Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров

18.01.2016

Автор:

Теги:

 

Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова нарасширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогамсоциально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетнымнаправлениям экономической программы на 2016 год

Наша главная цель – несмотря на трудности,решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы,структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможностидля развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса

Уважаемые участникизаседания!

В повестке дня сегодняшнегорасширенного заседания Кабинета Министров – итоги экономического и социальногоразвития страны за истекший 2015 год и утверждение важнейших приоритетовразвития экономики страны на 2016 год.

Анализируя поступательноепродвижение страны по пути демократических преобразований и устойчивогоразвития, мы имеем все основания заявить о том, что в истекшем году сделанырешительные шаги в осуществлении принципиально важных реформ, направленных надостижение нашей главной цели – выйти на уровень развитых демократическихгосударств мира с сильной социально ориентированной экономикой, обеспечивающейдостойный уровень и качество жизни наших людей.

Речь, прежде всего, идет ореализации всесторонне продуманной Программы, направленной наобеспечение глубоких структурных преобразований, надежной защиты интересовчастного предпринимательства и малого бизнеса и, что принципиально важно, – взаконодательном, нормативно- правовом и практическом, как это предусмотрено внашей Конституции, обеспечении приоритетной роли частной собственности,поступательного сокращения присутствия государства в экономике Узбекистана.

Признано целесообразным наэтом этапе нашего развития под прямым управлением государства сохранить толькопредприятия, осуществляющие добычу и переработку углеводородного сырья,драгоценных и цветных металлов, урана, а также стратегические инфраструктурныеотрасли естественных монополий – железные и автомобильные дороги, авиационныеперевозки, генерирование электроэнергии, электрические и коммунальные сети.

Была поставлена задача исозданы условия для массовой продажи государственных активов, в первую очередьиностранным инвесторам. Так, по «нулевой» выкупной стоимости было реализованона конкурсной основе новым инвесторам 506 имущественных комплексов с принятиеминвесторами инвестиционных обязательств в размере около 1 триллиона сумов и 40миллионов долларов США, а также созданием около 22 тысяч новых рабочих мест.

Полностью ликвидированы 245низкорентабельных и бездействующих организаций.

Снесены предусмотренные впрограмме приватизации 353 неиспользуемых и с незавершенным строительствомобъекта государственной собственности. В результате высвобождено 120 гектаров земельныхучастков, около 80 из которых отведены предпринимателям для организациипроизводства и оказания услуг.

Завершена инвентаризация ивыставлены на торги для реализации полностью в частную собственность 319неиспользуемых объектов государственной собственности, 102 из них в прошломгоду реализованы новым собственникам. Произведена оценка и выставлены напубличные торги государственные доли в 378 акционерных обществах для ихреализации стратегическим иностранным инвесторам. Необходимо особо подчеркнуть,что на продажу выставлены государственные доли в достаточно успешных, динамичноразвивающихся предприятиях – таких, как акционерные общества «Навоиазот»,«Ферганаазот», «Ургенч экскаватор», «Кызылкумцемент», «Джизакскийаккумуляторный завод», «Алокабанк», «Туронбанк», страховая компания«Узагросугурта» и других.

Из выставленных на торгигосударственные доли 52 акционерных обществ уже реализованы в частнуюсобственность. В частности, акции АО «Кукон ёг-мой», принадлежавшиегосударству, проданы на сумму 2,5 миллиона долларов.

И это только началоширокомасштабной работы по коренному изменению структуры собственности.

Принципиально важное значениедля наведения должного порядка и повышения ответственности руководителей идолжностных лиц правоохранительных, контролирующих и административных структурза незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность имело принятиеряда законов и законодательных актов.

Введен принцип приоритетаправ предпринимателей в их взаимоотношениях с государственными,правоохранительными и контролирующими органами.

В более чем 40нормативно-правовых актов внесены изменения и дополнения, связанные супрощением и облегчением создания и осуществления деятельности субъектовпредпринимательства. В частности, введен новый порядок, в соответствии скоторым уголовное дело не возбуждается и лицо освобождается от ответственности,если оно впервые совершило преступление, предусмотренное в случае уклонения отуплаты налогов или других обязательных платежей, но полностью возместилонанесенный государству ущерб в течение 30 дней после обнаруженияправонарушения.

В решении вопросов укреплениягарантий и защиты законных прав частных собственников и предпринимателейпервостепенное значение придается усилению роли судебных органов.Судывправе приостанавливать исполнение решения контролирующего органа, обжалуемогосо стороны субъекта предпринимательства, на период рассмотрениясоответствующего иска.

Законодательно введена норма,что только по решению суда может осуществляться изъятие имущества субъектовпредпринимательства в связи с нарушением ими налогового и таможенногозаконодательства, существенно сокращены сроки рассмотрения искового заявления.

Теперь проверкадеятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств будетосуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, а другиххозяйствующих субъектов – не чаще одного раза в три года и только по решениюРеспубликанского совета по координации деятельности контролирующих органов.

При этом срок проведенияплановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью,сокращен с 30 до 10 календарных дней. Важно отметить, что эти нормы установленыи в отношении частных банковских и финансовых институтов.

Усилены меры административнойответственности за нарушение порядка проведения проверок и ревизийфинансово-хозяйственной деятельности предприятий правоохранительными иконтролирующими органами, нарушение порядка оказания государственных услуг,незаконное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и операций поих банковским счетам, необоснованное истребование информации о наличии денежныхсредств на их счетах, принудительное привлечение предпринимателей кблаготворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежныхсредств, и другие.

Наряду с этим законодательновнедрен механизм возмещения в полном объеме, включая упущенную выгоду, вреда,причиненного субъекту предпринимательства в результате незаконных решенийгосударственных органов, органов самоуправления граждан или действий(бездействия) их должностных лиц.

В отношении должностных лицконтролирующих, правоохранительных и иных государственных органов, которыенеоднократно нарушили законодательство в сфере защиты свободыпредпринимательской деятельности, будут применяться меры уголовнойответственности. Соответствующие нормы уже внесены в Уголовный кодексРеспублики Узбекистан.

В отчетном году на базеединого центра обслуживания вызовов АК «Узбектелеком» и «телефона доверия»Генеральной прокуратуры внедрена система круглосуточного приема обращенийсубъектов предпринимательства по вопросам необоснованного вмешательства в ихдеятельность государственных, правоохранительных и контролирующих органов,воспрепятствования предпринимательской деятельности и нарушения правсобственников. Только за полгода с момента введения этой системы в органыпрокуратуры обратилось свыше 1,5 тысячи предпринимателей. Что особенно важно –около трети всех обращений было решено в их пользу.

Благодаря внедрениюэлектронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектамипредпринимательства в 2015 году 42,8 тысячи субъектов предпринимательствазарегистрированы через сеть Интернет на Едином портале интерактивныхгосударственных услуг, обеспечивающем доступ к 260 различным видаминтерактивных услуг. Если в 2013-2014 годах предпринимателям и гражданам былооказано чуть более 102 тысяч услуг, то только за 2015 год их количествопревысило 420 тысяч.

Сегодня 100 процентовналоговой и статистической отчетности сдается в электронном виде через сетьИнтернет.

С 1 января текущего годаЕдиные центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательствапо принципу «одно окно» начали функционировать во всех регионах республики,внедрен также абсолютно новый механизм подключения субъектовпредпринимательства к инженерно-коммуникационным сетям, предусматривающийпередачу территориальным предприятиям эксплуатационных организаций полномочийпо осуществлению всех процедур на условиях «под ключ» – начиная от получениятехнических условий до подключения к инженерно-коммуникационным сетям.

Дорогие друзья!

Хотел бы с удовлетворениемотметить, что проводимая нами работа по улучшению делового климата находит своепозитивное отражение в рейтингах деловой среды международных экономическихорганизаций. В октябре прошлого года Всемирный банк опубликовал рейтинг«Ведение бизнеса», где Узбекистан всего за один год поднялся на 16 пунктов изанял 87-е место. Особо следует отметить, что по таким критериям, как«поддержка нового бизнеса», Узбекистан в настоящее время занимает 42-е место вмире, по обеспечению исполнения заключенных договоров – 32-е, по эффективностисистемы банкротства экономически несостоятельных предприятий – 75-е место. Поиндикатору «предоставление кредитов субъектам малого бизнеса» Узбекистан запоследние три года поднялся со 154-го до 42-го места, улучшив только за прошлыйгод свой рейтинг на 63 позиции.

Как отмечено в докладеВсемирного банка, Узбекистан в настоящее время входит в первую десятку странмира, которые за последний год достигли наилучших результатов в областиулучшения деловой среды для предпринимательской деятельности.

Хотел бы отметить, чтоблагодаря принимаемым мерам доля малого бизнеса и частного предпринимательствав валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7процента в настоящее время, или в 1,8 раза. В этой сфере сегодня производитсятреть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции. В нейтрудится более 77 процентов всего занятого населения.

Уважаемые участникисовещания!

В 2015 году проделанабольшая работа по коренному изменению принципов и подходов в системекорпоративного управления, приданию ему подлинно рыночного характера.

Проведена полнаяинвентаризация деятельности всех акционерных обществ, на основании которой по462 обществам, или 43 процентам от общего числа, приняты решения об ихликвидации или преобразовании в другие организационно-правовые формы.

На основе изучения передовогомеждународного опыта корпоративного управления предприятиями была разработана иутверждена новая типовая структура акционерного общества. На ее базе с учетомсовременных подходов к корпоративному управлению разработан и утвержден новыйКлассификатор должностей и профессий, с включением в него 566 новых категорий,соответствующих требованиям рыночной экономики.

Исходя из данногоклассификатора проведена аттестация руководящих кадров на предмет знания имисовременных методов и принципов корпоративного управления, менеджмента имаркетинга. По результатам аттестации из 721 руководящего работника,подлежащего аттестации, только менее половины, или 49 процентов, аттестованы,каждый третий – аттестован условно, а 20 процентов, или каждый пятыйруководитель, признаны не соответствующими занимаемым должностям. Эти цифрыговорят сами за себя и лишний раз подтверждают, насколько своевременно мыначали кардинально менять структуру управления акционерными обществами.

На высвободившиесяруководящие должности пришли молодые, хорошо образованные, на практикевладеющие методами современного менеджмента и маркетинга специалисты.

Для организации на системнойоснове подготовки и повышения квалификации руководящих работников испециалистов акционерных обществ, овладения ими современными методамикорпоративного управления при активном участии Европейской школы менеджмента итехнологий (Германия) был создан Научно-образовательный центр корпоративногоуправления.

Уже в прошлом году с широкимпривлечением профессорско-преподавательских кадров ведущих образовательныхучреждений Германии и других экономически развитых стран было организованоповышение квалификации в сфере корпоративного управления более 160руководителей акционерных обществ, банков, крупнейших предприятий республики,половина из которых прошла стажировку на немецких предприятиях.

Дорогие друзья!

Самого серьезного вниманиязаслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализациюпроектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей,структурным преобразованиям в экономике страны. В этих целях в 2015 году былопривлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования вэквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всехинвестиций – это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляютпрямые иностранные инвестиции.

67,1 процента всех инвестицийнаправлены на производственное строительство. Это позволило в 2015 годузавершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектовобщей стоимостью 7,4 миллиарда долларов.

В их числе – строительствопарогазовой установки мощностью 370 МВт на Ташкентской ТЭС, модернизациягидрогенераторов Чарвакской ГЭС, расширение производства кальцинированной содына Кунградском содовом заводе, организация производства новых сложных удобренийв АО «Самаркандкимё» мощностью 240 тысяч тонн, тракторных прицепов, в том числес увеличенной емкостью, компонентов для бытовой техники на базе бездействующихпроизводственных площадей АО «Моторный завод» и другие.

Среди введенных в стройобъектов особо хотел бы отметить построенный совместно с южнокорейскимиинвесторами и специалистами Устюртский газохимический комплекс на баземесторождения Сургиль. Этот комплекс стоимостью свыше 4 миллиардов долларовявляется одним из самых современных высокотехнологичных и крупных производств вмире. Его ввод в эксплуатацию позволит получать ежегодно 83 тысячи тоннполипропилена, который до этого импортировался в республику, увеличить объемпроизводства полиэтилена в 3,1 раза, трудоустроить более 1 тысячивысококвалифицированных специалистов.

АО «GM Uzbekistan» вХорезмской области запущено серийное производство мини-грузовика «ШевролеЛабо», общая стоимость проекта составляет около 6 миллионов долларов, а годоваямощность – 5 тысяч машин, необходимых для фермеров и частных предпринимателей.Следует отметить, что это третья модель, выпускаемая на новом заводе «ХорезмАвто», где уже налажено производство автомобилей «Дамас» и «Орландо».

В Папском районе Наманганскойобласти была введена в эксплуатацию солнечная фотоэлектрическая станция мощностью130 кВт. Пока этот проект носит тестовый характер, но к 2020 году в республикепланируется ввести в строй еще три солнечные электростанции мощностью 100 МВткаждая.

Открыто скоростное движениепассажирских поездов на участке железнодорожной линии Самарканд-Карши, чтопозволило организовать курсирование высокоскоростных электропоездов «Афросиёб»по маршруту Ташкент-Карши. В результате в 2 раза сокращено время перевозкипассажиров из столицы в Кашкадарьинскую область и обратно.

Глубокие структурные измененияпроисходят в сельском хозяйстве. Благодаря самоотверженному труду имастерству фермеров и дехкан, несмотря на сложные погодные условия, вреспублике выращен и собран богатый урожай сельскохозяйственной продукции –произведено более 7 миллионов 500 тысяч тонн зерна, более 3 миллионов 350 тысячтонн хлопка.

Следует отметить, чтополученные высокие урожаи обеспечены в основном за счет интенсификациисельскохозяйственного производства, улучшения селекции и внедрениярайонированных сортов хлопчатника и зерновых колосовых культур, освоениясовременных агротехнологий.

Средняя урожайность пшеницыпо стране достигла 55 центнеров с гектара, а в отдельных районах она составила60-77 центнеров с гектара, что является огромным достижением наших фермеров.

Наряду с этим ускореннымитемпами развивались такие отрасли сельского хозяйства, как плодоовощеводство,садоводство, виноградарство и животноводство. В прошлом году выращено 12миллионов 592 тысячи тонн овощей, в том числе картофеля, 1 миллион 850 тысячтонн бахчевых, 1 миллион 556 тысяч тонн винограда, 2 миллиона 731 тысяча тоннфруктов.

Исключительно важное значениемы придаем углублению промышленной переработки сельскохозяйственного сырья,развитию инфраструктуры хранения выращенной продукции. В истекшем году созданыи модернизированы 230 предприятий по промышленной переработкесельскохозяйственной продукции, созданы и модернизированы 114 новых холодильныхкамер емкостью 77,8 тысячи тонн. Общая мощность хранения плодоовощной продукциив республике доведена до 832 тысяч тонн, что позволяет в течение годабесперебойно и без резких сезонных скачков цен обеспечивать население страныосновными видами сельскохозяйственной продукции, расширять ее экспортныепоставки, сохранять устойчивость цен.

Все это – результат самоотверженноготруда наших дехкан и фермеров, всех тружеников села.

И мне доставляет огромноеудовлетворение выразить им свою искреннюю признательность.

В истекшем году былапродолжена системная работа по обеспечению динамичного развития сферы услуг и сервиса как одного из самых важных факторови направлений углубления структурных преобразований и диверсификации экономики,повышения занятости, доходов и качества жизни людей.

В 2015 году сфера услугобеспечила более половины прироста валового внутреннего продукта. В настоящеевремя ее доля в ВВП достигла 54,5 процента против 49 процентов в 2010 году. Вэтой сфере работает более половины всего занятого населения.

Опережающими темпамиразвиваются банковские, страховые, лизинговые, консалтинговые и другие видырыночных услуг, способствующие развитию частного сектора и малого бизнеса встране. В этой отрасли действуют 80,4 тысячи субъектов малого бизнеса, чтосоставляет более 80 процентов от общей численности предприятий сферы услуг.

Особое внимание уделяетсяразвитию данной сферы на селе. В рамках реализации Программы по ускоренномуразвитию сферы услуг и сервиса в сельской местности за последние три года населе реализовано более 22,8 тысячи проектов, объем оказываемых услуг вырос в1,6 раза, а их потребление на одного сельского жителя – в 1,5 раза.

Уважаемые участникизаседания!

Подводя итог сделанному заистекший 2015 год, сегодня есть все основания сказать – нами осуществленаогромная по масштабам и глубине работа по обновлению и реформированию страны,достижению стабильных и устойчивых темпов роста и макроэкономическойсбалансированности экономики.

Несмотря на продолжающийсямировой финансово-экономический кризис, в отчетном году валовой внутреннийпродукт вырос на 8 процентов, объем производства промышленной продукции – на 8процентов, продукции сельского хозяйства – почти на 7, строительно-монтажныхработ – почти на 18 процентов.

Годовой бюджет выполнен спрофицитом в размере 0,1 процента к ВВП. Уровень инфляции составил 5,6процента, то есть в пределах прогнозных параметров.

Согласно рейтингуавторитетного Всемирного экономического форума Узбекистан входит впятерку стран с самой быстро развивающейся экономикой в мире по итогам2014-2015 годов и прогнозам роста на 2016-2017 годы.

Кроме того, в 2015году Узбекистан стал одной из 14 стран, получивших награды за достижение Целейразвития тысячелетия в области обеспечения продовольственной безопасности государствами-членамиПродовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

В 2015 году было обеспеченодальнейшее укрепление банковской системы, повышение уровня капитализации ирасширение инвестиционной активности банков. Совокупный капитал банковскойсистемы увеличился по сравнению с 2014 годом на 23,3 процента и достиг 7,8триллиона сумов. За последние 5 лет данный показатель вырос в 2,4 раза. Уровеньдостаточности капитала нашей банковской системы составляет почти 24 процента,что в 3 раза превышает общепринятые международные стандарты, а ее ликвидность –в 2 раза выше самых высоких индикаторных оценок.

Несмотря на существенноезамедление темпов роста мировой торговли и сокращение внешнего спроса, снижениемировых цен на важнейшие экспортные товары, нам удалось достичьположительного сальдо во внешнеторговом обороте, что позволило обеспечить ростгосударственных золотовалютных резервов.

О достигнутых результатах иукреплении макроэкономической стабильности в стране свидетельствует низкийуровень государственного долга, который не превышает 18,5 процента к ВВП.

Уважаемые соотечественники!

Устойчиво высокие темпы ростаэкономики и сферы услуг создали необходимые условия для реализации важнейшейприоритетной задачи – обеспечения занятости населения, прежде всеготрудоустройства выпускников профессиональных колледжей и высших учебныхзаведений.

В 2015 году создано свыше 980тысяч рабочих мест, из них более 60 процентов – в сельской местности.

Трудоустроено свыше 480 тысячвыпускников колледжей. Коммерческими банками им выданы льготные кредиты наорганизацию собственного бизнеса в объеме около 280 миллиардов сумов, что в 1,3раза больше, чем в 2014 году.

Достигнутые в 2015 годуустойчиво высокие темпы экономического развития создали прочную базу длядальнейшего роста доходов населения, повышения уровня и качества жизни нашихлюдей.

Заработная плата работниковбюджетных организаций, пенсии и стипендии были увеличены на 21,9 процента, ареальные совокупные доходы на душу населения повысились на 9,6 процента.

Хотелось бы отметить, чтодоля доходов от предпринимательской деятельности увеличилась до 52 процентовпротив 47,1 процента в 2010 году, что существенно превышает аналогичныйпоказатель в странах СНГ.

В нашей стране особоевнимание уделяется снижению уровня социального расслоения общества. Соотношениедоходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименееобеспеченного населения – так называемый «децильный коэффициент» – имеетустойчивую тенденцию к снижению и в 2015 году составило 7,7 по сравнению с 8,5в 2010 году.

Сложившийся международныйпоказатель, характеризующий расслоение по доходам, – индекс Джини в 2015 годусоставил 0,280 против 0,390 в 2000 году и по своему уровню значительно ниже,чем во многих экономически развитых и развивающихся странах мира.

Рост доходов населенияспособствовал повышению внутреннего потребительского спроса. Объем розничноготоварооборота возрос за год более чем на 15 процентов, а платных услуг – на10,8 процента.

Качественные измененияпроизошли в уровне и структуре обеспеченности населения товарами длительногопользования, большинство из которых сегодня производится у нас в стране. Вчастности, обеспеченность семей легковыми автомобилями достигла 42 на 100семей, что в 1,5 раза больше показателя пятилетней давности, персональнымикомпьютерами – 47 с ростом за этот период в 3,9 раза, кондиционерами – 31, или,соответственно, в 1,7 раза, мобильными телефонами – 234, или в 1,6 раза.

С удовлетворением хочуотметить, что по проведенным под эгидой ООН с участием группы независимыхорганизаций и международных экспертов в 2015 году рейтинговым оценкам 158 странмира по такому показателю, как «индекс счастья», характеризующему способностьстраны обеспечить своим жителям счастливую жизнь, Узбекистан занял 44-е местопротив 60-го места в 2013 году.

В центре нашего внимания вистекшем году были вопросы дальнейшего реформирования и совершенствования системыобразования. Ежегодные расходы на образование в Узбекистане составляютпорядка 10-12 процентов к ВВП, что почти в 2 раза превышает соответствующиерекомендации ЮНЕСКО (6-7 процентов) по размерам инвестиций в образование,необходимых для обеспечения устойчивого развития страны.

В 2015 году были осуществленыработы по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы 384объектов в сфере образования на общую сумму 423 миллиарда сумов, в том числепостроено по типовым проектам 29 новых общеобразовательных школ,реконструировано 219 школ и капитально отремонтировано 136 школ.

В Узбекском государственномуниверситете мировых языков построен новый современный учебный корпус на 2,2тысячи учебных мест, спортивный комплекс, а также гостиница для привлеченныхиностранных специалистов. Завершено строительство нового учебного блока вНавоийском государственном горном институте.

В сфере высшего образованиявнедрена принципиально новая, усовершенствованная система регулярнойпереподготовки профессорско-преподавательского состава вузов. В 15 базовыхвузах организованы курсы переподготовки и повышения квалификации руководящих ипедагогических кадров вузов, на которых уже прошли переподготовку около 2,7тысячи преподавателей.

В 2015 году на строительство,реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение 141 учреждения здравоохранениябыло затрачено около 500 миллиардов сумов. Завершены работы по реконструкции иобеспечен ввод Республиканского детского костно-туберкулезного санатория,Ургенчского филиала Ташкентской медицинской академии, областных многопрофильныхмедицинских центров в Андижане и Бухаре, областных детских многопрофильныхмедицинских центров в Карши и Самарканде, а также медицинских объединений вряде районов республики. Завершена оптимизация сельских врачебных пунктов соснащением их современным диагностическим и лечебным оборудованием.

В результате осуществляемыхмер за последние пять лет материнская смертность на 100 тысяч новорожденныхсократилась с 23,1 до 19 случаев, смертность детей в возрасте до 5 лет – с 14,8до 13,9, а младенческая смертность – с 11 до 10,7. По этим показателям нашастрана полностью достигла соответствующих Целей развития тысячелетия ООН.

Особое внимание в нашейстране уделяется развитию физической культуры и спорта, являющихсяважным и эффективным фактором укрепления здоровья населения. В 2015 году врамках реализации адресной программы строительства и реконструкции детскихспортивных сооружений за счет средств Фонда развития детского спорта сданы вэксплуатацию 35 типовых спортивных объектов, 12 плавательных бассейнов, 174школьных спортивных зала на общую сумму более 225 миллиардов сумов.

В 2015 году спортсменамиУзбекистана на чемпионатах мира, Азии и других международных турнирах завоеваносвыше 860 медалей, из них 311 золотых, 274 серебряных и 276 бронзовых. Особенноуспешно наши спортсмены выступают в таких видах спорта, как легкая атлетика,художественная гимнастика, бокс, борьба, дзюдо, таэквондо, конный спорт.

В центре нашего внимания напротяжении всего прошлого года было обеспечение полнойреализации принятойГосударственной программы «Год внимания и заботы о старшем поколении».

В реализацию программы быливовлечены все министерства и ведомства, предприятия и организации всех секторовэкономики, общественные структуры, в первую очередь фонды «Нуроний» и«Махалла», чтобы ни одна сфера жизни старшего поколения ни осталась бездолжного внимания и заботы.

Более 215 тысяч пожилых людейв прошлом году прошли бесплатное медицинское обследование. Нуждающиеся инвалидыимели возможность бесплатно получить свыше 11 тысяч протезно-ортопедическихизделий и технических средств реабилитации высокого качества. Около 70 тысячветеранов были охвачены медицинским осмотром и оздоровлены в стационарных исанаторно-курортных учреждениях. Всем долгожителям Узбекистана, достигшимвозраста 100 лет, к пенсии добавлены специальные надбавки в размере однойминимальной заработной платы.

Кроме того, с 1 сентябряпрошлого года введен новый перечень основных продуктов питания и товаровгигиены для бесплатного ежемесячного обеспечения одиноких престарелых иинвалидов, нуждающихся в постороннем уходе.

Всего на реализацию мер,предусмотренных в Государственной программе «Год внимания и заботы о старшемпоколении», за счет всех источников было затрачено 2 триллиона 246 миллиардовсумов и более 225 миллионов долларов.

Уважаемые участникизаседания!

Определяя основные приоритетысоциально-экономического развития нашей страны на 2016 год, мы не можем неучитывать серьезные проблемы, возникающие в связи с продолжающимся глобальнымкризисом, резким сокращением спроса, неопределенностью и существенно возросшейжесткой конкуренцией на мировых рынках, падением темпов роста производства ивсеми вытекающими отсюда последствиями, коснувшимися большинства государств вмире.

В этой связи непростыепроблемы, стоящие перед нами в 2016 году, диктуют необходимость полного отказаот изживших себя методов инерционного прогнозирования от достигнутого уровня,полагаясь на средние показатели развития.

Главным ориентиром для насдолжно быть непрерывное технологическое и техническое обновление производства,а также постоянный поиск внутренних резервов, осуществление глубоких структурныхпреобразований в экономике, модернизации и диверсификации промышленности.

Важнейшим направлениемреализации наших внутренних резервов и возможностей должно стать поэтапноеувеличение глубины переработки отечественных сырьевых ресурсов минерального и растительногопроисхождения, которыми богата наша земля, а также расширение объемов иноменклатуры производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Иначе говоря, само времятребует перейти на последовательные 3-4-стадийные циклы переработки сырья ввостребованную на мировом рынке продукцию по схеме: базовое сырье – первичнаяпереработка (полуфабрикаты) – готовые материалы для промышленного производства– готовая продукция для конечного потребления.

При этом возникаетнеобходимость при разработке и реализации программ проследить полный циклглубокой переработки по каждому виду первичного сырья – полуфабриката вплоть доготовой продукции конечного потребления.

Словом, нужно обеспечитьпрогнозирование всего цикла организации производства – от сырья до готовойпродукции с обоснованием целесообразности и окупаемости затрат.

Как показывают расчеты, врезультате выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью объемыпроизводства нефтегазохимической продукции могут быть увеличены с освоениемновых ее видов к 2030 году в 3,2 раза, изделий из цветных металлов – в 2,2раза, из черных металлов – в 2,3 раза, продукции химической промышленности,включая минеральные удобрения, – в 3,2 раза.

Углубленная переработкахлопкового волокна, фруктов и овощей по современным технологиям позволитувеличить к 2030 году объемы производства востребованной на внешнем ивнутреннем рынке экологически чистой готовой продукции текстильной и легкойпромышленности в 5,6 раза, плодоовощной продукции – в 5,7 раза.

Этот перечень можно продолжить.

Наряду с этим ростпроизводства современной готовой продукции с высокой добавленной стоимостью,востребованной на внешних рынках, станет основой устойчиво высоких темпов ростаее экспорта.

Надо сказать, что эта работав стране уже начата. Однако она требует кардинально нового программногокомплексного подхода, с тем чтобы по каждому перспективному виду сырья иполуфабрикатов, обладающих высоким потенциалом, иметь конкретную программуглубокой переработки, рассчитанную на 2020, 2025, 2030 годы.

У нас сегодня есть всеоснования, исходя из глубокого анализа тенденций развития мировой экономики,реальной оценки наших ресурсов и возможностей, поставить перед собойцелевую задачу – не менее чем в 2 раза увеличить к 2030 году объем валовоговнутреннего продукта нашей страны. За счет кардинальных структурныхпреобразований – обеспечить ускоренный рост промышленности и довести ее долю вВВП до 40 процентов против 33,5 процента в 2015 году, а долю сельскогохозяйства снизить с 16,6 до 8-10 процентов, сократить энергоемкость ВВПпримерно в 2 раза в результате широкого внедрения современных энергосберегающихтехнологий.

О реальности поставленнойзадачи можно судить исходя из следующих расчетов. Для того чтобы добиться ростаВВП за 2016-2030 годы в 2 раза, достаточно обеспечить среднегодовые темпыприроста на уровне 4,8 процента, тогда как за истекшие 11 лет среднегодовыетемпы роста ВВП в стране составили не менее 8 процентов.

Дорогие соотечественники!

Важнейшим приоритетомпредусмотренной на 2016 год экономической программы должно стать безусловное продолжение начатых системныхдемократических реформ и модернизации страны, глубоких структурныхпреобразований в экономике, прежде всего в промышленности и сельском хозяйстве,опережающее развитие и защита интересов частной собственности,предпринимательства и малого бизнеса, обеспечение макроэкономическойсбалансированности.

Мы поставили перед собойзадачу обеспечить в этом году прирост ВВП на уровне 7,8 процента, объемовпроизводства в промышленности – 8,2 процента, в сельском хозяйстве – 6,1,розничного товарооборота – 14 и услуг – 17,4 процента, сохранить инфляцию впределах 5,5-6,5 процента, обеспечить рост реальных доходов населения на 9,5процента, средней заработной платы, пенсий, стипендий и пособий с учетом предоставляемыхналоговых льгот – на 15 процентов.

Исключительно важная роль вреализации этих задач принадлежит выполнению Инвестиционной программы на 2016год как важнейшего инструмента структурных преобразований промышленности иэкономики в целом.

Следует принятьбезотлагательные меры по обеспечению безусловного ввода в установленные сроки,предусмотренные на 2016 год, 164 крупных инвестиционных проектов общейстоимостью более 5 миллиардов долларов.

Это, прежде всего, завершениестроительства: скоростного движения поезда «Афросиёб» до Бухары, двухпарогазовых турбин мощностью по 450 МВт каждая на Талимарджанской ТЭС,энергоблока мощностью 150 МВт на Ангренской ТЭС, трех блоков сероочисткимощностью 6 миллиардов кубометров газа на Мубарекском ГПЗ, новой плавильнойпечи производительностью 70 тысяч тонн меди на Алмалыкском ГМК, расширениемощностей цементного завода в Джизакской области до 1 миллиона тоннпортландцемента, освоение производства новой модели легковых автомобилей «Авео»(Т-250) в АО «GM Узбекистан».

В 2016 году в сельскойместности предусматривается построить 13 тысяч жилых домов общей площадью свыше1 миллиона 800 тысяч квадратных метров, а также проложить 900 километров сетейводо-, газо- и электроснабжения, 325 километров подъездных дорог.

В целом на развитие,модернизацию и структурные преобразования в 2016 году намечено направитьинвестиции в эквиваленте 17,3 миллиарда долларов с темпом роста 109,3 процента,из которых свыше 4 миллиардов долларов – иностранные инвестиции с приростомпротив 2015 года на 20,8 процента.

Особо хотел бы подчеркнутьнеобходимость повышения ответственности должностных лиц, независимо от ихведомственного подчинения, за завоз и установку техники и оборудования,отвечающих самым современным требованиям.

В этих целях в прошлом годупри Кабинете Министров Республики Узбекистан было создано Агентство поэкспертной оценке технико-экономических обоснований проектов вновь строящихся иреконструируемых производственных мощностей, техники и технологий. Именно снего будет, в первую очередь, строгий спрос за безусловное выполнение всемизаказчиками данного требования.

Недавно проведенноеспециальной комиссией Кабинета Министров изучение состояния этой проблемы напредприятиях легкой и текстильной промышленности выявило ряд серьезныхнедостатков в этом деле. Такие проверки надо продолжить.

Наряду с этим необходимовнести в Кодекс об административной ответственности и Уголовный кодексконкретные статьи по усилению ответственности заказчика за завоз и ввод в стройфизически и морально устаревшего оборудования.

Важной задачей являетсяпродолжение в 2016 году начатой работы по безусловной реализации основныхположений Программы развития и модернизации инженерно-коммуникационной идорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы.

В центре внимания должны бытьвопросы по завершению модернизации Узбекской национальной автомагистрали, длячего в текущем году необходимо обеспечить строительство и реконструкцию около 513 километровавтомобильных дорог.

В сфере железнодорожноготранспорта ключевым направлением станет дальнейшее развитие сети железныхдорог, обеспечение электрификации участка железных дорог Самарканд-Бухара ипродолжение работ по электрификации участка Карши-Термез. Важным событием годаявится завершение строительства 19-километрового железнодорожного туннеля черезперевал Камчик и открытие железнодорожного движения по линии Ангрен-Пап, чтопозволит обеспечить перевозку грузов железнодорожным транспортом междуобластями Ферганской долины и другими регионами страны.

Еще раз хочу подчеркнуть, чтоэто для нас жизненно важный, перспективный проект, который имеет не толькостратегическое и экономическое значение, но и характеризует возросший уровеньпрогресса, достигнутого нами в сфере коммуникаций и транспорта.

Уважаемые участники заседания!

Принципиально важнымприоритетом экономической программы на 2016 год и ближайшую перспективуявляется дальнейшее углубление реформирования и структурных преобразований всельском хозяйстве, эффективного использования земельных и водных ресурсов.

Надо сказать, что с переходомна фермерскую систему хозяйствования вопрос оптимизации размеров участков,которыми на правах арендной собственности наделяется каждое фермерскоехозяйство, остается актуальным.

Это, в первую очередь,связано с тем, что в условиях орошаемого земледелия, дефицита водных ресурсов ибольшой засоленности практически все посевные территории в РеспубликеКаракалпакстан, областях и сельских районах страны отличаются большимразнообразием по плодородию и бонитету земель.

Потребовалась системнаякропотливая работа для того, чтобы с учетом накопленного опыта развития,эффективности и рентабельности созданных фермерских хозяйств в различныхрегионах выйти на рациональное и оптимальное наделение их земельными участками.

При этом действенным факторомнедопущения и предупреждения субъективного подхода в определении размеровземельных участков стало то, что вся эта исключительно важная работа былавозложена на депутатский корпус, советы фермеров и общественность сельскихрайонов.

В результате оптимизацииземельных участков дополнительно создано свыше 17,5 тысячи фермерских хозяйстви более 250 тысяч новых рабочих мест. Наибольшее количество фермерских хозяйствобразовано в Ташкентской, Джизакской, Наманганской, Самаркандской,Кашкадарьинской, Ферганской, Андижанской областях и Республике Каракалпакстан.

Введен новый механизмнаделения и изъятия земельных участков для фермерских хозяйств, когда решениепринимает не хоким района, а районный Кенгаш народных депутатов по заключениютерриториальных советов фермеров и комиссий по рассмотрению вопросовпредоставления земельных участков.

Особо хотел бы остановитьсяна вопросе, имеющем принципиально важное значение для качественных структурныхпреобразований в сельском хозяйстве и развития экономики страны в целом.

Речь идет о поэтапномсокращении до 2020 года объема производства и государственных закупокхлопка-сырца с 3 миллионов 350 тысяч тонн до 3 миллионов тонн.

Как показывают расчеты, этотобъем производимого хлопка-сырца позволит, с одной стороны, полностьюобеспечить потребности, прежде всего текстильной и легкой промышленности, всырье с учетом его глубокой переработки, с другой – сохранить твердые позициинашей страны как поставщика хлопкового волокна и его производных на мировыерынки.

Надо сказать, что за счетсокращения производства хлопка-сырца на 350 тысяч тонн высвобождается порядка170,5 тысячи гектаров поливных земель. И при этом, как правило, высвобождаютсяземли с низким бонитетом, где урожайность хлопчатника не превышает 12-15центнеров с гектара – при средней достигнутой в стране урожайности 26,1центнера с гектара. Высвобождаются в основном засоленные земли, а также земли впредгорных зонах, непригодных для возделывания хлопчатника.

Немаловажное значение имеет итот факт, что в последние годы имеет место резкое падение цен ивостребованности хлопкового волокна на мировом рынке.

На посевных площадях,освобождаемых из-под хлопчатника, в первую очередь будут высеваться овощныекультуры, в том числе картофель, кормовые, масленичные культуры, создаватьсясады и виноградники.

В результате оптимизациипосевных площадей и внедрения современных агротехнологий к 2020годупредусматривается довести объемы производства зерновых колосовых культур до8,5 миллиона тонн с ростом на 16,4 процента, увеличить объем производствакартофеля на 35 процентов, других овощей – на 30, плодов и винограда – на 21,5,мяса – на 26,2, молока – на 47,3, яиц – на 74,5 процента, рыбы – в 2,5 раза.

При этом надо учесть, чтозначительно возрастут объемы экспорта этих видов продовольствия.

По-прежнему в центренашего внимания остаются вопросы, связанные с развитием социальной сферы,дальнейшим повышением уровня и качества жизни населения.

На социальную сферу в 2016году будет направлено 59,1 процента всех расходов Государственного бюджета, илибольше, чем в прошлом году, в том числе на образование – 33,7 процента,здравоохранение – 14 процентов. При этом затраты на текущее содержание иразвитие сферы образования возрастут против прошлого года на 16,3 процента,здравоохранения – на 16 процентов.

Особо хотел бы отметитьрастущий объем средств, направляемых на развитие материально-технической базывысших учебных заведений страны. Предусматривается выделить 355 миллиардовсумов на строительство и реконструкцию 13 высших образовательных учреждений, втом числе Каракалпакского, Бухарского и Самаркандского государственныхуниверситетов, Ферганского политехнического института. Также будет осуществленостроительство комплекса зданий Ташкентского государственного стоматологическогоинститута, новых учебных корпусов филиалов университета Инха и Сингапурскогоинститута развития менеджмента.

Важнейшей задачей для насостается обеспечение занятости населения – в 2016 году предусматриваетсясоздание около 990 тысяч новых рабочих мест, в том числе за счет ускоренногоразвития малого бизнеса и частного предпринимательства, сферы услуг будеторганизовано свыше 660 тысяч рабочих мест. В 2016 году нам предстоит обеспечитьтрудоустройство более 510 тысяч выпускников вузов, лицеев и колледжей.

Еще раз хотел бы напомнитьруководителям районных, городских, областных хокимиятов об их персональнойответственности за этот участок работы, имея в виду, что решение проблемызанятости молодых людей, наших детей, особенно в сельской местности, продолжаетоставаться для нас одной из самых актуальных задач.

Чрезвычайно важно приежегодном формировании плана приема в профессиональные колледжи и академическиелицеи всесторонне учитывать, какие новые объекты будут введены в строй через3-4 года на территории района, города, области, какие кадры, по какимспециальностям для них понадобятся, и на этой основе вносить соответствующиекоррективы по приему.

В условиях все болееужесточающейся конкуренции на мировых рынках приоритетное значениеприобретает кардинальное повышение конкурентоспособности нашей экономики,усиление поддержки предприятий-экспортеров, всестороннее стимулирование участияв экспорте фермерских хозяйств, малого бизнеса и частного предпринимательства.

Именно в этих сферах имеетсяогромный, еще незадействованный потенциал. При этом следует иметь в виду, что,в отличие от промышленных предприятий-экспортеров, субъекты малого бизнеса ифермеры освобождены от обязательной продажи банкам 50 процентов валютнойвыручки от экспорта своей продукции и сами должны быть заинтересованы впродвижении своей продукции на экспорт.

В первую очередь, следует ещераз критически пересмотреть систему льгот, предоставляемых экспортерам, принятьдополнительные меры по дальнейшему упрощению таможенных процедур, сокращениюсроков их осуществления и снижению тарифов на проведение внешнеторговыхопераций. Необходимо шире внедрять электронную форму оформления всех документови разрешительных процедур, связанных с экспортом продукции. 
Серьезная ответственность за разрешение всех этих вопросов возлагается наструктуры преобразованного Министерства внешних экономических связей,инвестиций и торговли.

Сегодня они несут всюответственность за координацию экспорта и вовлечение в экспортную деятельностьновых участников, расширение поставок нашей продукции на экспорт, освоениеновых рынков.

Самого серьезного вниманиязаслуживает опыт работы Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса ичастного предпринимательства, созданного в 2013 году при Национальном банкевнешнеэкономической деятельности. Это уникальная структура, которая призванаоказывать юридические, финансовые и организационные услуги субъектампредпринимательства по продвижению их товаров и услуг на внешние рынки.

В связи с этим считаюнеобходимым усилить финансовые возможности Фонда за счет увеличения в текущемгоду минимум вдвое размера его уставного капитала, а также расширить егополномочия, функции и перечень предоставляемых им финансовых услуг, рассмотретьвопрос о создании в регионах республики его структурных подразделений.

В современных условиях, вэпоху Интернета и электроники приоритетное значение имеетширокое внедрениесовременных информационно-коммуникационных технологий в отраслях экономики,кардинальное ускорение создания системы «Электронное правительство».

Весь мировой опыт показывает,что в настоящее время в глобальной экономике все более возрастающую роль изначение приобретает сектор информационно-коммуникационных технологий,включающий в себя производство компьютерных и телекоммуникационных технологий,разработку программного обеспечения и предоставление на их основе широкогоспектра интерактивных услуг. Не следует забывать, что развитие ИКТ напрямуювлияет на уровень конкурентоспособности страны, позволяет собирать и обобщатьогромные массивы информации, открывает широкие возможности для управления настратегическом уровне.

Надо сказать, что уже сегодняна ИКТ приходится примерно 5,5 процента мирового ВВП, а по оценкам авторитетныхмеждународных экспертов к 2020 году этот показатель превысит 9 процентов.

К примеру, в Республике Кореядоля сектора ИКТ в ВВП страны составляет свыше 11,8 процента, в Швеции – 7, США– 6,8 процента.

Несмотря на то, что впоследние годы этот сектор нашей экономики развивается опережающими темпами,надо признать, что мы находимся только на начальной стадии – на долю ИКТприходится лишь около 2 процентов ВВП.

В то же время у нас есть всенеобходимые ресурсы и возможности для более ускоренного развития этого сектора,имея в виду подрастающий в стране профессиональный кадровый потенциал, который готовятсегоднятакие действующие в Ташкенте зарубежные университеты, как южнокорейский Инха, ивузы нашей страны.

В преддверии нового года мы свами приняли решение назвать 2016 год Годом здоровой матери и ребенка. Всоответствии с вековыми традициями нашего народа мы твердо верим, что здороваямать, здоровый ребенок – это залог счастливой семьи, счастливая семья – основапроцветающего общества.

Нам предстоит огромная помасштабам и содержанию работа по реализации Программы года, в которой особоевнимание уделено таким вопросам, как дальнейшее укрепление системы охранысемьи, материнства и детства, формирование и укрепление материально-техническойбазы, кадрового потенциала перинатальных и скрининг-центров, патронажных служб,повышение уровня и качества ухода за молодыми матерями и детьми, созданиездоровой духовной среды в семьях, формирование девочек физически здоровыми иинтеллектуально развитыми, обязательное обучение их в академических лицеях ипрофессиональных колледжах, их регулярные занятия спортом.

При этом мы должны иметь ввиду, что от нашего постоянного внимания к этим проблемам, вне всякогосомнения, зависит дальнейшее укрепление физического, морального здоровья нашихдетей и матерей, всего нашего народа.

Уважаемые соотечественники!

У нас сегодня есть всеоснования по праву гордиться тем, что было сделано и исполнено нами в истекшем2015 году.

Мы вступили в юбилейный длянашей страны год – год 
25-летия независимости Узбекистана. Думаю, не ошибусь, если скажу, что длякаждого гражданина Узбекистана дело чести – внести весомый вклад в то, чтобы2016 год стал для нас достойным этой великой даты.

Конечно, предстоящий годбудет нелегким, но я убежден, что по всем параметрам и показателям онпревзойдет прошлый, 2015 год. В этом не может быть никаких сомнений.

Желаю всем вам удачи иуспехов в достижении этих благородных целей.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение