террористического напряжения в Южной Азии, которая традиционно считается поставщиком идей и исполнителей экстремизма и терроризма» [1, с. 54].

Сегодня противодействие терроризму остается одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности страны. Казахстан решительно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях и выступает за принятие коллективных усилий мирового сообщества по борьбе с этим явлением. Наше государство присоединилось ко всем международным универсальным конвенциям о борьбе с терроризмом, активно участвует в деятельности Международной контртеррористической коалиции.

Правовой основой борьбы против терроризма и религиозно экстремизма являются:

  • Конституция Республики Казахстан;
  • Закон Республики Казахстан «О противодействию терроризму» от 13 июля 1999 года;
  • Закон Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года;
  • Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000г. «О мерах по предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма»;
  • Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторое законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» от 28 августа 2009г.;
  • Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму» от 8 апреля 2010г.;
  • Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности» от 29 ноября 2011г.;
  • «Военная Доктрина Республики Казахстан» от 11 октября 2011года;
  • Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года;
  • Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 6 января 2012 года;
  • Законы Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", "Об общественных объединениях", "О политических партиях", а также Военная доктрина Республики Казахстан от 11 октября 2011 года.

Противодействия терроризму в республике Казахстан основывается на следующих основных принципах:

  • приоритет защиты жизни и здоровья, прав лиц. подвергающихся опасности в результате совершении террористических преступлений;
  • соблюдение законности;
  • соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности;
  • приоритет предупреждения терроризма;
  • неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности;
  • комплексное использование профилактических, политических, социально-экономических мер;
  • единоначалие в оперативном руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении антитеррористической операции.

Противодействие терроризму в Республике Казахстан осуществляется в целях выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма; защиты личности, общества и государства от терроризма; выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности [2, с. 5].

Субъектом обеспечения безопасности от посягательств террористов является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие непосредственную борьбу с терроризмом, в пределах своей компетенции:

1) взаимодействуют между собой, используя возможности государственных органов и организаций, а также содействие граждан;

2) информируют о фактах и признаках подготовки деяний, подпадающих под определение террористической деятельности и относящихся к компетенции этих государственных органов, и оказывают взаимную необходимую помощь;

3) проводят совместные антитеррористические операции [2, с. 7].

В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» подчеркивается, что «государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Мы должны совершенствовать наше законодательство с целью нейтрализации проявлений религиозного радикализма и экстремизма. Мы должны также совершенствовать антитеррористическое законодательство» [3]. В связи с этим Глава государства в январе 2013 года подписал закон, вносящий коррективы в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия терроризму.

Началом создания единой национальной антитеррористической системы стало распоряжение Н.А. Назарбаева «Об Антитеррористическом центре Комитета национальной безопасности Республики Казахстана» от 29 декабря 2003г. Перед АТЦ КНБ РК были поставлены задачи по созданию единой общегосударственной системы противодействия террористическим угрозам, координации деятельности государственных органов в сфере борьбы с терроризмом, проведения информационно-пропагандистской работы, направленной на профилактику и осуждение проявлений терроризма и экстремизма, контроля над соблюдением антитеррористического законодательства, выполнения соответствующих государственных программ, а также развития международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом [4, с. 13].

В рамках выполнения международных обязательств и на основании национального законодательства 15 октября 2004 года впервые в Казахстане под эгидой Антитеррористического центр КНБ проведена работа по запрещению деятельности на территории страны 4 террористических организаций («Аль-Каеда», «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Восточного Туркестана»и «Курдский народный конгресс»). По инициативе АТЦ КНБ в 2006 году решением Совета Безопасности ООН ликвидированная в Казахстане террористическая организация «Жамаат моджахедов Центральной Азии» включена в консолидированный список террористических организаций ООН. В 2004 году организуются первые республиканские совместные антитеррористические учения с участием подразделений государственных органов и их спецподразделений (оперативно-тактическое учение «Калкан-2004» и специальная операция «Дабыл» по локализации и пресечению акта воздушного терроризма.

Законодательно закреплен статус Антитеррористического центра Республики Казахстан, созданного по Указу Президента Казахстана от 24 июня 2013 г. является консультативно-совещательным органом в составе руководителей 23 министерств и ведомств.

Среди стратегических направлений - участие в формировании государственной политики, разработка концептуальных подходом, определение основных приоритетов, выработка политических мер для государственных органов и органов местного самоуправления. К ним также относятся мониторинг, оценка и прогнозирование террористических угроз и проявлений; внедрение передового международного опыта в сфере противодействия терроризму [4, с. 23].

Принципами антитеррористической стратегии в РК являются: опережающий характер действий; активность, основанная на законе; соответствие задач, правомочий, ресурсного обеспечения; системно-уровневый подход (без преодоления несистемности, привязки к реакции на состоявшееся террористическое деяние, выработка и реализация стратегии невозможна); вариативность, наличие комплекса моделей антитеррористической деятельности в зависимости от решения задач предупреждения, пресечения, реагирования и смягчения последствий, с классификационными признаками деяний и их серийностью, которым оказывается противодействие; обеспечение единства в действиях в международном и государственном аспектах, а также аспекте объединения усилий ведомств на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровня; сочетание и взаимоподдержка мер профилактики, психологического и силового воздействия, мер смягчения и устранения психологических деформаций в общественном мнении, реадаптации потерпевших.

Кроме того, с целью координации деятельности территориальных подразделений государственных и местных исполнительных органов по профилактике терроризма предусмотрено создание антитеррористических комиссий в регионах, возглавляемых акимами.

Практически все государства СНГ сталкиваются с религиозным экстремизмом. Данное деструктивное явление связано с политическим экстремизмом, их объединяет нацеленность на захват власти путем применения насилия.

Глава нашего государства Н.А. Назарбаев подчеркивает, что фактически ни одно государство Центральной Азии не избежало тенденции политизации религии. Поэтому для достаточно устойчивого в этом отношении Казахстана, который не является импортером деструктивных идей, наибольшая опасность для межконфессионального согласия страны видится, прежде всею, в экспорте религиозного экстремизма. Тем более, радикальные и экстремистские организации и движения постоянно делали и делают попытки усилить свое влияние среди мусульманской части казахстанского населения и, так или иначе, закрепиться на нашей территории. Основная ставка фундаменталистов и экстремистов делается на мусульманскую часть населения Казахстана. Но при этом надо учитывать, что религиозный фундаментализм и экстремизм может угрожать и другим, почти 40 конфессиям Казахстана, объединяющим почти три тысячи религиозных организаций и движений. Несмотря на то, что эти попытки успешно пресекались, необходимо принимать во внимание, что возможность таких попыток и в дальнейшем отнюдь не канула в прошлое. Мусульманская община и духовенство нашей страны высоко оценивают позицию государства и придерживаются в подавляющей массе традиционного ислама суннитского толка. Попытки привнесения радикальных воззрений на казахстанскую почву не имеют массовой поддержки. Информационная политика должна включать в себе элементы религиозного воспитания, которое формируется на основе представлений о мировых религиях как источниках мира и лояльности. Особенно это касается развенчания мифа об исламе как «агрессивной» религии [1, с. 97].

По мнению отдельных экспертов, сегодня угрозу духовной безопасности казахстанского общества представляют две группы факторов: внутренние и внешние. Внутренние факторы (оставшиеся в наследство от советского периода истории): кризис национальной идентичности, её недостроенность, неполная сформированность; религиозная безграмотность значительной части населения (в т.ч. образованной её части). Внешние факторы (связанные с геополитической борьбой группировок мировых центров силы): целенаправленное стимулирование распространения нетрадиционных религиозных течений (в т.ч. деструктивных) с целью создания групп влияния, ориентированных на зарубежные центры; целенаправленное стимулирование развития религиозного экстремизма в ряде регионов с целью создания потенциальных рычагов дестабилизации. Профилактика религиозного экстремизма представляется задачей первостепенной важности ввиду того, что религиозный экстремизм и терроризм как крайнее проявление общественной и национальной безопасности уже в краткосрочной перспективе [5, с 79].

Конституцией Республики Казахстан запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований [6, с. 5].

В Указе Президента РК от 10 февраля 2000г. № 332 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» перед органами государственной власти были поставлены следующие задачи: проверка соблюдения законности религиозными объединениями и духовными учебными заведениями, а также благотворительными, культурными и образовательными организациями с иностранным участием; проведение мониторинга деятельности религиозных объединений; обеспечение проведения религиоведческой экспертизы распространяемой в стране литературы [7, с. 141].

В целях предотвращения проявлений экстремизма казахстанские органы власти начали осуществлять мониторинг исламских объединений. Государство приступило к упорядочению деятельности религиозных, прежде всего миссионерских организаций.

В октябре 2006 года Верховным Судом РК, по заявлению Генерального прокурора РК, признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Казахстана следующих международных организаций:

1. «Аль-Каеда».

2. «Исламская     партия Восточного Туркестана».

3. «Курдский народный конгресс».

4. «Исламское движение Узбекистана».

5. «Асбат-аль-Ансар».

6. «Братья мусульмане».

7. Движение «Талибан».

8. «Боз Гурд».

9. «Жамаат моджахедов Центральной Азии».

10. «Лашкар-и-Тайба».

11. «Общество социальных реформ».

Позже решением суда Астаны была также запрещена деятельность организации «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами», «Аум Синрикё» и Организации освобождения Восточного Туркестана [8]. Также в этот список вошли «Ата-Жолы» «Алля-Аят» «Церковь Саентологии г. Караганды» [9, с. 124]. Все организации, включенные в список, являются международными террористическими структурами, активность которых направлена преимущественно против регионального окружения Казахстана, что подтверждало тезис о внешнем характере террористической угрозы для нашей страны. Поэтому Казахстан активно развивал и развивает международное сотрудничество по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом.

На территории Казахстана запрещены организации, деятельность которых носит террористический характер. Организации признаются террористическими, если их уставные цели и деятельность противоречат Конституции и Законам Республики Казахстан и международным договорам, участником которых является Республика Казахстан; в случае, если существует потенциальная опасность активизации функционирования этих организаций по дестабилизации обстановки в государствах центрально-азиатского региона.

На современном этапе в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в сфере религии и взаимодействия религиозных конфессий между собой и с государственными органами. Главным достижением за годы независимости стало «полное отсугствие межконфессиональных конфликтов, что само по себе крайне важно для полиэтничного, поликонфессионального государства. Более того, и на международной арене Казахстан прочно закрепил за собой имидж глобального интегратора, инициатора диалоговых площадок регионального, континентального и мирового уровня. Так, брендом Казахстана стала традиция проведения Съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане [10, с. 7].

Республика Казахстан всячески активизирует свой потенциал в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. Главой нашего государства Нурсултаном Назарбаевым была утверждена Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы. Это нашло своё отражение в подписании Президентом Нурсултаном Назарбаевым Указа №588 от 24 июня 2013 года «Об утверждении Положения об Антитеррористическом центре Республики Казахстан», который, как мы отметили выше, знаменует собой новый этап в работе по противодействию проявлениям экстремизма и терроризма в стране.

Внесены изменения в законодательство в контексте увеличения сроков наказания за терроризм и религиозный экстремизм согласно проекту Уголовного кодекса РК. Повышены сроки лишения свободы за разжигание национальной розни.

Важной составляющей борьбы с проявлениями терроризма, экстремизма и сепаратизма, наркотрафиком является также определение сферы интересов деструктивной организации, выявление очагов зарождения групп и организаций, проповедующих насильственный характер действий, а также структур, которые их поддерживают и финансируют. Для преодоления проблемы роста религиозного экстремизма могут применяться политические, социологические, психологические, информационные, силовые и другие формы борьбы. Общество при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ должно противодействовать религиозному экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия. Необходимо постоянное повышение роли Ассамблеи народа Казахстана, усилий всего общества в поддержании механизма цивилизованного и корректного решения всех вопросов, могущих возникнуть в межэтнической и межконфессиональной сфере. Именно сфера взаимоотношений между людьми разных вероисповеданий и национальностей является болевой точкой любого общества и мишенью для экстремистов и террористов всех мастей.

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамұра, 2003. — 240с.

2.      Закон Республики Казахстан «О противодействии терроризму». -Алматы: ЮРИСТ, 2012.

3.      Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года. // http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742

4.      Қазақстан Республикасының Терроризмге қарсы орталығына - 10 жыл. -Астана: Қазақстан Республикасының Терроризмге қарсы орталығы, 2013. -100б.

5.      Козырев Т.А. Проблемы обеспечения духовной безопасности казахстанского общества // Свобода вероисповедания в Казахстане: Материалы международной конференции. 19 марта 2013 года. - Астана, 2013.-С. 79.

6.      Конституция Республики Казахстан. - Алматы: «Телеу», 2002. - 40с.

7.      О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма: Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 г. № 332 // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. - 2000. - № 15.

8.      Опубликован список террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территории Казахстана // Институт религии и политики / http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30072737

9.      Методическое пособие по вопросам проведения религиоведческой экспертизы. - Астана: научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии Агентства республики Казахстан по делам религ ий, 2013,- 199с.

10.    Қазақстандағы діни сенім бостандығы: Халықаралық конференциясының жинағы. 2013ж. 19 наурыз - Астана. 2013. - 148б.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение