Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Антон Морозов: Реализация антикризисных мер станет главной функцией парламента

24.02.2016

Автор:

Теги:


20февраля в Казахстане началась агитационная кампания кандидатов в депутаты Мажилисапарламента. Пока наиболее активно себя проявила Коммунистическая народнаяпартия Казахстана (КНПК), устроившая акцию по уничтожению видеокассет сзарубежными фильмами в знак протеста против западной бездуховности. Казахстанскийполитолог Антон Морозов комментирует ход предвыборной кампании.

Итак,шесть партий вышли на старт агитации. Удалось ли до настоящего момента какой-нибудьполитической партии Вас удивить и по-настоящему заинтриговать? Быть может, Выотметите какие-то политтехнологии, которые впервые были пущены в ход в нынешнейвыборной кампании?

— Ничего похожего на удивление я неиспытал и никакой интриги не почувствовал. Все довольно ожидаемо ипрогнозируемо.

Что касается политтехнологий, то тутнадо учитывать два момента. Во-первых, все более-менее заметные отечественныеэлекторальные кампании обеспечивали политтехнологи-варяги: сначала россияне,затем их задемпинговали украинцы. Во-вторых, в середине 2000-х надобность вполиттехнологиях отпала, поскольку их задачей стало не борьба за голосаизбирателей, а демонстрация этой борьбы.

Сейчас агитационная кампания толькостартовала, возможно, со временем мы увидим драматургию, динамизм исистемность.

—А как Вы расцениваете акцию КНПК, пустившей под колеса трактора образцызападной империалистической культуры?

— Это совершенно безадресная акция.

НаВаш взгляд, принесет ли предвыборная кампания какие-то сюрпризы и неожиданностии откуда, собственно говоря, следует ожидать их появления?

— Исходя из предыдущего – никаких сюрпризовожидать не приходится. Все пройдет планово.

— КакВы считаете, КНПК и Акжол застолбят за собой места в следующем парламенте илине исключено, что им придется поступиться в пользу, скажем, НДП «Ауыл»,«Бiрлiк» или ОСДП? Насколько серьезна заявка этих трех непарламентских партий?

Видите ли, мысейчас являемся свидетелями не политической борьбы как таковой. 

Полагаю, что парламентский партийныйрасклад останется прежним: порядка 70-80% мандатов возьмет «Нур Отан»,остальные разделят КНПК и «Акжол». Возможно, появятся депутаты-тяжеловесы,которые будут делать громкие заявления, отправлять запросы, например – нынешниечиновники. Ну, может быть для разнообразия пройдет пара-тройка каких-нибудь«нарушителей спокойствия».

— Послероспуска мажилиса эксперты озвучивали мысль, что истинная его причиназаключается в переделе сфер влияния между элитами. Сегодня, когда уже известныпартийные списки, можно ли сказать, что, действительно, меняется диспозицияэлитных групп?

Не могусогласиться с этим экспертным мнением. Давайте порассуждаем. Для того чтобыпартия стала эффективным инструментом достижения политических целей, нужночтобы она была сильной, авторитетной, популярной, профессиональной. А теперьскажите: сколько из шести идущих в Мажилис партий соответствует этим критериям? Это три партии, занимавшие места в Мажилисе предыдущегосозыва. Причем с натяжкой. С натяжкой потому, что если убрать «костыли» в виде из лидеров,«спонсоров» и административной поддержки, то функционирование этих партийокажется под большим вопросом.

А ведь партия – дорогое удовольствие.Она требует множества ресурсов: финансовых, организационных, интеллектуальных,медийных. Если их не вкладывать, то партийная структура не поможет достичьнужных политических целей. По деятельности ОСДП, «Бiрлiка», «Ауыла» незаметно, чтобы у них эти ресурсыбыли. Поэтому я бы не стал говорить о партиях как инструментах влияния элит. Темболее, что элиты в Казахстане формируютсяне на политических и идеологических основаниях, а на экономических интересах.

В переделе сфер влияния, который,безусловно, перманентно происходит, партии играют далеко не первую скрипку. Оносуществляется другими методами и с использованием других инструментов.

— Напротяжении последних лет звучали мнения, что в Казахстане назрела необходимостьусиления роли парламента, установления президентско-парламентской моделиреспублики, конституционной реформы. По-вашему мнению, есть ли предпосылки ктому, что реформа будет осуществлена при Мажилисе следующего созыва? Ненаталкивает ли на эту мысль наличие в партийном списке «Нур Отана» такихтяжеловесов, как вице-премьер Дарига Назарбаева, руководитель Администрациипрезидента Нурлан Нигматулин, главы регионов, в том числе такая старая гвардия,как Даниал Ахметов и Сергей Кулагин, и молодые перспективные управленцы в лицеКуандыка Бишимбаева

Мнения онеобходимости конституционной реформы периодически звучат, начиная с 2002 года.Впервые вопрос о смене формы правления стал серьезно дискутироваться в2006-2007 годах, как раз в период проведения конституционной реформы. В числепрочего, изменения в Конституцию предусматривали перераспределение властныхполномочий и ответственности в сторону повышения роли парламента. В частности,в функциональной сфере ожидалась передача части прав от президента парламенту,усиление ответственности исполнительных органов власти перед законодательными,повышение роли законодательной власти в формировании ряда государственныхорганов, расширения полномочий сената. Звучали мнения, что постепенный переходот президентской к президентско-парламентской республике позволит сделатьполитическую систему более гибкой, динамичной и устойчивой. Поправки былиприняты, однако вместо президентско-парламентской республики возникласуперпрезидентская.

Эта вводная была нужна для того, чтобыпоказать, что не всегда реформы приводят к ожидаемым и анонсированнымрезультатам.

Что касается самой возможности такогоперехода, то я оцениваю ее довольно скептически. Да, можно провести референдум,внести изменения в основной закон и конституционно закрепить положение оКазахстане, как республике с парламентской формой правления. Но будет ли странатакой в реальности?

Что касается роли парламента восуществлении этих изменений, то предыдущий опыт конституционногореформирования показывает, что она далеко не ведущая. Общие контуры стратегииреформирования обозначает президент, его аппарат при участии исполнительнойвласти и других структур разрабатывает конкретные предложения. Парламент восновном обсуждает и одобряет. Думаю, что после нынешних выборов ситуация неособо изменится. И наличие или отсутствие узнаваемых персон на нее никак не повлияет.

— Еслиследующий парламент будет просто «рабочей лошадкой», то какие задачи, на Вашвзгляд, будут поставлены перед ним? Удастся ли ему реализовать антикризисныефункции?

Как разреализация антикризисных мер в законодательной сфере – быстрое принятие законови изменений в законы и станет главной функцией парламента в кризисный период.

— Какизвестно, после выборов Мажилиса правительство уходит в отставку. Можно лиожидать здесь каких-то неожиданностей? Например, смены состава кабинетаминистров?

Если в мажилиспройдут заявленные в списке «Нур Отана» чиновники, то, конечно, кадровыеизменения неизбежны. И в целом нельзя исключить возможность сменыправительства. Но говорить что-либо определенное я бы не стал.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение