Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Александр КАРАВАЕВ: «Депутатский корпус Казахстана ожидает серьезное обновление»

15.02.2016

Автор:

Теги:


 

Обратившись в адрес президента Казахстана с инициативой опроведении досрочных выборов в мажилис, депутаты нижней палаты казахстанскогопарламента V созыва мотивировали такую необходимостьнарастающим влиянием мирового экономического кризиса и сложностью международнойповестки. С учетом этих объективных факторов назрела необходимость заручиться новыммандатом народного доверия для успешного преодоления глобальных испытаний и реализациинамеченных реформ.

Помимо обеспечения стратегических императивов, развернувшаяся вКазахстане электоральная кампания будет способствовать реализации важнойтактической цели – она станет своеобразным смотром дееспособности ресурсаполитических элит, обеспечит ротацию кадров внутри политических партий, что необходимодля решения масштабных задач, стоящих перед казахстанским обществом, считает ведущий эксперт Политологическогоцентра «Север – Юг» Александр КАРАВАЕВ.

 

- Что касается ожиданий каких-либо сюрпризовот избирательной кампании, то, скорее всего, их не будет. На мой взгляд,сложившаяся пропорция в виде представительства в парламенте трех партий – «НурОтан», «Ак Жол» и КНПК, а также депутатов от Ассамблеи народа Казахстана, сохранится.И она оптимальна на сегодня.

Гораздо важнее понять, почему именно сейчаснеобходимы досрочные выборы, какие задачи предстоит решать депутатам новогосозыва.  

В связи с этим позволю себе образноеотступление. На мой взгляд, если чиновники в различных ведомствах иминистерствах периодически проходят переаттестацию, то таким же образом имеетместо быть определенная «переаттестация» представителей законодательной власти.Эта мера своевременна и актуальна с учетом того, что Казахстан в прошлом годувступил в новую экономическую и, отчасти, социально-политическую реальность: началфункционировать Евразийский экономический союз, были приняты новые стратегическиепрограммы, объединенные «Планом нации»(«План нации  -  100 конкретных шагов по реализации пятиинституциональных реформ» –  стратегическая программа президента НурсултанаНазарбаев по вхождению Казахстана в 30-ку развитых государств в новыхисторических условиях. Прим. ред.).Эти программы уже реализуются, и уходящим парламентом принято несколькодесятков законов в их развитие.

Здесь же необходимо упомянуть и активныйпроцесс намеченной модернизации промышленности в связи с программой переносапроизводств из Китая, о чем было заявлено весной-летом прошлого года. Этотпроект рассчитан на 2020-2021 годы. В ближайшее время предстоит оценить, что этобудут за производства, в каких сферах и областях они будут разворачиваться, насколькоэффективным будет сотрудничество с Китаем и, соответственно, каким образомместные власти будут взаимодействовать с новыми промышленными комплексами. Все этобудет решаться в течение нынешнего года. 

На этом фоне очень важна упомянутая«переаттестация» той части общества, которая задействована в законодательнойветви власти. А это не только политики, но и деятели искусств, культуры, словом– политически активные люди, которые думают о будущем Казахстана.

В реальности речь, конечно, не идет отом, что в парламент придут исключительно новые персоны, на этот счет неследует питать иллюзий. Но основной костяк должен будет сдать своеобразныйэкзамен, который поможет понять, насколько кандидаты отвечают запросаммодернизации.

Безусловно, выборы дадут возможностьчастичной ротации партий, в первую очередь партии власти. Причем эта ротацияуже происходит. И здесь позволю себе уточнение: мы в основном говорим опарламентских выборах. Но не нужно забывать, что одновременно в Казахстане пройдутвыборы в маслихаты – законодательные органы всех уровней. И вот в этом сегменте,мне кажется, произойдет достаточно серьезная ротация, поскольку будет избрано3335 депутатов, значительная часть из которых могут оказаться новыми людьми.

Кстати, партия «Нур Отан» в течениенескольких недель провела большую работу – своеобразные внутрипартийные праймериз– на предмет того, кто бы мог представлять ее интересы в местных структурахзаконодательной власти. Из 340 тысяч человек было выдвинуто около трех тысячкандидатов. В сравнении с численностью Мажилиса – 107 депутатов – это громадныйсрез общества, власти и бизнеса на среднем и нижнем уровне, который нужноактивно включать в политическую работу, в практическую реализацию стратегическихпрограмм.

На мой взгляд, этот аспект будетиграть очень важную роль в поствыборный период.

К слову, в 2014 году «Нур Отан» ужепроводила аналогичные праймериз на местном уровне, в результате чего былообновлено 14% состава маслихатов.

Второй важный момент в понимании причинпроведения выборов в 2016 году – необходимость принятия объемного пакетадокументов по обеспечению административных и правовых реформ, которые сформулированыв Плане нации президентом Назарбаевым.

Прежде всего, это четыре основныхпункта экономического блока.

Руководством республики уже заявленоо предстоящей ревизии республиканского и региональных бюджетов. На практике этоозначает, что будет проведена серьезная оптимизация, то есть сокращениерасходов. Естественно, это коснется и региональных бюджетов. Поэтому народныеизбранники должны отвечать на импульс, проводить детальный мониторингобщественного мнения на местах, чтобы понять, не происходит ли каких-топерекосов в перераспределении средств и финансировании конкретных направлений,которые могут вызвать социальный протест.

Второй момент – будет разработанановая концепция использования средств Национального фонда и новая редакция Бюджетногокодекса. Это тоже ложится на плечи депутатов. Они должны будут учитывать мненияэкспертов в процессе работы над документами.

Также уже объявлено о том, что будетвнесен проект объединения Налогового и Таможенного кодексов Казахстана. Этареформа, кстати, одна из ожидаемых и в России, но пока она откладывается.Казахстан начал движение в этом направлении. Среди планируемых мер – введение налогас продаж в структуру местных налогов. Такой налог более выгоден дляпроизводителей, нежели для покупателей, но это даст возможность вывести экономикуиз серого сектора в легальное поле. НДС – более сложен к уплате, цепочкапрохождения товаров от производителя до покупателя позволяет увеличиватьколичество посредников, усугубляет в целом спекулятивные интересы. Болеепростая форма – возвращение к налогу с продаж. Кроме этого предусмотрены иныемеры по оптимизации налогового режима.

Четвертый важный момент – работа попередаче на местный уровень функций по формированию местных бюджетов. Большинстворегионов Казахстана в настоящее время дотационные. Соответственно, ожидается,что свобода в экономическом планировании приведет к положительной динамике вусилении позиций малого и среднего бизнеса в регионах страны.

Законодательное обеспечение всех упомянутыхпроцессов  – задача парламента новогосозыва и региональных представительных органов власти.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение