Золотой храм в изумрудной степи.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
По традиции, во дворе хурула расположены молитвенные барабаны, которые наполнены буддийскими мантрами. Комплекс стал не только центром буддизма, но и научным центром, где собраны ценные материалы по буддийской философии. Здесь изучают йогу, проводят различные конференции и семинары, встречают почетных гостей – буддийских учителей, учат калмыцкий язык. Словом, «Золотая обитель Будды Шакьямуни» стала не только красивой визитной карточкой Калмыкии, но и является центром, где каждый житель буддийской республики может сполна прочувствовать свой национальный, духовный и культурный код.
Золотой храм в изумрудной степи.
Республика Калмыкия – единственный регион в европейской части России, в котором традиционной религией считается буддизм. Именно здесь находится крупнейший в Европе буддийский храм. «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (на калмыцком языке – «Бурхн Багш алтн сюме») – хурул, строительство которого благословил Его Святейшество Далай-лама XIV. В ноябре 2004 года духовный лидер буддистов всего мира посетил Калмыкию. Свои лекции он читал в хуруле около поселка Аршан, который на тот момент считался крупнейшим в республике. Перед отъездом Далай-лама посетил место в центральной части Элисты, где было запланировано строительство нового буддийского храма, и провел там краткую церемонию освящения. Позже, весной 2005 года, его ознакомили с эскизным проектом хурула, куда буддийский лидер  внес небольшие коррективы. Стройка продолжалась весьма непродолжительное время. Возведение нового хурула стало делом чести для всей Калмыкии. Храм был построен за рекордные девять месяцев, а его открытие приурочили к скорбной дате для всех калмыков – 28 декабря. Именно в этот день, в 1943 году, по приказу советской власти весь калмыцкий народ был отправлен в сибирскую ссылку. «Тринадцать лет, находясь на чужбине, наш народ верил, что однажды вернется на родную землю. Наш золотой храм – это символ возрождения калмыцкого народа», - подчеркнул тогда еще Глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов на церемонии открытия «Золотой обители Будды Шакьямуни» 28 декабря 2005 года. «Я питаю глубочайшее уважение к старшему поколению калмыков, которые сумели сохранить нашу религию, культуру и самобытность. Благодаря их силе и мужеству сегодня мы можем с гордостью говорить: Мы – калмыки, мы – буддисты!» - отметил в своей речи Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Центральный хурул Калмыкии вызывает восхищение у всех, кто его посещает. Неслучайно его называют одним из чудес России. Попадая на территорию храма, невольно забываешь, что находишься в европейской стране. Семь уровней хурула помогают обойти экскурсоводы. Каждый предмет здесь несет определенное значение. Есть, правда, место, куда туристов не пустят: в резиденцию Его Святейшества Далай-ламы. Прошло уже 12 лет, а духовный лидер буддистов так и не увидел воочию храм, эскиз которого ему привозила калмыцкая делегация. Однако Далай-лама не теряет надежды получить разрешение МИДа России и вновь посетить Калмыкию, где его ждет красивый буддийский храм. Украшением всего хурула является 9-метровая статуя Будды в главном зале. Сюда приходят молиться как местные жители, так и гости из самых разных регионов и стран. Именно здесь понимаешь основное предназначение «Золотой обители Будды Шакьямуни»: быть местом, где каждый человек может поразмышлять о бытии земного существования. Одной из рекомендаций, которую внес Далай-лама в проект хурула, стало возведение 17 статуй великих учителей Наланды. Далай-лама считает последователей тибетского буддизма духовными наследниками Наланды, крупнейшего монастырского университета древней Индии. Монастырь Наланда был разрушен мусульманами в 9-м веке, но его учителя к тому времени уже успели передать свои знания и духовный опыт жителям Тибета, откуда буддизм впоследствии распространился в Монголию, Калмыкию, Бурятию и Туву. «Пожалуй, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды», - сказал Его Святейшество Далай-лама на встрече с Шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче и Главой Республики Калмыкия Кирсаном Илюмжиновым. «Прежде мы уделяли внимание лишь восьми учителям Наланды, я добавил к ним еще девять. Так что, этот храм - своего рода официальное подтверждение моей точки зрения», - добавил он с улыбкой. По традиции, во дворе хурула расположены молитвенные барабаны, которые наполнены буддийскими мантрами. Комплекс стал не только центром буддизма, но и научным центром, где собраны ценные материалы по буддийской философии. Здесь изучают йогу, проводят различные конференции и семинары, встречают почетных гостей – буддийских учителей, учат калмыцкий язык. Словом, «Золотая обитель Будды Шакьямуни» стала не только красивой визитной карточкой  Калмыкии, но и является центром, где каждый житель буддийской республики может сполна прочувствовать свой национальный, духовный и культурный код. Сергей Темиров

Поделиться: