Украинский состав «потерялся» между политикой и экономикой

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Это было вызвано тем, что украинская сторона не провела оплату перевозок в срок, а именно до отправления состава. Маршрут, и сам факт движения поезда, были охвачены масштабной украинской пиар-кампанией. Отправление грузового состава в Киеве назвали прорывом в вопросах отказа от транзита по российской территории, представив это как положительный фактор участия в транспортно-логистических проектах евразийского пространства, в том числе и в проекте Экономического пояса Шелкового пути.
Украинский состав «потерялся» между политикой и экономикой
Украинский состав «потерялся» между политикой и экономикой В конце января на территории Казахстана был задержан железнодорожный состав, следовавший из Украины. Это было вызвано тем, что украинская сторона не провела оплату перевозок в срок, а именно до отправления состава. Маршрут, и сам факт движения поезда, были охвачены масштабной украинской пиар-кампанией. Отправление грузового состава в Киеве назвали прорывом в вопросах отказа от транзита по российской территории, представив это как положительный фактор участия в транспортно-логистических проектах евразийского пространства, в том числе и в проекте Экономического пояса Шелкового пути.Стоит отметить, что в СМИ звучали заявления украинских политиков об «открытии Шелкового пути в обход России». Тем не менее, вряд ли эти слова можно воспринимать всерьез. Существует целый ряд географических, экономических и других факторов, исключающих саму возможность неучастия России в региональных транспортных проектах.Карта маршрута украинского железнодорожного состава наглядно демонстрирует сомнительную эффективность этого пути. Контейнеры состава дважды перекладываются на паромы в Черном и Каспийском морях, не говоря уже о необходимости преодоления многочисленных границ и пропускных пунктов даже в режиме действующего транскаспийского логистического соглашения. Срок пилотной доставки грузов из Украины до казстанско-китайской границы составил 17 суток. Если вычесть период задержки, связанный с неуплатой транспортных услуг, срок составит чуть более двух недель. Это время можно назвать соизмеримым со сроками традиционного маршрута по территории России. Однако здесь стоит учитывать, как минимум факторы того, что украинский состав следовал практически порожним, а транспортировка грузов с паромов на составы обусловит рост промежуточных издержек, на что предприниматели не пойдут. В этой связи можно говорить о том, что проект не несет экономической составляющей, представляя собой исключительно политический жест Киева.Между Украиной, Азербайджаном, Грузией и Казахстаном действует соглашение о льготном транзитном тарифе перевозок. Не исключается, что одним из главных звеньев этого логистического коридора является Турция, через территорию которой товары могут поставляться в южные страны ЕС. Украинские власти, в свою очередь, стараются получить максимум политического пиара при косвенном участии страны в проекте. Однако даже максимальное снижение тарифов транспортного коридора пока не может быть соизмеримым с уровнем интеграции экономик Беларуси, России и Казахстана. Общее экономическое пространство этих стран обуславливает настолько либеральные процедуры движения товаров, что порядок межгосударственных грузоперевозок сравним с процедурами межрегиональных/внутригосударственных перевозок.Вместе с тем, нельзя говорить, что транскаспийский маршрут не стоит развивать. Дело в том, что для Казахстана и стран Закавказья участие в большем количестве транспортных проектов является возможностью диверсификации экономик, отхода от экспортно-сырьевой зависимости. Относительно небольшие объемы экономических систем этих государств позволяют применять международные транспортные коридоры в качестве инструмента диверсификации. В этом отношении предпочтительнее участие в большем количестве транспортных артерий. В то же время Киеву вряд ли стоит надеяться на поддержку выдвигаемой под видом логистического проекта политической линии. Казахстан, задержав железнодорожный состав из-за неоплаты услуг перевозки, продемонстрировал, что для перевозчиков и транзитеров сегодня имеет значение только экономическая целесообразность сотрудничества. Иными словами, стороны будут развивать проект только при наличии реальных выгод для грузоперевозчиков. При этом никто не говорит об отказе от существующих пролегающих через территорию России транспортных путей, которые в силу традиционности пока наиболее предпочтительны.Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Поделиться: