Эксперт: В Концепции казахстанской идентичности власть подала хороший месседж представителям нетитульной нации

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Хотел бы подчеркнуть, что важным условием идентичности является позитивные эмоции – человеку необходимо испытывает радость и гордость от принадлежности к своей группе. Именно поэтому многие страны мира ищут способы сохранить гражданскую идентичность. Перед государствами и обществами стоит задача: создать условия для мирной и комфортной жизни очень разных людей. И Концепция, предложенная президентом Казахстана, вполне укладывается в эту стратегию.
Эксперт: В Концепции казахстанской идентичности власть подала хороший месседж представителям нетитульной нации
Вопрос формирования казахстанскойнации на основе гражданской идентичности – продолжает оставаться одним из самыхострых в казахстанском общественном дискурсе. Подписанная президентомРеспублики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым накануне Нового года Концепцияукрепления и развития казахстанской идентичности и единства утвердила, что«казахстанская идентичность… базируется на том, что каждый гражданин,независимо от этнического происхождения, связывает свою судьбу и будущее сКазахстаном». В Концепции также подчеркивается, что казахстанская идентичностьосновывается на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразииказахстанского народа.Такимобразом, государство установило приоритет гражданской идентичности надэтнической. Безусловно, Концепция стала одним из самых фундаментальных, ёмкихи важных документов, посвященных нациестроительству, в истории независимого Казахстана.Была проделана огромная работа, и документ продемонстрировал, что сферуидеологии в Администрации Президента Республики Казахстан сегодня курируютэффективные и креативные менеджеры, способные предложить обществустратегическое видение формирования казахстанской идентичности, единства,патриотизма, и вывести тему нациестроительства из разряда кулуарных бесед вширокую общенациональную повестку.Реакцияна этот документ из национал-патриотического стана последовала практическинезамедлительно. Так лидер ОСДП Жармакан Туякбай сделал заявление, в которомпризвал «отказаться от пагубной замены естественной национальной казахскойидентичности на ее искусственную форму в виде «казахстанской нации», постояннонуждающуюся в пропагандистских подпорках». Таким образом, казахстанская оппозицияпродемонстрировала, что в местных политических реалиях социал-демократическиевзгляды мирно уживается с национализмом. Достаточно резко прозвучала репликаполитолога Толганай Умбеталиевой, которая в интервью одному оппозиционномуизданию заявила, что казахстанская нация – это мертворожденная идея. Мыпобеседовали на эту тему с казахстанским политологом, руководителемОбщественного фонда «Мир Евразии» Эдуардом Полетаевым: –  Эдуард Эдуардович, как Вы считаете, насколькопроект создания гражданской нации жизнеспособен и осуществим в Казахстане? –Прежде чем приступать к построению каких-либо идеологических конструкций, надоопределиться, что же мы понимаем под «нацией». По мнению американского политологаЭндрю Хейвуда, единого понимания этого термина до сих пор нет. Сама идея нациистоль привычна, что мало кто задается мыслью ее проанализировать – она попроступринимается как нечто само собой разумеющееся. Следует подчеркнуть, что втеоретической политологии эта дефиниция с равным успехом применяется к таким разнымявлениям, как государство, страна, этническая группа. ООН, например, названанеправильно, поскольку это организация государств, а не национальных сообществ.Ябы исходил из того положения, что о нации можно говорить лишь тогда, когдапринадлежащие к ней люди осознают себя целостным политическим сообществом. Формированиеполитических общностей происходит на разной основе. Есть государства, которыестроятся на основе этнической принадлежности, как, например, Израиль,признанный ООН в 1949 году. И есть государства, которые были построены напринципах, схожих с теми, что предлагает лидер Казахстана в Концепцииукрепления казахстанской идентичности и единства. Это политические нации. Классическимипримерами политических наций считаются США, Франция и Великобритания. США – этострана эмигрантов, национальная идентичность здесь не могла развиться на основеобщих культурно-исторических корней, идея американской нации изначальносознательно конструировалась через систему образования и культивирования уваженияк таким общим ценностям, как идеалы Декларации независимости и Конституции США.Аналогичным образом национальная идентичность французов многим обязанатрадициям и принципам Французской революции 1789 года. Великобритания, по сути,является союзом четырех наций – англичан, шотландцев, валлийцев и северныхирландцев. Их национальное чувство в своей основе имеет политические факторы –преданность короне, уважение к парламенту, приверженность идее историческизавоеванных прав и свобод. ВКазахстане сложность процесса нациестроительства заключается в том, что он по-прежнемуостается многоэтничным государством. При этом, хотя казахи  доминирует в количественном отношении, и скаждым годом доля титульной нации неуклонно увеличивается, тем не менее, надопризнать, что казахский язык пока еще не служит окончательным идентификатором,поскольку не все казахи владеют им в достаточной мере, еще меньше его носителейсреди представителей других этносов.Исходяиз этих сегодняшних реалий, мне думается, что именно принцип гражданства, тоесть наличие казахстанского паспорта, является наиболее всеохватывающим,универсальным и компромиссным фактором для сплочения нации. Но это никоим образомне означает, что казахский язык будет игнорироваться. Государство по-прежнему продвигаетпринципы знания  и изучениягосударственного языка, и в Концепции на этом сделан акцент.– В чем, на Ваш взгляд, заключается практическаязначимость этого документа? –Концепция важна, в первую очередь, тем, что она подает сигнал тем, кто неидентифицирует себя с титульной нацией. Для них это хороший месседж от власти,который говорит им: «Вы полноправные граждане своей страны», который придает имуверенность, что они нужны государству, что их эмоционально и с помощьюкаких-то лозунгов не выталкивают за его пределы, не делают чужими  в собственной стране. И с этой точки зренияэто очень значимый документ. Потому что, хотя сегодня значимой миграции из странынет, как это было, скажем, в начале девяностых годов, когда Казахстан покинулодва миллиона человек, тем не менее, для того, чтобы сохранить своиинтеллектуальные и трудовые ресурсы государство должно поощрять граждан,стимулировать их лояльность.Хотелбы подчеркнуть, что важным условием идентичности является позитивные эмоции – человекунеобходимо испытывает радость и гордость от принадлежности к своей группе. Именнопоэтому многие страны мира ищут способы сохранить гражданскую идентичность.Перед государствами и обществами стоит задача: создать условия для мирной икомфортной жизни очень разных людей. И Концепция, предложенная президентомКазахстана, вполне укладывается в эту стратегию.- Примечательно, что критикидокумента высказывают опасения, что казахстанская идентичность может растворитьказахскую идентичность. По их мнению, сначала надо сформировать прочное ядроказахской нации, и только потом формировать вокруг него казахстанскую нацию. Насколькоэти страхи, на Ваш взгляд, обоснованы?-Я не думаю, что они имеют под собой хоть какую-то почву. Казахи сегоднясоставляют 65% населения страны. Казахская нация оформилась как общность людей,обладающая 550-летней историей государственности, богатым культурным и духовнымнаследием.  Вряд ли кто-то на нынешнемэтапе может поставить это под сомнение. Полагаю также, что критики Концепции неотрицают ее полностью. Их замечания носят скорее характер предложения идополнения к документу. И хорошо, что такая дискуссия разворачивается на идеологическомполе, и не приводит к каким-то серьезным конфликтам. Я думаю, что  компромисс, в конце концов, будет найден.- Почему именно оппозицияоседлала национальную тему?- Потомучто она очень хорошо собирает «лайки» в интернете. Потому что, сколько не педалируйэту тему, разговоры и дискуссии вокруг нее не утихают, и людям она не надоедает.И это, в сущности, нормально для realpolitik– поднимать такие горячие темы, чтобы оставаться в центре общественногодискурса. Другое дело, насколько эта тема действительно актуальна и значима сегодня,в условиях кризиса, падения цен на нефть, девальвации национальной валюты, ожидаемой инфляции? Возможно, такиетемы будируются сознательно, чтобы не поднимать более сложные вопросы,требующие действительно высокого уровня компетенции: скажем, разработки программыв экономической сфере. Значительно проще выезжать на эмоциях, с которымнеизменно связан национальный вопрос.Сдругой стороны, надо признать, что ряд задач, которые ставило перед собойгосударство в сфере нациестроительства и языковой политики, до сих пор нерешены, и это, безусловно, создает благоприятные предпосылки для критики.  К примеру, не удалось внедритьделопроизводство на государственном языке. В то же время поставлена задача развитиятрехъязычного образования с целью повышения конкурентоспособностиказахстанского общества и трудовых ресурсов. Это масштабная программа. Положаруку на сердце признаем, что трудно назвать хотя бы одну страну в мире, где всежители в совершенстве говорили на трех языках. Поэтому, действительно, намеренияобозначены правильные и серьезные, но очевидно, что выполняться эта программабудет достаточно долго. А значит, языковой вопрос останется проблемной идолгоиграющей темой, предметом   и спекуляций, и оживленных общественных дебатов.- Возвращаясь к теме создания встране комфортных условий для проживания. Согласны ли Вы с озвученным недавно авторитетнымказахстанским социологом Гульмирой Илеуовой тезисом, что бытовой национализмявляется причиной оттока из Казахстана русского населения?- ДляКазахстана характерна отложенная миграция. Это не та ситуация, котораяпроизошла на украинском Донбассе не так давно, когда после начала военныхдействий сотни тысяч людей за очень короткий срок покинули территорию Украины иперебрались в основном в Россию. Причем отложенная миграция находится в умах представителейсамых разных национальностей, в том числе казахов. У кого-то есть родственники запределами Казахстана, кто-то хочет продолжить образование за рубежом ивыстроить свою карьеру в странах Западной Европы и США. В целом, на мой взгляд,не нужно сильно драматизировать это явление, оно характерно для всего мира, гделюди из менее удачливых в экономическом отношении государств переезжают в болееудачливые. Всегда есть страны-доноры и страны-реципиенты в миграционномотношении.Ноесть страны, которые научились извлекать выгоды из этих процессов. Например,Китай. Огромное количество китайцев покидают страну, разъезжаясь по всему миру,но из-за пределов родины они помогают экономике Китая. Так, во многом успехи специальныхэкономических зон на восточном побережье Китая связаны с инвестициями влиятельныхкитайцев, проживающих за рубежом.Сегодняграницы национальных государств все больше и больше стираются под напороминтернет-технологий, развития коммуникаций и транспорта. Мир становится всеболее открытым, и мононациональным государствам в этом мире придется очень непросто.В конце концов, их останется не так много и, скорее всего, это будут малоперспективныестраны. Таким образом, акцент на этническую идентичность еще будет сохраняться какое-товремя, но, как показывает практика, границы этой идентичности будут размываться.- Значит, проблема миграции ибытового национализма надуманная?-Нет, проблема есть. Потому она и вызывает опасение. Ведь еще свежа память о том,как в 90-е годы в межэтнических конфликтах гибли люди. С тех пор не так многовремени прошло, и эта кровь не забылась. Главное, чтобы эмоции невыплескивались, проблема не раздувалась, а приоритет одной нации не устанавливалсяза счет ущемлении прав другой.Какпоказывает практика очень многих государств, которые акцентировали внимание на этническойидентичности, они сами чаще всего от этого страдают. Хороший пример – этоСербия. Так сложилось, что после распада Югославии сербские общины оказались запределами Сербии, на территории других бывших югославских республик. Так вот,попытка защитить их интересы и идентичность в конечном счете привела к тому,что Сербия потеряла выход к морю и сильно потеснилась своей территорией.Добавлюв заключение, что в современном мире немало примеров, когда политическаяидентичность превалирует над этнической и языковой. Наглядный пример этогопредставляют такие государства, как США и Канада, где, за исключениемнескольких франкоязычных канадских провинций, проживает фактически однородное англоязычнымнаселение. Тем не менее, никаких попыток объединения и создания на этой основе некоейанглосаксонской империи не предпринимается. Похожий пример: немецкий язык являетсягосударственным не только в Германии, но и в Австрии и Швейцарии, тем не менее,это разные государства, и никто не совершает шагов по созданию единогонемецкоязычного государства, о чем сегодня, имея в виду фактор русского языка, оченьмного любят говорить в Казахстане и чего так опасаются национал-патриоты. Намой взгляд, это уже точно надуманная проблема. Записала Жанар Тулиндинова

Поделиться: