Оренбург стал центром вузовской дипломатии стран СНГ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В целом по итогам обсуждения представители России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана отметили, что имея общие корни в советской системе высшего образования, их национальные системы по мере развития за годы независимости накопили существенные различия. Для успешной конкуренции на рынке образовательных услуг в современных условиях глобализации необходимо согласование позиций, решение вопросов взаимного признания документов об образовании, ученых званий и степеней, развитие научных и академических обменов, стажировок и других форм сотрудничества, объединение в сетевые образовательные и научные структуры. В этих целях участники форума сформулировали конкретные практические рекомендации в его итоговой резолюции.
Оренбург стал центром вузовской дипломатии стран СНГ
Оренбургстал центром вузовской дипломатии стран СНГ19 февраля 2016 г. АНО «Содружествонародов Евразии» и НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ собрали в городеответственных за международные связи из вузов стран СНГ. Вместе с ними в работеМеждународного круглого стола «Перспективынаучно-образовательного сотрудничества на евразийском пространстве» принялиучастие вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин, и. о. министра культуры и внешних связей региона Александр Калинин, представители миграционнойслужбы, национальных диаспор, ученые и эксперты.Открывая заседание, директор АНО «Содружествонародов Евразии» Веналий Амелинотметил, что в условиях растущей конкуренции на формирующемся едином рынкетруда ЕАЭС преимущество получают вузы, которые поддерживают высокие стандартыобразования, признаваемые за рубежом, и развивают в этих целях международноесотрудничество.Директор российского учреждения по признаниюиностранных дипломов – Главэкспертцентра Рособрнадзора Вера Скоробогатова (г. Москва) проинформировала, что в Россииобучаются уже около 200 тыс. иностранных студентов, из которых 50 %представляют страны СНГ, 28 % – Азию, 7 % – Европу, 6 % – Северную Африку иБлижний Восток, 6 % – остальную Африку, 2 % – Северную Америку и Океанию, 1 % –Латинскую Америку. Страны ЕАЭС (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения иБеларусь) пользуются тем преимуществом, что образование, полученное в другомгосударстве Союза, признается без проведения специальных процедур длятрудоустройства, за исключением отдельных специальностей, требующих особогодопуска к профессиональной деятельности, например, медицинских ифармацевтических. В то же время существуют определенные проблемы: дляКазахстана – это сложность определения уровня образования в связи с одинаковой формойдипломов о начальном и среднем профобразовании, для Кыргызстана – наличие вдипломах двойных квалификаций, например, «фельдшер-акушер», чего нет в России,для Таджикистана – предоставление магистру права медицинской работы без ступениординатуры (интернатуры), что также не предусмотрено в РФ.Зав. отделом международных отношений Таджикскогонационального университета ИлхомиддинМахмадиев (г. Душанбе) предложил странам СНГ на законодательном уровне принятьмеры по сближению классификаторов специальностей и образовательных стандартов.ДиректорДепартамента по перспективному развитию Казахско-Русского международногоуниверситета Алтын Мырзашова (г.Актобе) обратила внимание на необходимость координации научных тем, так как диссертациисвободно переводятся и защищаются в других странах СНГ под чужим именем. Онасчитает необходимым создание на базе вузов, министерств и дипломатическихпредставительств специальных структур, призванных содействовать евразийскойинтеграции в сфере образования и науки, для устранения хаотичности ибессистемности в этих процессах.Проректор по науке и международным отношениямТаджикского технического университета ИльхомАмонов (г. Душанбе) отметил, что социальные потрясения 90-х годов сильноповлияли на состояние инженерно-технического образования и науки в стране.Многие специалисты и ученые уехали за пределы республики или перешли в болеедоходные отрасли деятельности, пострадала материально-техническая база научныхи учебных лабораторий. Однако со стабилизацией общественно-политической иэкономической ситуации система технического образования вновь набирает обороты.Для решения поставленных Президентом РТ задач по подготовкевысококвалифицированных кадров, их ориентации на нужды определяющих отраслейэкономики возникает необходимость в поиске новых и современных формсотрудничества с партнерами из стран СНГ.Доцент Академии государственного управления приПрезиденте Кыргызской Республики МаратЕгиналиев (г. Бишкек) рассказал, что его вуз уже успешно реализует задачуподготовки управленческих кадров во взаимодействии с российскими коллегами: Российскойакадемией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,Высшей школой экономики, Высшей школой госадминистрирования МГУ и др.Ректор Оренбургского государственного университета Жанна Ермакова выступила с инициативойпроведения в Оренбурге евразийских олимпиад по IT-технологиям, компьютерному дизайну,теоретической и общей электротехнике и т. д. Участие партнеров по СНГ в такихотборах принесло бы им выгоду, поскольку российские вузы имеют право приниматьна обучение победителей олимпиад на внеконкурсной основе.Проректор по учебной работе Западно-Казахстанскогоинновационно-технологического университета Жаскайрат Ерназаров (г. Уральск) обозначил в качестве одного из наиболееактуальных направлений международного сотрудничества для вузов РК реализацию совместных образовательных программ с выдачей двухдипломов.Проректор по международным связям иакадемической мобильности Актюбинского университета им. С. Баишева Ольга Лыгина назвала основными вызовамив сфере интернационализации образования: институционализацию международногосотрудничества; развитие академической мобильности; создание англоязычныхкурсов и программ; обеспечение международного уровня научных исследований; внедрениеинновационных образовательных технологий.Начальник отделамеждународных связей Оренбургского государственного аграрного университета Ольга Максимова отметила, что большаяроль в межвузовской договорной дипломатии принадлежит личным контактам намеждународных образовательных выставках, конференциях, форумах и другихпубличных площадках. В этой связи важным фактором евразийского сотрудничества всфере образования и науки является сохранение единого лингвистическогопространства на основе русского языка как средства межнационального общения.Проректор по международной деятельностиОренбургского государственного университета Григорий Пяткин подчеркнул, что долгие годы многие вузы России идругих стран СНГ ориентировались на взаимодействие с западными университетами иучастие в Болонском процессе. Но теперь становится очевидным, что необходимообратить главное внимание на партнеров из соседних государств, учитываяважность сохранения экономических, исторических и культурных связей с братскимиреспубликами. В рамках ЕАЭС формируется общий рынок труда, а его сложнопредставить без общего образовательного пространства.Ведущий специалист Департамента внешних связейКазанского федерального университета АлсуШеваловская поделилась успешным опытом привлечения иностранных абитуриентов.Наиболее эффективными механизмами показали себя: взаимодействие срекрутинговыми агентствами, посольствами и представительствами за рубежом,международные образовательные выставки, организация выездных вступительныхэкзаменов в странах ближнего зарубежья, рекламные поездки в страны дальнегозарубежья по программе «Школьный десант», продвижение вуза в иностранныхсоциальных сетях (Facebook, WEIBO, WeChat, QQ), на образовательных порталах и в СМИ,выпуск рекламно-информационных материалов и сувенирной продукции на иностранныхязыках. Они подкрепляются системой грантовой поддержки для иностранныхстудентов и аспирантов, продуманной инфраструктурой для их адаптации(общежитиями, коммуникационными сервисами на сайте вуза, сетью координаторов идр.), а также регулярными замерами их социального самочувствия.В целом по итогам обсуждения представители России,Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана отметили, что имея общие корни всоветской системе высшего образования, их национальные системы по мере развитияза годы независимости накопили существенные различия. Для успешной конкуренциина рынке образовательных услуг в современных условиях глобализации необходимосогласование позиций, решение вопросов взаимного признания документов об образовании,ученых званий и степеней, развитие научных иакадемических обменов, стажировок и других форм сотрудничества, объединение всетевые образовательные и научные структуры. В этих целях участники форумасформулировали конкретные практические рекомендации в его итоговой резолюции.

Поделиться: