Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Р.Мурзагалеев: Досрочные парламентские выборы в Казахстане – это знаковое и особенное событие для казахстанцев

23.02.2016

Автор:

Теги:

     Интервью с руководителем Центра "Берлек-Единство" Радиком Мурзагалеевым. Специально для ИАЦ.  

 1. Радик Ишкалиевич, Вашаоценка особенностей политической системы РК. В чем сходство и отличие нашихмоделей?

      С 2007 года былдан новый старт модернизации политической системы Республики Казахстан,инициированный национальным лидером страны Н.А. Назарбаевым, который выражалсяв переходе постсоветской модели управления – от президентской кпрезидентско-парламентской, что позволило расширить функциональный диапазонказахстанского. В числепереданных оказались такие значимые полномочия, какформирование Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии,Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета. Кроме того, президентско-парламентская республикаподразумевает особый механизм наделения полномочиями премьер-министра. В соответствии с вводимой моделью,премьер-министр должен получить поддержку партии парламентскогобольшинства, прежде чем занять свой пост.

       Российскую Федерацию также можно отнестипрезидентско-парламентской республике. Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке. Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства и вправе добиваться отставки Правительства, выражая емунедоверие или отказывая в доверии.  Вэтом наши политические системы весьма схожи.

       Считаю, что усиление роли парламента и партий вполитической системе страны формирует среду плюралистических и конкурентныхмеханизмов, делая политическую систему более гибкой и восприимчивой в отношениисовременных политических вызовов. Что сегодня особенно важно для постсоветскихгосударств. И не удивительно, что именно президентско-парламентскаяреспублика получила своё практическое воплощение в России и Казахстане.

       Общего междунашими политическими системами действительно очень много. Это и выборы попартийным спискам (хотя в сентябре 2016 года выборы в Государственную Думу ФСРФ вновь пройдут по смешанной системе), и процентный барьер. Очевидно, чтоинституциональные корни наших политических систем очень близки и по духу, и по«букве закона».

       Не говоря уже отом, что парламентско-президентская способствует расширениюполитического представительства, консолидации политических элит государства,повышению политической ответственности партийных структур. 

      Президентско-парламентская республика на постсоветском пространстве –это путь к политической стабильности, балансировки властей, возможность придатьправовым и законотворческим процессам дополнительную надёжность идолговечность. После сложных политических процессов 90-х годов усилениепарламентского контроля стало неизбежностью для постсоветских стран.

 2. Какуюроль играет нижняя палата парламента в РК? Насколько значимым событием для страныявляются нынешние выборы?

      Нижняя палата парламентаКазахстана, именуемая  Мажилисом, играетособую роль в политической жизни страны. Достаточно привести конституционныйпример и напомнить, что к исключительному ведению Мажилисаотносится: принятие к рассмотрениювнесенных в Парламент проектов конституционных законов и рассмотрение этихпроектов; большинством голосов отобщего числа депутатов палаты дача согласия Президенту Республики на назначениеПремьер-Министра Республики; объявлениеочередных выборов Президента Республики и т.д.

     Очевидно, что подобные решения являютсясудьбоносными для любой страны. Мажилис – это фундамент политической системыРеспублики Казахстан. И от его качественного состава во-многом зависит будущеевсей страны.

     Поэтому досрочные парламентские выборы вКазахстане – это знаковое и особенное событие для казахстанцев. Упустить этотмомент - значит проиграть, доверится на авось в предстоящих политических иэкономических процессах, если хотите, «купить кота в мешке». Кто захочетостаться равнодушным?! Наверное, не один здравомыслящий казахстанец.

     Самое интересное, что электоральные предпочтенияказахстанцев, даже не зависимо от их политических взглядов и предпочтений,связаны с эффективностью политической системы страны. Для них главное, чтобы идальше ключевые политические структуры и институты гражданского обществапроявляли свою эффективность, подтверждали свою способность обеспечивать поступательноеразвитие государства, мобильно и оперативно реагировали на вызовы глобальногомира – были направлены на дальнейшую модернизацию Казахстана во всех сферахжизнедеятельности, реализацию тех масштабных проектов,  которые были уже заявлены («100 конкретныхшагов» и «5 институциональных реформ»).

     Досрочные парламентские выборы позволят сохранить политическуюстабильность, и, синтезируя интересы основных слоев и групп казахстанскогообщества и опираясь на их масштабную поддержку, придать процессам преобразованийновую динамику и качество. Сделать их по-настоящему необратимыми. А это сегодняособенно важно.

     Предстоящие выборы, по крайней мере для меня, возникают в образе новогоиспытания для политической системы Казахстана, главным «строителем» которойявляется Н.А. Назарбаев. Выборы, имеющие досрочный и безусловно знаковыйхарактер, выступят мандатом доверия казахстанцев к первому президенту страны,его политике и тем ориентирам развития, которые ранее определил главагосударства. И смогут в очередной раз продемонстрировать всему мирудемократичность казахстанского общества.

 

 

     3. Н. Назарбаевеще в 2007 году провозгласил движение в сторону усиления роли парламента, накаком этапе реализации находится эта задача? Можно ли говорить о реальной многопартийностив РК?

         РеспубликаКазахстан сегодня многого добилась в сфере конституционной модернизацииполитической системы страны. К очевидным заслугам следует отнести: консолидациюобщества и элит, отсутствие ярко выраженных межнациональных и межэтническихконфликтов, экономические и технологические успехи страны. Видится крайнесложным достичь этих результатов без жизнеспособного парламентского органа.

      Не стоитзабывать, что социально-политические решения (или экономическое) так и будутпросто мыслями (желаниями) без своевременных и эффективных правовых механизмов.Которые позволяют внедрить их в жизнь и легитимировать в глазах общественности.Когда пропадает вера в парламент – пропадает вера в закон и во власть. Поэтомуэволюционное развитие казахстанского парламента очевидно для всех. 

      Можно также однозначно утверждать,что в Республике Казахстан сформировалась многопартийность. Казахстан смогдостойно преодолеть посткризисные времена парламентского строительства 90-хгодов и вышел на качественно-новые позиции. Я бы назвал это «парламентскимскачком», когда произошёл переход от «без разборчивой» многопартийности к болееупорядоченной многопартийной системе. И это сыграло не последнее значение дляполитической стабилизации страны.

     Обществу нужен бы конструктивный парламент, решающий общие задачи ипроблемы, во благо Казахстана. И мы все прекрасно видим, что расчёт оправдалсяв полной мере: успешное проведение экономических реформ, консолидация общества,формирование геополитического имиджа страны на международной арене,стабилизация общественных отношений в стране. Разве могла бы страна достичьподобных результатов без многопартийной сформированности страны? Думается чтонет.

 

4. Попробуем спрогнозировать: каким будет лицо новогопарламента страны?

  Демократия никогда не подразумевала подсобой фактическое равенство. Равенство возможностей и правовое равенство – безусловно.Но на деле мы видим, что политические партии изначально имеют различныйпотенциал развития, как и цели своего существования. В этом и кроется еёвеликий замысел – «единство многообразия».

       Если мы говорим про политические партииКазахстана, то здесь возникает следующая картина. Есть явные политическиефавориты. Это Коммунистическая партия Казахстана и Национальнаядемократическая партия «Нур Отан». Я бы их назвал «партиями-тяжеловесами». Естьпартии, которые имеют ещё не раскрытый полноценно политический потенциал. К нимя бы отнёс социал-демократическую партию «Аюл», которая во главу угла ставитсельскохозяйственный сектор страны. Хотя есть и другие достойные партии. Но яназвал лишь крупные.

       Главным ориентиром для всехконструктивных политических партий, которые даже имеют различные политическиеустановки и программные документы, выступает Президент Казахстана Н.А.Назарбаев. Можно критически относится к правительству страны, к её отдельнымчиновникам, но заслуги Н.А. Назарбаева перед казахстанским народом очевидны. Сэтим, я думаю, спорить никто не будет. Не одна политическая партия, котораяработает во благо казахстанского общества.

      Противниками Н.А. Назарбаева можносегодня назвать только прозападные политические силы в стране. Которые далекиот политических реалий, а выполняют узкокорыстные политические заказы.

      Я бы даже не назвал ихпартиями-спойлерами. Спросите почему? Всё очень просто. Партии-спойлеры хотьимеют самую бедную социальную базу, привязку к своей стране. Пусть даже самуюотдалённую. Любят свою страну. Прозападные структуры напрочь лишены даже этихкачеств, они как «политические зомби». И казахстанцы это чувствуют.

       Поэтому очевидно, что электоральнуюподдержку получат партии, которые продолжат курс национального лидера страныН.А. Назарбаева.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение