Анкара – Астана: запрос на медиацию или форсирование «мягкой силы»?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстан вновь готов сыграть роль медиатора. И это естественно, поскольку с Турцией мы прочно связаны как культурно и исторически, так и экономически. Если отвлечься от эмоциональности того, что каждый турок называет казахские земли «Ata Yurt» (земли предков), а также от того, что в стране проживает более 78 миллионов казахов, то нельзя не учитывать, что Турция – четвертый после США, Южной Кореи и Великобритании инвестор для Казахстана с объемом инвестиций в два миллиарда долларов
Анкара – Астана: запрос на медиацию или форсирование «мягкой силы»?
Казахстан готов выступить вкачестве медиатора, содействуя стабилизации отношений между Россией и Турцией.Об этом свидетельствуют итоги состоявшегося в минувшую субботу официальноговизита в Астану премьер-министра Турецкой Республики и заявления, озвученные навстрече президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с Ахметом Давутоглу. Событие, вызвавшее резонанс вэкспертном сообществе, с одной стороны, подтвердило приверженность Казахстана курсумноговекторности во внешней политике. Однако многие аналитики трактуют визит вином ключе – в контексте расширения влияния Анкары в центрально-азиатскомрегионе.   Акбота ЖОЛДАСБЕКОВА, профессоркафедры ЮНЕСКО Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева- Казахстан вновь готов сыгратьроль медиатора. И это естественно, поскольку с Турцией мы прочно связаны каккультурно и исторически, так и экономически. Если отвлечься от эмоциональноститого, что каждый турок называет казахские земли «Ata Yurt» (земли предков), атакже от того, что в стране проживает более 78 миллионов казахов, то нельзя неучитывать, что Турция – четвертый после США, Южной Кореи и Великобритании инвестордля Казахстана с объемом инвестиций в два миллиарда долларов. В Казахстанефункционирует более 1800 турецких компаний, что превышает количество другихзарубежных субъектов, ведущих деятельность в стране (кроме РоссийскойФедерации). Общая стоимость проектов, осуществляемых турецкими подрядчиками,составляет около 17,5 миллиарда долларов. За последние три года товарооборотмежду двумя странами вырос вдвое – с двух до четырех миллиардов долларов, а врамках программы «Новая синергия», принятой главами двух государств, этотпоказатель планируется довести до 10 миллиардов долларов. Немаловажно исотрудничество в космической сфере. С учетом этих весомых факторов, подчеркиваяважность турецкого вектора во внешней политике Казахстана, Н.Назарбаев обратилвнимание на огромный объем работы между двумя государствами: «Тесно работая всеэти годы с руководством вашей страны, мы восстановили когда-то утраченные намного лет связи между Казахстаном и Турцией. Я был инициатором созданияТюркского совета. Сегодня в Астане работает международная тюркская академия,где ученые исследуют культуру и историю, общую для наших стран. Значение Турциидля Казахстана очень велико, и от политики сотрудничества мы никогда неоткажемся».Вместе с тем, президентподчеркнул, что растущая геополитическая напряженность вокруг Турции неизбежно оказываетвлияние и на Казахстан. «Сегодня необходимо искать пути выхода из сложившейсяситуации. Многие причины происходящего по-прежнему остаются неясными. Конфликтыв Сирии и Ираке показали отсутствие единства между мусульманами. Мыприблизились к тому моменту, когда возможен ранее предрекавшийся на Западеконфликт между суннитами и шиитами», подчеркнул Н.Назарбаев. Безусловно, Казахстан дорожит истратегическим партнерством с Россией – соседом и партнером по ЕАЭС. С самого начала российско-турецкогоконфликта казахстанский президент неоднократно призывал руководство обеих странк разрешению ситуации, невыгодной как для самих сторон, так и для соседей. «Длянас также большой проблемой стал кризис в отношениях между Турцией и Россией.Обе страны являются нашими важными союзниками и партнерами», подчеркнул он и входе нынешней встречи. С момента обретения независимостии до сегодняшнего дня Казахстан неизменно  демонстрировал открытость и добросердечие в отношенияхс другими государствами, защищал принципы толерантности, доказалсостоятельность политики многовекторности. Сегодня республика вновь готовавыступить в качестве медиатора, содействуя стабилизации отношений между двумясвоими важнейшими партнерами. Алим АДИБУЛИН, к.и.н., доцент кафедрывосточных языков и лингвокультурологии Нижегородского государственногоуниверситета им. Н.И. Лобачевского- Современные внешнеполитическиедействия Турции в республиках Центральной Азии во многом повторяют политику начала1990 годов. В то время под предлогом тюркского единства Турция начинает активноучаствовать в многовекторных межгосударственных проектах, направленных наразличные сферы общественной жизни, от экономики – до образования. Этопроисходило на фоне формулирования идеологической концепции неопантюркизма, вомногом ориентированной на формирование лояльных элит в центрально-азиатскихгосударствах. Все это было свойственно политикетурецкого премьера Тургута Озала. А вакуум власти в регионе, существовавший фактическидо начала 2000 годов, вполне позволял проводить такую «тихую экспансию». Однаков новом веке политика неопантюркизма подверглась ревизии. В этот периодприоритетным для Турции стало налаживание добрососедских и партнерских связей сРоссией. Важно отметить, что именно турецкая сторона инициировала и начала выстраиватьконструктивный диалог с Россией. Движущую роль в процессе стали игратьэкономические проекты. С одной стороны, в этот период иМосква, и Анкара рассматривали американскую политику в качестве откровенногопроявления «гегемонизма», с другой – они начали по-другому воспринимать другдруга: не как соперники, а как партнеры в экономике и политике. Однако при этомвнешнеполитические взгляды Турции на регион Центральной Азии не поменялись, нотрансформировались в принцип «мягкой силы» через множество академическихпрограмм, экономических и совместных бизнес-проектов, благодаря которымпроводилась все та же политика национального и культурного единства тюрок. Нынешний премьер-министр ТурецкойРеспублики Ахмет Давутоглу, на самом деле, не изобрел ничего нового. Ониспользует в Центральной Азии те же инструментарии внешней политики ТургутаОзала, но «адаптированные» к современным реалиям. Однако Турции не следуетзабывать: вакуума власти, который существовал ранее в центрально-азиатскомрегионе, больше не существует. По сравнению с 1990 годами, существенно усилилисьполитические позиции России в регионе, укрепились внешнеэкономические связигосударств, образовался Евразийский экономический союз, в независимыхцентрально-азиатских республиках сложились национальные элиты, пусть иразделяющие идеи общей культуры тюрок, но вовсе не считающие должным разделять позициюТурции во внешней политике. Агрессивный характер этойполитики вряд ли будет в ближайшее время способствовать укреплению политическихсвязей с центрально-азиатскими республиками. 

Поделиться: