Выборы-2016: «переаттестация» законодательной власти Казахстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Это уникальный лидер и уникальная страна. В чем уникальность? В том, что это единственная страна на постсоветском пространстве, которая проходит через реальную модернизацию. Когда мы говорим о том, что нужен мандат на продолжение реформ, нужно понимать, что реформы идут постоянно.
Выборы-2016: «переаттестация» законодательной власти Казахстана
Нынешняяэлекторальная кампания в Казахстане реализуется в непростом геополитическомконтексте, на фоне определенных социально-экономических проблем. Но оптимизмвнушает факт: фабула выборов отнюдь не антикризисная – руководство республикиформирует на перспективу позитивную повестку дня, ставит перед страной стратегическиецели. К такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного досрочнымпарламентским выборам в Казахстане и перспективам развитияроссийско-казахстанских отношений.  В мероприятии, организованномИнформационно-аналитическим центром по изучению постсоветского пространства МГУим. М.В.Ломоносова (ИАЦ МГУ) совместно с Зиновьевским клубом МИА «Россиясегодня», приняли участие ведущие российские эксперты, проявившие неподдельнуюзаинтересованность заявленной тематикой. Не только потому, что Казахстан иРоссия – стратегические партнеры и «движители» интеграционных процессов вформате Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но и потому, что, по их мнению,Казахстан сегодня, активно модернизируя экономику и политическую систему, вомногом принимает на себя роль пионера на постсоветском пространстве. В ходе дискуссии были рассмотрены особенностейнынешней электоральной кампании, высказаны суждения и прогнозы относительно еепотенциальных бенефициарах и аутсайдерах, рассмотрены задачи, которые предстоитвоплощать в жизнь народным избранникам «новой волны». - Внимание к этим выборам со стороны Россиидостаточно велико, и это объясняется рядом причин. С одной стороны, нельзя неотметить, что наши политические процессы в определенной мере синхронизированы:в этом году нам также предстоят выборы в парламент. Кроме того, парламентскаясоставляющая – довольно важная компонента двусторонних отношений. И, конечно,итоги кампании, так или иначе, будут влиять на развитие казахстано-российского диалога,– отметил, открывая встречу, модератор мероприятия – генеральный директор ИАЦМГУ Сергей Рекеда. …Досрочные выборы для Казахстана – своего родаполитическая традиция. Однако для изменения регламента нынешних сложились объективныепредпосылки, считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.Во-первых, серьезная ситуация на международной арене требует принятия серьезныхрешений. А выборы – это в первую очередь плебисцит, это оценка народом реализуемойгосударством политики и некий мандат доверия на логическое продолжение таковой.- Подобный мандат необходим. Получив его,казахстанское руководство значительно укрепит политическую систему, что в современныхусловиях очень важно. И, что еще более важно – заручиться поддержкой граждан длядальнейшего реформирования общества и государства, – считает эксперт.  Говоря об этом, он отметил позитивный настройэлектората, стабильный фон уже завершившихся этапов и отсутствие рисков включениямеханизмов дестабилизации ситуации в стране извне. - Что же касается количества политических партий впарламенте, скажу так: сколько бы их ни было, не важно, принцип демократичностиэто никак не изменит. Есть и еще один аспект, он очень важен в России и, наверное,в Казахстане: возможность в рамках выборов обновить «качество» политическойсистемы. Ни одна политическая система не бывает дееспособной, если она регулярноне обновляется частично. Полное обновление – это хаос, отсутствие обновления –застой. Частичное обновление – это новый импульс политическому процессу присохранении стабильности, – констатировал Д.Журавлев. Задачи, стоящие перед новым составом Мажилиса,актуализировал ведущий эксперт Политологического центра «Север – Юг» АлександрКараваев. По его словам в 2016 году парламентариям необходимобудет принять достаточно объемный пакет документов, формирующих правовую базуадминистративных и правовых реформ, которые были заявлены президентом страны вминувшем году. В экономическом блоке – четыре важных задачи. Предстоит провестиполную ревизию республиканского и местных бюджетов. На практике это означаетнеизбежность серьезной оптимизации – сокращения расходов. Депутатам придется отвечать на этот импульс и проводитьдетальный мониторинг общественного мнения на местах, чтобы исключитьвозможность перекосов в перераспределении средств и свести к минимуму протестныериски. Второй момент – новая концепция формированияиспользования средств Национального фонда и Бюджетного кодекса.  Объемная работа предстоит также по объединениюНалогового и Таможенного кодексов. К слову, Казахстан начинает этот процесспервым на постсоветском пространстве, и Москве стоит присмотреться, посколькуаналогичные заявления звучали и от российского правительства. Четвертый момент – передача на местный уровенькомпетенции формирования местных бюджетов, что должно привести к усилениюпозиций малого и среднего бизнеса.Как видно, задачи, которые ложатся на плечидепутатов парламента и маслихатов, масштабны и объемны. В связи с этим выборыстанут своеобразной «переаттестацией» представителей законодательной властипроверкой на дееспособность. Однако, для того, чтобы понять истинные цели ипричины проведения досрочных выборов, нужно понимать, что такое Казахстан и ктотакой Назарбаев, считает директор Института ЕАЭС, член Зиновьевского клубаВладимир Лепехин. - Это уникальный лидер и уникальная страна. В чемуникальность? В том, что это единственная страна на постсоветском пространстве,которая проходит через реальную модернизацию. Когда мы говорим о том, что нуженмандат на продолжение реформ, нужно понимать, что реформы идут постоянно. Спервого дня, когда Назарбаев возглавил эту страну, он работает в режиме лидера,который решает две задачи одновременно. И он единственный, кому это удается: обеспечитьэкономическую и политическую стабильность и одновременно – развитие. Назарбаевне только великолепный тактик, но и великолепный стратег. И есть сложный двухпалатныйпарламент, в котором решается задача баланса. Во многом это как раз стратегиялидера: он наблюдает за процессом, каким образом происходит балансировка, даетновые вводные, постоянно идет экспериментирование и решается вторая задача –политическое развитие. Решая задачу стабилизации, важно чтобы не было застоя встране, важно катализировать политический процесс, и это тоже одна из причин дляпроведения внеочередных выборов, – уверен эксперт. Еще одна причина – транзит от президентской кпарламентско-президентской республике. Как это обеспечить, если не датьвозможность проявиться элитам, участвуя в реальных, но легитимных дискуссионныхформатах? Вопрос риторический…- Перспективы российско-казахстанских отношений вомногом зависят от того, как будет развиваться Казахстан. Те решения, которыепринимаются в экономической и в политической сфере, во многом являются примеромдля России и не только, - резюмировал В.Лепехин. Согласившись с коллегой, Дмитрий Журавлевакцентировал внимание на первичности политической составляющей в ментальностивсех постсоветских государств. По его мнению, этот фактор будет играть решающуюроль в переходном периоде. - Многие годы фактически все постсоветские страны исходилииз президентской модели. Уход от такой системы будет происходить, но без дееспособногопарламента его осуществить будет невозможно. Любые иные реформы можно проводить,опираясь на государственный аппарат, реформу политической системы – нет. ЗдесьКазахстан, как и во многом другом, оказался первым. Наши партнеры первымирешают задачу, которая потом, вероятно, встанет перед всеми странами постсоветскогопространства, - отметил Д. Журавлев. Подводя итог дискуссии, ее участникиконстатировали: то, как развивается электоральная кампания в Казахстане нанынешнем этапе, насколько уверенно, стабильно и системно она реализуется, убеждает:задачи, которые ставятся перед новым созывом Мажилиса и маслихатов, также будутуспешно решены. Ольга Казанцева 

Поделиться: